И смех, и слёзы...

Мастера слова

Библия по сути своей – Книга серьезная, а не развлекательная. Однако же, замалчивание содержащегося в ней юмора означало бы искажение самого духа Библии.
Для многих читателей окажется неожиданностью узнать, что - эврика! - в Священном Писании представлен широкий диапазон юмора – от наименее интеллектуальных (фарс) до иронии и игры слов. В нём отражены и комедийные ситуации, и сатира, и  ирония. Надо только внимательно читать и наслаждаться мастерством древних авторов.

Можно ли смеяться, читая Библию? Не над ней, разумеется, а вместе с ней. Можно! И даже нужно. Написанное евреями Священное Писание - это ведь не только хроника веры, страданий и спасения, но и зеркало человеческой природы. А где человек - там и смех, и слёзы. Там и танец, и тоска. Там и пророк, спорящий с ослицей, и вдова, наседающая на несговорчивого судью.
Юмор в Библии — не поверхностный. Но и не громкий. Он тонкий, ироничный, иногда почти незаметный. Но он есть. И он, юмор этот, есть часть той самой мудрости, которая делает Писание живым, человечным и удивительно современным.

Эта моя статья - всего лишь попытка взглянуть на Священную Книгу именно с точки зрения юмора. А взялся за эту тему, потому что даже в самых её серьёзных библейских стихах и строках можно найти светлую улыбку — если читать непредосудительно, внимательно и с открытым сердцем.

Сокрытая жемчужина...

Книга всех книг Библия рассказывает не только о войнах,  не только о вере, о страдании и спасении, но и о человеческой природе как таковой. А где человек — там и смех,  и слёзы бывают. Поэтому в Старом Завете и говорится о том, что у людей, а, значит, и у нас с вами, уважаемые читатели, есть "Время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать" (Екк. 3:4). 

Это выражение стало крылатым. Оно напоминает нам: жизнь полна контрастов - от восторженного ликования до невыразимой печали.  И всё это — часть замысла Творца, который, согласно  Писанию, тоже не лишён эмоций и чувства юмора. Он и нам не запрещает юморить, смеяться, веселиться и даже плясать.
Хотя, надо признать, что для некоторых шибко строгих протестантов пляски стали чем-то недопустимым. Но ведь сам Царь Давид, возвращая в Иерусалим Ковчег Завета, организовал торжественную процессию, в ходе которой он и его подданые плясали от радости. Против, как ни странно, выступила только одна женщина: Мелхола, жена  Давида. Почему? Вопрос скорее риторический, чем провокационный...

Юмор в Священном Писании редко бывает очевидным. Он чаще проявляется в иронии и сарказме. Пророки нередко используют язвительные образы. Например, великй Израильский пророк Исайя насмехается над пьяницами, «Могучие пить вино» (Ис. 5:22). «Могучих» сегодня, наверняка, поболее, чем было их в древние времена... И это уже вовсе не смешно. Хотя, как посмотреть.

В целом юмор в Библии несколько сдержанный. Сухой. Но меткий. Его можно сравнить с сокрытой от наших любопытных глаз жемчужиной. Почитайте - и убедитесь.

Хмурые лица...

Будучи однажды в одной из церквей небольшого города Дюрен, расположенного между Кёльном и Аахеном, обратил внимание на серъёзные, почти скорбные лица прихожан - переселенцев из бывшего СССР. В лицах этих отражалась неизбывная тоска или даже безысходность. Но почему? Ведь христиане, по идее, должны бы радоваться спасению и громко петь от счастья не по указанию церковной инструкции, а от полноты сердца! Ведь дети Божьи живут в ожидании встречи со Христом-Спасителем! Ждут Его Царства.

Да, я знаю о тяжком прошлом миллионов бежавших из бывшего СССР российских немцев. Грустные их лица знакомы мне с детства. На своей шкуре все прелести прозябания и выживания этой самой большой в ту поры диаспоры, я испытал. Через всё это и кое-что ещё (см. резюме в Проза.ру и некоторые моих там статьи) я тоже прошёл. Поэтому вполне их понимаю. Но вот приезжий пастырь никак не мог объяснить себе увиденное в Дюрене. Однако, выйдя на трибуну, он, видимо из солидарности, тоже принял весьма серъёзное выражение лица... И продержал его до конца, впечатлившей всех, проповеди.  И на том спасибо.

