Художественный стиль мышления

Философия литературы  и философско-художественный стиль мышления очень интересно связаны.

А что такое философия литературы, чем она отличается от так называемой поэтики, в рамках которой очень много, бесконечно много рассматривается различные произведения, высказывается огромное количество суждений на эту тему?

Хотя у меня был достаточно большой багаж прочитанных художественных произведений. Я читал, запоем читал целыми собраниями сочинений к моменту моей аспирантуры в московском государственном университете, у меня отношение к художественной литературе было как бы так, можно сказать, взгляд с высока.
Ну ладно, пусть она будет, бывают же интересные книжки.

Но мой взгляд изменился благодаря лекциям профессора, доктора философских наук Кудрявцева Юрия Григорьевича, который занимался с нами, аспирантами второго года обучения кафедры философии гуманитарных факультетов Московского государственного университета.

Первый год обучения в аспирантуре прошел достаточно в таком, можно сказать и в хорошем смысле этого слова, в кондовом аспекте, учитывая, что кондовые бревна — в русском языке, может быть, означает фундаментальность.

На первом году у нас занятия вёл Колацкий Владимир, не помню отчество. Это был такой философский педант, все вопросы у него были в тетрадочках, расписаны и определённым образом расположены.

Кудрявцев Юрий Григорьевич, автор знаменитой книги «Три круга» Достоевского, филолог по образованию, но защищал диссертацию на соискание учётной степени доктора философских наук.
Он не пытался осознанно нас подтолкнуть на стезю философского смотрения философско-художественного стиля мышления.

Он обладал достаточно высокой степенью убедительности, и многие его лекции заканчивались овациями, аплодисментами аспирантов.

Фактически он подвинул меня на путь осмысления Достоевского именно как художественно-философского типа мышления, и с этой точки зрения можно сказать, что возможен такой подход,
возможен такой способ легитимизации особого философского мышления именно в аспекте того, что здесь возникают свои очень интересные особенности.

На эту тему знаю, любит говорить известный московский философ Алексей Козырев, декан философского факультета МГУ.

В целом мы можем, наверное, сделать ещё такой акцент на том, что художественная литература даёт возможность рассмотрения персонализации самого автора как некого психического субъекта, который берет на себя функцию описания других возможных психологических типов личности.

И в этой связи, может быть, интересно взглянуть и на Пушкина как мыслителя, как того, кто пытался думать о структуре мышления, о психологической структуре личности своего времени.
Мне думается, Евгений Онегин — это роман о поиске самого себя. Пушкин искал тип личности самого себя и окружающих.
И он не увидел ту личность, которая была бы значима в его мире.

И можно сказать, что это роман о 21 веке. Посмотришь вокруг, и как мало ты видишь красивых, чистых, психологически прекрасных людей.

И это максимально  актуальная тема и в наше время .;


Рецензии