Битва во тьме и Жизнь во Свете
Егорка Шел на поправку и уже по нескольку раз в день выходил на небольшой импровизированный спортивный городок рядом с домом, где Егорыч ему ещё в детстве поставил шикарную настоящую гимнастическую перекладину.
Речи о сложных гимнастических упражнениях в виде «Замка» или передней и задней «Склёпки» ещё не шло, но подтянуться десяток раз и сделать пару подъёмов с переворотом молодой воин был уже в состоянии.
- Помнишь наш разговор о победе над фашизмом? - загадочно прищурившись поинтересовался Егорыч, обратившись к Егорке?
- Конечно, дедушка помню! - живо откликнулся правнук, - Ты тогда меня огорошил мыслью о том, что если бы вы на той войне воевали против фашизма, то проиграли бы её.
- Да, совершенно верно. А ты тогда для себя очень важные выводы сделал и я не стал детализировать свой тезис про войну с фашизмом, чтобы не перегружать тебя. Но, думаю, что поговорить о деталях всё же нужно.
- Давай! - с энтузиазмом отреагировал Егорка, - Я как пионер — всегда готов!
- Понимаешь какое дело, тогда в 45-ом мы не победили фашизм, а только остановили агрессора этим самым фашизмом одержимого. Фашизм — это аномалия — своего рода тень от предмета, закрывшего собой источник света, метафизическая тьма если хочешь.
Егорыч внимательно посмотрел на правнука и продолжил.
- Что бы ты предложил, чтобы одержать победу над такой метафизической тьмой?
- Самое простое, что приходит на ум — это включить свет (метафизический свет — свет правды, если хочешь) и осветить пространство нашей жизни. Свет правды и прогонит эту метафизическую тьму.
- А что бы ты предложил, чтобы не только победить метафизическую тьму, но и избавиться от метафизической тени?
- Даже от тени?! - задумчиво повторил вопрос Егорка, - Возможно нужно придать всему свойство прозрачности, тогда свет проникнет во все уголки и тень исчезнет сама собой?
- Логично. Но давай тогда повнимательнее разберём что такое всеобъемлющая тотальная прозрачность? - продолжил Егорыч.
- Такая тотальная прозрачность, как я думаю, это отсутствие возможности врать и преступать закон. Допустим, была бы такая прозрачность во времена Коуэла Пауэла и его обман с порошком в пробирке сразу стал бы всем очевиден… Или вот, например, сели бы главы МИД Германии и Франции подписывать гарантии безопасности легитимной передачи власти от Виктора Януковича через организацию выборов нового президента, а тут бац и становится их враньё очевидным. Тогда Янукович понял бы, что к чему и отдал бы приказ «Беркуту» — раз два и порядок в стране, все живы и ни каких тебе государственных переворотов.
Егорка сосредоточенно посмотрел на деда и резюмировал:
- Представь, если бюджетные деньги невозможно украсть, то их никто не крадёт. Если невозможно нарушить общественный порядок, то его никто и не нарушает. Если всё прозрачно, то никто ничего не скрывает и дурные помыслы злоумышленника становятся очевидными для всех.
Егорыч так же внимательно посмотрел на правнука уже уверенно вставшего на ноги после злополучного ранения на СВО и спросил:
- Если всё-всё сделать прозрачным, то тогда где же личность человека? Если всё внешнее проходит сквозь человека ни сколько не задерживаясь, и даже не отражаясь, то наш мир превращается в мир невидимок, а личность человека и вовсе исчезает.
Егорка замолчал. Мысленно он уже выстроил целую систему аргументацию в защиту цифровизации всего и вся, но вдруг осознал, что тот, кто будет стоять у руля этого процесса может отбросить на весь мир и всё цифровизированное человечества такую тень, что каземат в неофашистском плену может показаться раем…
- Слушай, дед, а ведь если посмотреть повнимательнее на всю эту цифровую прозрачность с учётом аспекта нравственной ответственности, то …
- То картина становится более сложной, а значит более достоверной.
Возникла пауза. Егорка ясно почувствовал — то, что давало ему внутреннюю опору в дискуссии вдруг стало сыпаться, а свет дедовой рассудительности приоткрыл для него ранее упущенное из вида.
- Что тебя так смутило? - заботливо поинтересовался умудрённый сединами старик.