Собаку за уши...

Библия не призывает к унынию. Напротив - даже самые значимые тексты допускают легкий юмор. Он частенько скрыт под тонкой иронией или парадоксом. Вспомним комическую ситуацию с Валаамом и его ослицей (Чис. 22). Прорицатель не видит ангела, а животное - видит... Более того, ослица говорит с ним! Это почти притча с комическим оттенком, но и с назиданием. Особенно для множества современных интернет-предсказателей, которые, кажется, знают больше, чем пророки Израиля. Даже точные даты предстоящих грандиазных, глобального масштаба событий им известны... Не верьте им. Дату Второго Пришествия Христа, как, врочем, и все остальные важные для последнего времени (а именно в нём мы уже пребываем) даты знает только лишь Отец наш Небесный. Так говорит Библия.

В текстах Писании можно также встретить сарказм и преувеличение. Эти литературные приёмы используют, например, Царь Соломон и, опять же, пророки. В Притче 26:17, к примеру, сказано, что  «Вмешиваться в чужую ссору — всё равно что хватать собаку за уши». Этот образ просто не может не вызвать улыбку.

Лёгкий юмор спрятан, к примеру, в некоторых библейских именах. Имя Исаак (Ицхак (;;;;;;;) в переводе с древнееврейского означает "он будет смеяться" или "пусть смеется". Правда, смеялся не столько он, сколько жена его, Сара, узнав, что родит в 90 лет... (Быт. 18:12). Смех прошёл, когда родила обещанного ей Ангелом Господним Исаака. Наступила радость. А если смех в какой-то мере и продолжился, то уже над собой. Над своим неверием. И наивностью.

Верблюд и богач...

Евангелии содержат серьёзные тексты, но и в них есть моменты, где даже сам Иисус использует иронию, преувеличение и образные сравнения. Делает Он это для того, чтобы глубже и понятней донести до читателей истину. Пример: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:24). Это гипербола, вызывающая визуальный комический эффект. Представить верблюда, пытающегося пройти сквозь игольное ушко — это абсурд, но, заметьте, с глубоким смыслом. И, главное, запоминается. Особенно после того, как прочтёшь ещё и о том, что Помазанник Божий Христос придёт для маленьких, простых и скромных людей.

Показателен и следующий стих: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своём глазе не чувствуешь?» (Мф. 7:3). Яркий образ и гиперболическое сравнение, тоже вызывающее визуальный комизм. Представить человека с бревном в глазу - это почти карикатура, но с глубоким смыслом, потому как зримо осуждает лицемерие, фарисейсво, лицедейство. Этот образ заставляет не только улыбнуться, но и задуматься, на себя примерить.

В другом месте Иисус называет Иакова и Иоанна  — сынами грома (Мк. 3:17), после того как они хотели низвести огонь на самарян... Это прозвище — добродушная насмешка над их чрезмерной пылкостью, чрезвычайным рвением.  Очень убедителен и показателен и пример с незрячими: слепой ведёт слепого (Лк. 6:39). Этот образ  не только вызывает улыбку, но и критикует духовную слепоту иных, казалось бы весьма религиозных, людей. Или вот: соль, потерявшая силу (Мф. 5:13). Иисус говорит, что такая соль «уже ни на что не годна» — кроме как быть выброшенной и попираемой. Это саркастическое замечание о бесполезности чего-либо, не содержащего внутренней сути и не имеющего никакой ценности.

Одержимая бесом...

Некоторые стихи, связанные с хождением Иисуса, тоже содержат забавные элементы, которые также вызывают улыбку и призывают к азмышлению. Например, псы и крохи (Мф. 15:21–28). Просящая исцелить свою одержимую бесом дочь  хананеянка, отвечает Иисусу на его отказ: «Но и псы едят крохи, падающие со стола господ их». Её остроумие и некоторая дерзость вызывают восхищение у Иисуса.

