Когда вырастают крылья из камчатских дневников

часть 1.
Шаман успокаивает стихию
12 сентября. Берег Охотского моря. Камчатка. Национальное ительменское село Ковран, Балаганная площадь. Ночь. В самом разгаре обрядовый праздник ительменов «Алхалалалай». Шаман и бессменный руководитель ансамбля «Эльвель» Борис Жирков проводит таинственный обряд очищения от грехов и благодарения природы.
Телевизионная группа из Москвы приехала снять по заказу американцев этнографический фильм об ительменах Камчатки. Пламенными, страстными танцами гостей наповал сразили артисты из местных национальных сел Ковран, Эссо, Анавгай, Усть-Хайрюзово, Хайрюзово. Телевизионщики уже сами готовы пуститься в пляс, но у них творческое задание: надо отснять экзотический материал. Артисты ительменского ансамбля «Эльвель» исполняют танец «Урилдычи».  От неожиданно нахлынувших эмоций операторы не могут сразу справиться с заданием. Режиссер кричит: «Дубль два, дубль три». Ну сколько можно! Вы же участвуете в таинстве, разве можно разбивать его на «дубли».
Шаман безоговорочно подчиняется приказаниям режиссера, хотя тот, вернее та, не может понять, что сейчас режиссирует не она, а сама Природа, Земля, Небо, духи ушедших предков. Шаман спокоен. У него все получится. Накрапывает дождь, капли его становятся все крупнее, тяжелее и гуще. Грохнулся в неба ливень. Группа телевидения сворачивает свои камеры и микрофоны. Борис Жирков продолжает бить в бубен. Дождь старается залить костер, но звуки бубна подбрасывают жар в огонь. В небе появляется Ворон, облетает Балаганную площадь, где проходит таинство.  По преданиям Ворон Кутх – Творец Камчатки.  Он три раза каркает, приветствуя участников праздника, и улетает прочь. Шаман еще неистовее бьет в бубен, чтобы смирить разбушевавшуюся стихию. Дождь потихоньку смолкает.  Обряд продолжается.
Это был одиннадцатый по счету древний праздник со дня его возрождения. 1998 год. В этот год впервые прошел Конкурс красавиц «Мимсх Алхалалалай». В нем победит та, кто лучше всех исполнит ительменскую песню, танец, приготовит самое лучшее кулинарное блюдо. Ею стала местная жительница Ирина Квасова. Ее выбрали односельчане, окружив красавицу плотным кольцом.
Этот год стал богатым на дебюты. Впервые был издан и представлен на празднике сборник песен ительменского композитора и певца Анатолия Левковского.  Жаль, что издан он не в России, а в Америке. Проект реализовал ученый-этнограф и друг ковранцев Дэвид Костер. Во время презентации сборника композитора тепло и искренне поздравляли односельчане.
Впервые в истории ительменов был издан и представлен на празднике «Алхалалалай» компакт-диск «Ганкалу Хит» - несколько композиций  ительменского горлового пения в исполнении солиста ансамбля «Эльвель» Леонида Сысоева. (Позже Леонид будет основателем и руководителем танцевального коллектива «Алгу» в с. Соболево).  В основе композиций – звуковое сопровождение танцевальной постановки Леонида Сысоева «Гонки на собачьих упряжках». Диск был выпущен на средства Тигильского районного отдела культуры, ительменской общины «Тхсаном» и Натальи Богачевой.
Да, это был один из моих продюсерских проектов. В тот день я рассказала, как шла работа над диском. Создать, записать и обработать эти несколько уникальных композиций взялся выпускник Гнесинского училища, бывший солист Большого театра, ныне известный композитор и аранжировщик Дмитрий Козлов. Материал потом ляжет в основу нашего документально-поэтического фильма «Горячий источник», где я была продюсером и автором сценария.
Позже мы впустим еще один компакт-диск  и видеофильм национальных ительменских песен и мелодий и исполнении Бориса Жиркова и артистов ансамбля «Эльвель». В реализации проектов будут участвовать Наталья Богачева, Олег Запороцкий и отдел культуры Тигильского района. Это также будет впервые в современной истории ительменского народа.
Но вернемся к празднику в Ковране. Местный художник Александр Притчин – гений! Из оленьей кости простейшими инструментами он создавал необыкновенных человечков, вкладывая в эти образы дух тысячелетий жизни одного из древнейших этносов планеты - Ительменов. Каждый герой– со своим характером, манерами, повадками. Их прообразы – местные жители,  –  забавные старички и старушки. Меня так вдохновил уникальный талант художника, что захотелось ему что-нибудь подарить. В другой свой приезд в Ковран привезу ему инструменты -  резцы разных размеров. Художник создаст два уникальных обручальных кольца –  в виде нерпы и медведя. Работы Александра разлетелись по всему земному шару – уехали в Германию, Америку, Японию, Москву и Питер. А что художник?  Как это бывает очень часто, художник голодал. У него не было денег и не на что было купить хлеб. Я тогда спросила: «Саша, бывают ли у тебя творческие взлеты?». Он ответил так: «Бывают. Один раз работал неделю без перерыва, чтобы заглушить чувство голода»…
Праздник в разгаре. Все танцуют, поют, радуются, веселятся. Гремят бубны.  В то же самое время в Ковране очереди за хлебом, во многих домах холодно: нет дров, чтобы растопить печь, электричество дают по несколько часов в день. За эти часы надо успеть сварить обед или ужин, постирать, помыть и накормить детей… Никто не жалуется. Привыкли, или другого никогда не видели. Люди смеются, шутят, поют, танцуют. И удивляют. Всегда удивляют.
