Арсений Мацеевич

      Его звали при рождении Александром
  Мацеевичем,род его из польской шляхты,
  отец его был священником.
      Александр Мацеевич родился в 1697
  году в городе Владимире-Волынском,центре
  Владимиро-Волынского района Волынской
  области (ныне город переименован в город
  Владимир,по-украински Володимир).
     Он окончил духовную школу,Киевскую
  духовную академию.Стал известен как тала-
  нтливый проповедник.
     В 1716 году он принимает монашеский
  постриг с именем Арсений.
     В 1723 году рукоположен в иеромонахи.
     Он служил в Киево-Печерской Лавре,в
  Черниговской и Сибирской епархиях,в Вели-
  ком Устюге и в Соловецком монастыре.
     Отец Арсений Мацеевич участвовал в 4
  морских экспедициях,в результате которых
  на карту нанесено всё северное побережье
  Сибири.
     С 1738 года преподавал в Петербурге.
     26 марта 1741 года посвящён в сан мит-
  рополита Тобольского и всея Сибири,на
  сибирской кафедре защищал новокрещенных
  инородцев от произвола местной власти.За-
  ступался за всякого бедного и обездолен-
  ного.
     Здоровье его пошатнулось в условиях
  местного климата и его перевели на росто-
  вскую кафедру,где он как митрополит Рос-
  товский прослужил 20 лет.
     Написал,в частности,записку "О благо-
  чинии церковном", где впервые была затро-
  нута тема восстановления патриаршества
  на Руси.
     Написал 12 томов проповедей и заметок.
     В 1762 году на престол взошла импера-
  трица Екатерина 2-я,которая,кроме фавори-
  тов и расширения территории Российской
  империи,стала известна и политикой секу-
  ляризации крестьян и земель в пользу го-
  сударства.
      Секуляризация общества - это сниже-
  ние роли религии в обществе,это переход
  от общества,которое регулируется религи-
  озными традициями,к светской модели об-
  щества,существующего на основе внерелиги-
  озных норм.
      Есть ещё такое определение секуляри-
  зации - это переход лиц и вещей из сакра-
  льного(церковного)состояния в мирское
  (профанное).Осуществляется перевод цер-
  ковного имущества в государственную
  собственность.
      Процесс секуляризации шёл в Европе,
  он не мог не затронуть и Россию.Не надо
  думать,что секуляризацию в православном
  обществе начала немка Екатерина 2-я.
      Секуляризацию церковного имущества
  проводили и в Византии.
      "Манифест о секуляризации церковных
  и монастырских земель" был подписан царем
  Петром 3-м,мужем и одновременно троюрод-
  ным братом царицы Екатерины 2-й.
      Екатерина 2-я,пришедшая к власти в
  результате дворцового переворота,приоста-
  навливает действие этого документа.
      Дворянство же требовало секуляризацию
  крестьян и земель - с тем,чтобы власти
  впоследствии наделяли тех же дворян быв-
  шими церковными крестьянами и землями.
      Императрица Екатерина 2-я провела
  секуляризацию крестьян и земель в собст-
  венность государства:2 млн крестьян и
  10 млн гектар земли стали государственной
  собственностью.
      Сразу откликнулся митрополит Ростов-
  ский Арсений Мацеевич,он провёл Чин отлу-
  чения,куда добавил слова:против насильст-
  вующих и обидящих святыя Божия церкви и
  монастыри,принимающих данные тем от дре-
  вних Боголюбцев имения.
      Арсений написал два донесения Синоду.
  Синод оценил его слова как оскорбление
  Её Императорского Величия.Митрополит
  Арсений был арестован и доставлен на
  Синодальный суд,который постановил:снять
  сан,сослать в отдаленный монастырь без
  права письменного и словесного общения.
      Арсению было 67 лет,его сослали в
  Николо-Корельский монастырь.Монахи сочли
  его мучеником,настоятель относился к нему
  как к архиерею.
      Арсений и тут высказывался относите-
  льно политики секуляризации.В 1767 году
  два монаха написали на Арсения донесение,
  что он бранит Синод.
      Синод вынес приговор:лишить монашес-
  кого чина,переодеть в мирскую одежду,рас-
  стричь,переименовать оскорбительным име-
  нем Андрея Враля и послать в Ревель на
  вечное заточение.
      Ревель - это современный город Таллин
  Итак,его привезли в Ревельскую башню
  Гросштанпорт - в каземат 2 на 3 метра
  8 января 1768 года.Здесь он проведёт 5
  лет.
      К нему никого не пускали,он никогда
  не покидал каземата,содержался под кара-
  улом,не имел права говорить с караульным.
  При попытке разговаривать с караульным,
  было предписано:вставить ему в рот пыто-
  чный кляп.Кляп держали на виду в казема-
  те.
      Каждый месяц отправляли Екатерине
  2-й в Петербург рапорт,что узник ведёт
  себя тихо.
      Но Екатерине этого стало мало,она
  велела заложить дверь каземата,где он
  находился,кирпичами и оставить только
  маленькое окошко для передачи пищи.
      Но в конце концов ему отказали и
  в одежде,и в более-менее сносной пищи.
      За два дня до кончины Арсений просил
  прислать ему священника причастить Святых
  Христовых Таин.Екатерина разрешила.
      Со священника взяли расписку,что он
  ничего не расскажет под страхом смерти.
      14 марта 1772 года Арсений умер.Похо-
  ронен в тот же день у северной стены Ни-
  кольской церкви в Ревеле.
      На стене каземата нашли надпись Арсе-
  ния:"Благо мне яко смирил мя еси".
      Это слова из Псалтири царя Давида,из
  Ветхого Завета - Библии.
      Они означают следующее:хорошо,что Ты
  смирил меня,Господи.
      Смирил значит спас его и, тем самым,
  ввёл в Царство Небесное.
      А ведь он был талантливым проповед-
  ником Христовым,просветителем местных
  народов в Сибири,митрополитом,святителем
  и защитником бедных обездоленных людей,
  их помощником,почти единственным кто
  встал на защиту Церкви,у которой забрали
  миллионы крестьян и миллионы гектар зем-
  ли,Христовым мучеником.
      И для того,чтобы смирить и,тем са-
  мым,спасти его Господь поместил его в
  ужасающие условия жизни,когда митрополит
  заживо был замурован в каземат башни Ре-
  веля.Понимая это,Арсений пишет эти вели-
  кие слова из псалма Давида.
      Поместный Собор РПЦ 1917-18 годов
  признал недействительным лишение сана
  митрополита Арсения Мацеевича.
      Архиерейский Собор РПЦ 2000 года при-
  числил его к лику святых, принявшего му-
  чительную смерть за Христа и Его Церковь,
  за смиренное перенесение скорбей и за
  нестяжательность.
      Мощи его под спудом в православном
  храме святителя Николая в Таллине на ули-
  це Вене,24.
      Память его 13 марта,в високосный год
  12 марта.
      


Рецензии