Другой пример - монета в рыбе (Мф. 17:27). Иисус говорит Петру: «Поймай рыбу, и в её рту найдёшь монету (статир, четыре драхмы, - П.Б.)».  Забавно, казалось бы, но это в то же время и явный элемент чуда. (Хотя, иные комментаторы Писания считают, что Учитель имел ввиду, что за эту рыбу можно выручить необходимую  сумму для кесарьского налога. Я так не думаю).

Ещё один потешный случай: ученики спорят, кто из них больше (Лк. 22:24) На фоне страданий Иисуса последователи Его вдруг начали  спорить о своём величии... О том, кто из них больше… Ну,  почти как дети в песочнице. Однако, Иисус, опять же, отвечает им с мягкой иронией. Почему? Наверное, потому что Он их любит. Понимает. И прощает.

А вот забавная история с решительной вдовой и упёртым судьёй (Лк. 18:1–8). Здесь Иисус рассказывает притчу о вдове, которая «достала» судью своей настойчивостью. Это почти комедия о силе воли и результатах рационального и разумного упорства. Сказано же в Библии, что христиане должны быть  «мудры (умны, осторожны, - П.Б.) как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16 ). Та вдова, по-видимому, обладала даже чем-то большим, чем тут названо. Чувством юмора уж точно...

Перепуганные ученики...

Как видим, Сын Божий очень метко,  остроумно, иронично, но и педагогично воспитывает своих учеников, тактично характеризует библейских героев и ситуации, в которых они фигурируют.

Ещё примеры: Пётр у двери (Деян. 12:13–16). Пока апостол Пётр стучит в дверь, насмерть перепуганные ученики спорят, не Ангел ли это... Про Христа уже и как бы забыли... Ведь Он, в их понимании, умер... Хотя Иисус  трижды предупреждал их, что на третий день воскреснет.

А вот и вовсе куръёзный пример из Нового Завета. Его так можно назвать: Евтих и окно (Деян. 20:9). Сидящий на подоконнике юноша по имени Евтих, засыпает во время долгой проповеди Павла и... падает из открытого окна... Павел его воскрешает.  Этот ироничный момент, показывает, что даже апостолы могут быть многословны. И что далеко не всех интересует то, что за горизонтом их понимания и восприятия. Но это вовсе не оправдывает иных нынешних священников, часами прокламирующих своё видение мира и библейских текстов, котрые они сами ещё толком не поняли.
Я как-то побывал на собрании баптистов в Висбадене. Трудно поверить, но рыженький дьякон долго и нудно пытался доказать, что апостол Павел был ярым противником Божьих Законов... Как говорится, и смешно и грешно.

Последний пример: Закхей на дереве (Лк. 19:1–6), Здесь мы снова встречаемся с мягким юмором. Маленький человек лезет на дерево, чтобы во что бы то ни стало увидеть Иисуса. Сцена вызывает добрую улыбку, особенно когда Иисус говорит: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Интерпретирую: «сойди скорее, а то ещё упадёшь, травмируешься, а этого не хотелось бы ни тебе, ни Мне».

Медный шум...

Настоящим мастером иронии является апостол язычников Павел. В первом своём письме коринфянам  (12:21) он пишет: «Глаз не может сказать руке: ты мне не нужна». Это образное сравнение, которое с юмором иллюстрирует важность каждого члена Церкви. В том же послании, но уже в стихе 13:1, стоит следующее: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею — я медь звенящая или кимвал звучащий». Сравнение с медным шумом, конечно же, ироничное, но весьма поучительное.

Впрочем, подобных «звучаний» мне уже не однажды приходилось слышать. У иных проповедников не то что любви, кротости и такта маловато, но и познаний Писания явно не хватает, чтобы обучать других. Видимо хотят показаться,  поучительствовать, а то и блеснуть... Чтобы заметили? Похвалили? В старшие или там в дьяконы выбрали? Это тоже уже далеко не смешно.