12 сентября – мой день рождения. Несколько лет подряд я встречала его в Ковране на празднике «Алхалалалай». В тот день 12 сентября посчастливилось получить один из самых ценных подарков в жизни: я увидела зрелище, которое не каждому посчастливится лицезреть.
  Марафон
Стемнело, обрядовый праздник уже подошел к концу, народ начал расходиться. Неожиданно загрохотали бубны. На Балаганной площади показался ительменский вождь Олег Запороцкий и объявил о первом танцевальном марафоне. Участвовать в конкурсе на самого выносливого танцора записались девять пар. Среди них: участники праздника из разных камчатских сел. Был даже москвич Дима, ему ительмены придумали второе имя - Белый Орел.
  Пары встали в круг. Бубнисты заняли свои места. С первыми ударами бубнов участники начали танцевать темпераментно и страстно. Особенно отличались пары Юра Мещеряков и Алена Зуева. Они – артисты. Юра много лет танцует в «Эльвеле», бабушка Алены – Татьяна Гуторова – автор ительменской легенды «Эльвель» основала одноименный ансамбль, передала Алене много древних знаний, старинных песен, танцев.
«Алена, Юра» - кричат 12-летние мальчишки. Они тут же рядом с полюбившейся парой образовали свой кружок и не отстают от танцующих.
Зрители то и дело норовят войти в круг «марафонцев». Строгое жюри их останавливает, иначе пару снимут с дистанции.
Валерий Мещеряков – родной брат Юры, также артист ансамбля «Эльвель». Когда-то он танцевал в молодежном коллективе «Уйкоаль», которым руководил талантливый хореограф Сергей Кевевтегин. Многому Валера научился у композитора и хореографа Валерия Этнеута. Очень жаль, что так рано и безвременно В. Этнеут ушел из жизни…
В. Мещеряков выбрал себе пару – Валентину Жданову. Оба – профессиональные танцоры.  Валя работала в «Уйкоале», в корякском академическом ансамбле «Мэнго». Эта пара давно знает друг друга, им есть о чем поговорить в танце. Вспоминали танцевальные программы коллективов, песни Валеры Этнеута; пели, шутили, смеялись, грустили. Сколько чувств и воспоминаний пронеслось в их душах за эти несколько часов танцев.
«Лида, держись, - поддерживает мильковчанку Лидию Удавихину старейшина Коврана Никита Захарович Запороцкий. Лида танцует с москвичом по прозвищу - Белый Орел, он же – майор службы безопасности. Она – профессиональный хореограф, через пару лет переедет в Ковран и вольется в ансамбль «Эльвель». После ухода Бориса Жиркова к Верхним людям Лида станет художественным руководителем ансамбля. Кроме того, что она – хореограф, она – прекрасная мастерица и обучает молодых эльвельцев мастерству изготовления украшений из бисера, одежды и предметов быта из оленьей, нерпичьей и рыбьей кожи. Лида станет победителем многих смотров народного творчества в Москве и за рубежом.
…Ительменский Танец под непрекращающиеся удары бубнов уже живет своей жизнью. На третьем часу у участников открылось второе дыхание. В качестве приза победителей ждет музыкальный центр, занявших второе и третье места – по мешку сахара! (В 90-е годы это был, пожалуй, самый ценный приз!). Танцоры уже не думают о призах или аплодисментах болельщиков. У них открылось второе дыхание. Они медитируют, души их отрываются от земли и уносятся ввысь, в Небо, к Звездам и Луне.
За десять минут до окончания марафона сходит с дистанции Алена Зуева и почти плачет от отчаяния. Она готова была танцевать, но в эти дни болела простудой и вышла на состязание,  сбив  температуру таблетками. Организм не выдержал и сдался. Всего десять минут отделили ее и Юру Мещерякова от победителей! Все признали, что эта пара танцевала лучше всех! Но се ля ви! В конкурсе все по-настоящему, и судьи очень строгие.
…Звуки бубнов в это время уже напоминают рокот извергающегося вулкана. Бубнисты то и дело меняются местами, чтобы не оглохнуть от тяжелой вибрации. Зрители уже давно стали участниками марафона, образовав вокруг пар широкий круг. Рядом танцуют дети, старики, женщины, мужчины, милиционеры и журналисты, водители и рыбаки.
Три часа ночи. Уже погашены прожектора, освещающие с десяток деревянных идолов вдоль берега реки Ковран. Скоро наступит рассвет. Танец продолжает жить подвластной древним законам жизнью. Некоторые участники уже едва стоят на ногах, но держатся.
«Через десять минут конкурс завершается, - предупреждает Председатель жюри Олег Запороцкий. – Смиряйте свой пыл, потихоньку приходите в себя».
Но участники, кажется, его не слышат, продолжают двигаться в ритм ительменских песен и ударов бубнов. Они бы танцевали до рассвета, как делали в древности их предки. Но ровно через десять минут все смолкает и строгое жюри останавливает Танец.
Первый ительменский марафон длился четыре часа 45 минут. Потом будут другие состязания, марафон перекочует в Сосновку, в Петропавловск-Камчатский, в Москву. Но этот, первый, запомнится и останется в истории ительменского народа.
Правда, надо ради точности факта сказать, что был еще один марафон. За год до этого. Он начался  спонтанно во дворе старейшины села Ковран Никиты Захаровича Запороцкого и длился чуть больше двух часов.
Сегодня танцевальный ительменский марафон занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый протяженный в мире. Сейчас пары танцуют более 16 часов. Танцевали бы и больше, если бы жюри не было таким строгим…
Продолжение следует.


Рецензии