Прогулка по дамбе

ЗАМЕТКИ НАТУРАЛИСТА

Эта прогулка была невероятно интересная и необычная. Мы забирались в страшные заросли, шли по ужасно разбитым машинами дорогам, выходили на речные просторы, забредали в непроходимые заросли, но разве может нас что-то остановить – ничего. Когда мы вдвоём нам ничего не страшно – нам жутко интересно!

Итак, мы забрались в дебри Берендеевы. Сразу скажу, нормальные люди сюда не пойдут. Под деревьями было мрачно, нас встречали поваленные деревья, тропа, ведущая неизвестно куда, но было так интересно. А самое главное для нас – присутствие птиц, за которыми мы как раз и шли, чтобы понаблюдать и послушать.

И вот идя по тропе мы слышим один и тот же повторяющийся звук, одна единственная нота – пи, пи, пи, пи. Сначала мы не обратили на монотонный звук никакого внимание, продолжая записывать и определять других птиц и думали, что птица его издающая, испугается нас и улетит. Но не тут-то было.

Писк не только не прекратился при нашем появлении, а стал намного интенсивнее. А вот это уже нельзя было игнорировать, да мы и не стали этого делать, полностью переключившись на источник звука. Теперь нам стало интересно, кто же это?

Сначала мы попытались воспользоваться услугами определителя птиц, но он упорно не желал определять, вызывая у нас полное недоумение. И у нас появилась в связи с таким положением вещей, что вероятно звуки выдаёт не взрослая птица, а птенец или птенцы. И возможно звуки птенцов не записаны в систему.

В итоге, мы стояли под деревом, на котором скорее всего было дупло большого пёстрого дятла, которого мы видели на стволе и вероятно в дупле, очень истошно кричал молодой дятел, но при этом определитель ничего не показывал, от слова - совсем. А нам было очень интересно и в тоже время непонятно. Молодого дятла мы так и не обнаружили, но точно знаем, что это был он.

Но тропинка упрямо звала дальше, и мы не стали ей возражать, продолжив движение. А в поваленных рядом деревьях и создавших те самые настоящие дебри перепрыгивали с ветки на ветку дрозды.

Из лесных зарослей мы вышли к водоему, искусственно созданному и внешне крайне неприглядному, ввиду обилия пуха покрывавшего водную гладь. Но не смотря на внешнюю непритязательность воды, в этой протоке плавало большое утиное семейство, состоящее из мамы утки и 11-ти уже подросших утят! Они все дружно что-то собирали с поверхности воды и ели.
Рядом с ними плавали молодые селезни, яркие, красочные и не обременённые жизнью, в плане воспитания молодого поколения.

Идя вдоль воды и наблюдая за утками, мы оказались в небольшой березовой роще. И надо сказать количество встреченных нами певчих птиц резко пошло на убыль, снизившись практически до нуля. Пока мы шли по темным и мрачноватым лесным дебрям нас сопровождало большое количество разнообразных птиц – вездесущие пеночки, встречающиеся на каждом шагу. И надо сказать, что их очень много. А также к ним присоединялись обыкновенная зеленушка, соловей, зяблик, несколько видов славок – серая и черноголовая и конечно дрозды – черный и певчий.

И вот идя рядом с березовой рощей нас сопровождала – тишина, птичье безмолвие. Оно было настолько ярким и так контрастировало с многоголосьем лесных зарослей, что невольно было отмечено сознанием. Удивительно. Как видно резкая тишина нас пугает и настораживает. Она неестественна и вызывает чувство тревоги. Нам нужны звуки, но звуки природы, рядом с которыми мы становимся спокойными и гармоничными.

Наконец березовая роща хоть и прекрасная, и наполненная солнечным светом, но почти безмолвная осталась позади и её сменили привычные заросли – густые, порою непролазные, временами темные, но такие живые и наполненные звуками.

Утиное семейство осталось позади, и водная протока расширилась настолько, что образовала небольшое озерцо, в котором плескались, другое слово трудно подобрать, взрослые утки.

Сначала мы подумали, что они исполняют брачный танец, но потом поняли, что это всего лишь банный день. Вода была вероятнее всего очень теплая, потому что очень хорошо припекало солнышко, утки плескались, а наплескавшись взбирались на широкие трубы, чтобы обсохнуть и погреться в солнечных лучах.

Рядом с нами, шумной и большой стайкой учился летать молодняк обыкновенных скворцов. Черная и говорливая стая вдруг срывалась с одного дерева и совершив в небе невероятный пируэт приземлялась на другое. Глядя на стаю скворцов меня восхищает их невероятная синхронность! Они напоминают мне танцоров, отработавших танец настолько, что они становятся единым целым. Такие действия завораживают. И человек эту синхронность отрабатывает многочисленными тренировками, точно также, как и скворцы, многочисленными полётами.

Они работают как единый организм. Вдруг все вместе взлетели, также всей массой повернули направо или на лево, совершили круг или ещё какое движение – и всё это вместе! А я всё переживала, что в Казани нет скворцов. Есть и очень много, просто надо, что называется знать места. Теперь я эти места знаю. Спасибо биноклю и определителю птиц.

Понаблюдав за молодняком скворцов, мы вышли к реке, большой и просторной. И вот тут нас встретило несколько новых птиц и интересное растение.

Прибрежные заросли тростника очень высокие и густые. Лишь иногда встречаются открытые выходы к воде. Поскольку тростник уже стал зеленым и заросли его достаточно густые, то видеть водоплавающих птиц довольно трудно, а вот слушать не составляет труда.

Стоя у одной открытой протоки и наслаждаясь видом речного простора мы стали свидетелями, вернее слушателями воинственного диалога между лысухой и камышницей. Они что-то не поделили. Выяснение отношений было довольно бурное, но стройные камыши не позволил нам лицезреть данный конфликт, и как написано в литературе по этим птицам, мы слышим классический примет неуживчивости лысух и камышниц. Однако классика, классикой, но мои наблюдения говорят, что эти птицы не всегда ведут себя воинственно. Они вполне могут мирно сосуществовать.

Далее, идя по тропинке вдоль реки мы услышали и увидели сорок. Казалось бы, птица довольно распространённая, но на просторах города попадается нам не часто. А почему? Да потому что в городе властвуют – галки, серые вороны и особенно грачи. И если эти птицы есть на какой-то территории, то сорокам туда вход закрыт.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…


Рецензии