Итак, библейский юмор поучителен, помогает запомнить содержание стихов, показывает человечность  Сына Божьего - Иисуса, делает библейские тексты более доступными для всех категорий читателей.

Мышке на беду...

Юмор, конечно же, имеет место и в традициях авторов Священного Писания, а это есть евреи - потомки Авраама. Еврейский юмор чаще всего ирония, самоирония или игра с абсурдом. Он помогает им, особенно в изгнании, справляться с трудностями и проблемами, коих было и есть более, чем достаточно.

В современном Израиле юмор, шутки — непременная часть культуры общества. Они присутствуют в сатирических шоу, в анекдотах о политике, армии и формализме в  иудейских традициях. Высмеивают с отротой, но без влобы, а, значит, с любовью. Даже в Талмуде есть примеры юмористических диалогов — например, история с Хони Круговером, который «угрожает» Богу с тем, чтобы пошёл, наконец, дождь...

Народная мудрость говорит, что «Шутка греет человека». Так оно и есть. И всё же надо помнить, что «Всякая шутка надвое растворена: коту потешно, а мышке на беду». Эта пословица подчеркивает, что юмор и шутки могут иметь разные последствия для разных людей в разных ситуациях. Однако, бояться их не следовало бы. И на этот случай народная мудрость имеет ответ: «Смешного бояться — правды не любить».
В любом случае, шутка, то бишь, юмор есть, как мы с вами выявили, и в Библии. Но, если кто-то эту старую, мудрую и священную Книгу  воспринимает с ухмылкой и даже потешается над ней и её авторами, то можно сказать следующее: «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой»... Любим?

Над кем смеёмся?

Юмор всегда помогал  евреям и неевреям, героям и негероям Священного Писания справляться с трудностями, выражать протест и сохранять достоинство. Даже в самых тяжёлых обстоятельствах - от изгнаний до Холокоста - евреи сохраняли способность шутить и смеяться. Это был уже не просто юмор, а форма духовного сопротивления экстремальным обстоятельствам. И немцы, их бывшие угнетатели, тоже многое пережили и многому - через страдания и раскаяние - научились. Юмору и улыбке, к счастью, тоже. Ну, а русский лаконичный и эмоциональный юмор со своей добродушной усмешкой, всем известен.

Разумный, добродушный юмор учит смирению. А смиренный, богобоязненный человек в состоянии и посмеяться над собой, признать свою ограниченность и полную зависимость от Творца.

Но вернёмся к Библии. Как уже отмечалось выше, по сути своей она – серьезная книга, но ее человеческая сторона выражается, помимо прочего, и в присущем ей юморе. Но юмор в ней, в отличии от светского, не циничный, не вульгарный и не оскорбляющий, а тонкий, позитивный, интеллектуальный. Его характерной чертой является остроумие, которым не сказать, чтобы многие из нас обладали. Поэтому есть смысл заглянуть в сокровищницу человечества - Книгу всех книг. Там придётся вам, дорогие читатели, не только удивиться людской жестокости и мудрости, но и наивности, чудачествам и глупостям человеческим. Улыбка и даже смех - гарантированы.

Сквозь слёзы

Смех - редко и, будем надеяться, только у малого количества представительных и, конечно же, уважаемых граждан является признаком дурачины. Скажу больше: смех, в основе своей, один из способов нашего с вами выживания. Но классическая еврейская мудрость говорит ещё и нечто другое: «Человек планирует, а Бог смеётся»... Ну, Бог всегда смеётся последним. И хорошо так.
Слава Богу, что Он, Господь наш, может прощать, любить и даже посмеяться над нами... Согласитесь, поводов у Него для этого предостаточно...

Но Он же, Всевышний, хранит и шаг за шагом ведёт нас к Избавителю нашему - Мессии-Христу. Низкий поклон Ему за это. И сердечная благодарность. И, непременно, с улыбкой, даже если и сквозь слёз, которые пока ещё никто не отменил.

Петер Браун


Рецензии