- Понимаешь какое дело, все современные технологии направлены на то, чтобы сделать мир прозрачным, и логика этого процесса такова, что это всё во благо человеку, всё во имя человека. А твой вопрос вдруг картину изменил. Смотрю и не понимаю, а сам то человек в этом искусственном благе где, в чём его роль? Быть цифровым винтиком, строго исполняя прописанную ему программу действий? И, если самого человека в этой тотальной прозрачности как бы уже и нет, а есть только оцифрованная функция, то для кого такое «благо» конструируется?
- Ну, что ж, - глядя куда-то в даль констатировал Егорыч, - Вот мы и подошли к фундаментальному вопросу современности о человеке. Чтобы не пытать тебя и не перегружать своими вопросами я сам предложу тебе ракурс взгляда на сложившуюся ситуацию в отношениях между человеком и техническим прогрессом. Надеюсь, ты не против?
- Не-а, дед, я только за.
- Всякая сверх идея ослепляет и тогда — в своём коммунистическом прошлом, мы, впали в такую слепоту. Радостью Победы, надежды на светлое будущее человечества, лозунги про победу над фашизмом, планы построения коммунизма… а про вскрывшуюся теперь геополитическую слепоту последнего руководителя «страны советов» я просто деликатно промолчу.
Егорка, наблюдая за лёгкой едва заметной иронией своего прадеда, прошедшего по жизни через эпоху фатальных потрясений и говорившего о них сейчас с какой-то внутренней мягкостью, и сам потихоньку стал настраиваться как бы на такой же лад тихой умудрённости, но не выдержал.
- Погоди, погоди дедушка, ведь не так страшен этот «виельзевул», как его намалевало моё воображение. Если посмотреть повнимательнее, то цифровизация в частности и технический прогресс в целом, сами по себе лишь инструменты в человеческих руках. Весь вопрос в самом человеке — как сам человек себя мыслит и как он применяет то, что в его руках.
Если человек мыслит себя только как объект между тьмою и светом, то тьма становится метафизической неизбежностью, хоть в виде тени, которую отбросит «человек-предмет», хоть в состоянии обратной стороны луны, когда свет уже и на самого человека не попадает.
Теперь уже Егорыч видя нарастающее оживление в правнуке, подхватил его сдержано оптимистичную волну и продолжил:
- Но, если человек мыслит себя не как статичный предмет, а как возможный источник света, и осознает личную нравственную ответственность за отбрасываемую им самим тень, заслоняющую свет правды для других людей, то технические достижения становятся не средством тотального контроля, а средством помощи одного человека другому.
Теперь ты чувствуешь глубину слов Христа, когда он сказал своим ученикам, что они будут в Нём, а Он в них? Добрые, подлинно братские отношения человека к человеку в нашем мире и есть Свет Христов, в котором любая техника из оружия причиняющего смерть превращается в орудие созидания добра, а «цивилизация наживы и тотального контроля одних над другими» превращается в ЦИВИЛИЗАЦИЮ ТВОРЧЕСКОЙ СИНЕРГИИ, где каждому человеку, семье, народу, стране есть место и пространство для созидания красоты — как в физическом, так и духовном измерении.
- Бли-и-н! - по детски наивно заулыбался Егорка, - Как же я сам раньше не догадался! Ведь единственное, что не отбрасывает тень — это источник света, а, чтобы тьмы вокруг нас не стало, нам всем нужно учиться как быть таким источником.
- Только не спеши, чтобы это открытие не стало для тебя сверх задачей, затмив собой Источник Библейского Откровения…, - констатировал прадед, потрепав вихрастую голову своего юного дарования.
…………………
Егорка возвращался на фронт. Надежды на нового американского президента не оправдались, поскольку устойчивый мир с единственным «гегемоном» на планете Земля попросту невозможен — гегемон собой свет добра заслоняет. Ну, а пока «цивилизация запада» не осознала то, что она своей сверх идеей человечеству нормально жить мешает, нужно строить мир в отдельно взятом содружестве самодостаточных независимых государств, а, если стержень такого содружества вдруг станет прогибаться под гегемона, то и в отдельно взятой стране, с учётом всей полноты нашего исторического опыта.
Главное агрессивные приступы неофашизма купировать, а потом уже, с учётом всех обстоятельств, тихо и мирно расчищать авгиевы конюшни посредством решения задач вдумчивой денацификации и демилитаризации…
Свидетельство о публикации №225071800381