Читая классику
Она как памятник стояла,
а он ей ноги целовал…
Перечитываю Мельникова-Печерского “В лесах”. Все-таки роман, и без любовных интриг ну никак, даже если писатель утонул в этнографии. Он изучал быт и историю старообрядцев Заволжья до основания, а особенно язык. Вообще за такую подачу исконного языка древних новгородцев, а потом переселенцев на Волгу, сохранивших старинную речь, надо Нобелевскую премию давать, пусть и посмертно!
Как правдиво запечатлен быт купечества, и какие картонные персонажи, не правда ли? Наверное, они и были такими, эти несгибаемые староверы, кроме упорства во всем ничего чужого, читай грешного, не одобрявшие. Была же поговорка у них - “чужое уже полведьмы”.
Ну вот хотя бы первая встреча влюбленных, Алексея и Насти. Как рождается любовь? Черт ее знает! Красавец, послушный сын, отличный работник, ну просто лубок, сталкивается в доме хозяина с его дочкой, покрасневшей при виде молодого человека. Это понятно - девиц держали в строгости, ночью даже на гулянье крещенское с молодежью не выпускали. Репутацию блюли не то, что теперь, берегли честь смолоду не на словах.
Но все же искра между двумя зажглась, а потом и разгорелась в губительный, как полагается в романах, пожар неистовой страсти. Восемнадцатилетняя Настя увидела молодого незнакомого мужчину в закрытом домостроевском доме, зарделась от смущения, голос ее оборвался, когда говорила отцу про чай, кажется.
А он пришел наниматься к очень влиятельному человеку ради своей семьи, чтобы спасти ее от нищеты. По дороге домой уже не мог думать ни о чем, вернее, ни о ком, а только об этой красавице в голубом сарафане и алой косыночке.
Как же нам, развращенным, трудно представить возможность зарождения страсти между мужчиной и женщиной при подобном раскладе! Какой тут флирт, если героиня в национальном костюме, с головы до пят, в кондовом доме с молельней и отцом-деспотом? Он их с сестрой заставлял несколько раз в день петь понравившиеся псалмы в знак расположения, а так - суровость, запреты и дикая воля собственника.
Наверное, запретный плод и есть то самое, сгубившее Адама и Еву, грех как вечное проклятие, невозможность любовного счастья? Что стало приговором с первого мгновения встречи?
А что же нынешняя свобода? Она делает влюбленных счастливее?
Свидетельство о публикации №225071801672