Купол под облаками
Хозяева «комариного рая»
Оренбургское казачье войско появилось в XVIII веке, как мощный заслон юго-восточной границы Российской империи от бушующего, не признающего никаких границ и дипломатических отношений кочевого мира Центральной Азии. Именно это привело к созданию «пограничных линий» из десятков и сотен крепостей и редутов по рекам Самаре, Сакмаре, Ую и Тоболу. По мере продвижения государственной границы вглубь Азии, казаки с синими лампасами появились даже на границе с Афганистаном. С подчинением в 1868 году Бухарского, а в 1873 году Хивинского ханства, Россия взяла на себя и контроль над их границами по рекам Пянджу, Амударье и горным хребтам Копетдага. Вместе с воинами Отдельного корпуса пограничной стражи России службу на знойных рубежах несли казаки 5-го Оренбургского казачьего полка, расквартированного в Чарджоу и Самарканде.
Наиболее сложный в рельефном и климатическом отношении отрезок этой границы проходил от переправы Чубек на Пяндже до русского укрепления Термез. Как раз в центре его оказался маленький гарнизон пограничников в кишлаке Сарай: почти все солдаты-пехотинцы, непрерывно атакуемые комарами, через месяц службы начинали мучиться от малярии, неделями отлеживаясь в лазарете. Казаков же малярия не брала! Военные врачи так и не смогли установить причину этого феномена. Так или иначе, но это вынудило русских пограничников полностью перейти на конные патрули: они вылавливали афганских контрабандистов и грабителей сразу, как только те, переправившись через реку, выходили из топких тростниковых зарослей.
Именно казаками в гарнизоне была построена небольшая церковь - единственная на сотни верст вокруг! Правда, один храм, построенный на Пяндже в 1907 году, уже был, но он был слишком далеко. Его описание и фотография сохранились в одной из книг о среднеазиатской границе замечательного военного писателя и публициста полковника Д.И.Логофета. Долгое время службы в нем шли только тогда, когда сюда с огромным трудом добирался батюшка из Термеза или Самарканда. Как свидетельствуют архивные документы, постоянный причт этой церкви был утвержден только 28 декабря 1913 года.
Квадратное — катать, круглое — таскать!
В 1895 году на Памире было проведено разграничение между Россией, Афганистаном и Китаем. По подписанному тогда договору Россия получала право содержать свои военные (пограничные) гарнизоны на Западном Памире (Горном Бадахшане). Осенью 1895 года в Рушане (в кишлаке Калаи-Вамар), в Шугнане (в кишлаке Хорог), а весной 1896 года в Вахане (в кишлаке Зунг) были организованы русские пограничные посты.
Через несколько лет штаб Памирского пограничного отряда, располагавшийся с 1893 года на «Посту Памирском» (ныне пос. Мургаб), был перенесен в Хорог, который стал фактически и центром административного управления формально входивших в состав Бухарского ханства Шугана, Рушана и Вахана.
С момента организации здесь русского пограничного гарнизона, представленная пограничниками и членами их семей здешняя русская православная община обходилась лишь духовным окормлением изредка наезжавших сюда из Ходжента (через Ферганскую долину) священников. Однако необходимость в православном храме возрастала из года в год. В 1905 году полковник Елагин, служивший в свое время на Памире, пожертвовал капитал на Памире, пожертвовал капитал в 10 тысяч рублей (сумма по тем временам огромная!) на постройку православного храма в одном из высокогорных пограничных пунктов на границе с Афганистаном.
Туркестанский генерал-губернатор генерал-лейтенант А.В.Самсонов приказом по Туркестанскому военному округу от 2 декабря 1909 года определил этот капитал обратить на постройку храма в Хороге, назначив в состав комитета по постройке храма начальника Памирского отряда, а его помощником - начальника Хорогского поста и инженера ферганской инженерной династии.
Смета и план храм были составлены в следующем 1910 году инженером-полковником Бурмейстром, после чего пограничники приступили к заготовке строительных материалов. Сразу необходимо отметить, что почти все (за исключением камня) приходилось везти во вьюках и волоком из Ферганской долины - колесная дорога на Памир была еще не разработана. Казаки 6-го Оренбургского казачьего полка, составлявшие основную часть русских пограничников на Памире, шутили по поводу этих караванов: « Начальством приказано: квадратное — катать, круглое — таскать!». Строительство церкви в Хороге, на высоте 2600 м. над уровнем моря, продолжалось свыше пяти лет, и было завершено к середине 1916 года.
Деятельное участие в организации строительства приняли начальники и офицеры Памирского погранотряда. Стены храма возводили как казаки и солдаты-пограничники, так и местные жители - таджики-шугнанцы. Освящение храма Архангела Михаила совпало с 25-летием создания Памирского погранотряда, и, как думается, было специально совмещено с ним, дабы подчеркнуть важность этого бастиона духа для воинов-порубежников на одном из самых сложных участков российской границы.
Крестный путь казаков
Летом 1917 года раскаты Русской революции докатились и до «медвежьего угла» России - Памира. Начальником Памирского отряда в то время был полковник Валериан Викторович Фенин. В 1895 году он окончил Оренбургский Неплюевский кадетский корпус и служил в Туркестанском военном округе. Здесь он окончил Ташкентскую офицерскую школу восточных языков по классу хиндустани (хинди), урду и фарси. За храбрость на фронтах Первой мировой войны офицер был награжден Георгиевским оружием. В 1915 году после ранения его отправили в «родной» Туркестанский округ подлечиться. Однако командование округа, испытывавшее острую нехватку офицеров, ушедших на фронт, быстро нашло ему место для «лечения» - отправило начальником Памирского отряда! Волею судьбы он стал последним начальником этого самого высокогорного русского гарнизона…
Его заместителем был назначен штабс-капитан Сергей Анатольевич Безобразов, также отправленный командованием «на лечение» после полученного на фронте «ранения в левый локоть, контузии и частичной потери слуха на левое ухо».
Верные присяге, офицеры, казаки и солдаты отряда сохраняли верность Временному правительству России вплоть до 30 августа 1918 года, когда большевистские власти Туркестана решили переподчинить себе гарнизон военной силой. Силы были неравны и В.В.Фенин предложил своим сослуживцам, несогласным служить Советской власти, покинуть Родину.
В середине ноября 1918 года начался беспримерный зимний поход тридцати двух пограничников в Индию. Он был неимоверно трудным: погибли все лошади, и люди вынуждены были идти пешком 700 километров, преодолевая заваленные снегом перевалы на высоте свыше трех тысяч метров над уровнем моря. Немало казаков погибло от холода и в боях с горными племенами Афганистана и северо-восточной Индии. Фенин потерял в пути смертельно простудившихся жену и малолетнего ребенка, и сам чуть не погиб. Фактическим руководителем маленького отряда стал штабс-капитан Безобразов. Только в середине января 1919 года измученные холодом и горной болезнью казаки вышли на территорию Британской Индии.
Интересно, что с уходом казаков с церкви в Хороге исчез крест. Долгое время никто не мог сказать, куда он делся? Но в 1929 году в Таджикистане при взятии г.Гарма в плен Красной Армии попал оренбургский казак Савелий Пименов, уже несколько лет служивший военным инструктором у басмачей. Он и рассказал на допросе в ОГПУ, что крест был унесен отрядом Фенина-Безобразова, дабы не оставлять святыню на поругание новой, безбожной власти. Как считал казак, именно крест помог совершить тот фантастически трудный поход последних русских пограничников.
Валериан Фенин остался на Востоке и умер в 1933 году в Багдаде, где возглавлял «Русский дом» - организацию русских мигрантов. Сергей Безобразов перебрался в Манджурию, где активно участвовал в деятельности русских военных организаций Белой армии. В 1946 году он был арестован, вывезен в СССР и расстрелян.
В конце 1920-х годов от здания церкви Михаила Архангела остались лишь каменные стены: она была разрушена советскими властями и остатки здания использовались в хозяйственных целях. В настоящее время вопрос о восстановлении здания ставится самими жителями г.Хорога, для которых эта церковь издавна была символом их защиты русскими пограничниками.
Свидетельство о публикации №225071800358