На войне атеистов нет

Что есть вера в жизни человека? В благодатной тишине мирных дней, когда сердце не сжимает страх, а хлеб на столе – обыденность, мы, по большей части, лишь декларируем веру. Но стоит лишь грому войны разорвать небеса, как люди начинают не просто верить в Бога – они начинают веровать. И это – пропасть различий. Когда человек лицом к лицу со смертью, когда вокруг лишь пепел надежд, единственная опора – это мольба о Божьей помощи. Там, на передовой, приходит осознание, что судьба твоя не безразлична Творцу. И когда вера врастает в сердце, смерть уже не кажется таким всепоглощающим кошмаром. Бесчисленны рассказы бойцов о чудесных спасениях, о том, как ангел-хранитель укрыл от смертельного огня.
Откуда родом фразы: «В окопах не бывает атеистов» и «На войне неверующих нет»? История умалчивает. Но известно, что родились они в пламени Второй мировой и с тех пор звучат эхом сквозь десятилетия. Это не только крик отчаявшейся души, ищущей духовной поддержки в смертельной опасности. Это еще и свидетельство того, что даже тотальное искоренение веры не смогло вытравить ее из сердец людских.
Церковь испокон веков – страж Родины. Патриотизм – её незыблемое кредо. Когда грянула Великая Отечественная, многие пророчили, что разгромленная и униженная Церковь не поддержит власть, а предастся захватчикам.
Но случилось обратное. Образ Церкви и её святых прост и вечен: не любящий Родину – не гражданин отечества земного, а значит, недостоин и небесного. Это не просто исполнение долга, это святое служение, защита духовных ценностей, будущего, детей, женщин, самой веры.
В своих послевоенных воспоминаниях, маршал Чуйков, удостоенный звания дважды Героя Советского Союза и прославленный как маршал Победы, оставил глубокое высказывание: "Истинный герой – тот, кто, проявив мудрость и отвагу, отдал жизнь, ускорив наступление победы. Но дважды герой – это тот, кто смог одолеть противника и остаться в живых". На передовой царит первобытный инстинкт – выжить. И тогда солдаты обращаются к высшим силам, цепляются за обереги и талисманы, верят в приметы, как в последнее спасение.
К кому воззвать о спасении – личный выбор каждого. Но главная надежда солдата в любой войне – на Бога, как бы он ни назывался. И даже атеистическая пропаганда не смогла убить веру. В окопах Великой Отечественной перед атакой молились многие, даже коммунисты и комсомольцы – молча, про себя, но с уверенностью, что Бог услышит их мольбы.
Религиозные корни имеет и традиция, перешедшая из Русской императорской армии в Красную – надевать чистое белье перед боем. Времена и власти менялись, а в солдатском сознании жила вера: если суждено умереть, то перед Богом нужно предстать во всем чистом.
Мне думается, неслучайно Господь попустил открытое противостояние между Россией и коллективным Западом именно сейчас, когда до губительной пропасти остался лишь шаг. Лишь реальная угроза стране пробудит в душах русских мужчин суровый дух предков, воспламенит их сердца.
Я повторяю вновь: на войне атеистов нет. Даже убежденные атеисты становятся верующими, и не просто верят в Бога, а учатся веровать. А это – истинная вера. Потому что веровать в Бога – это хранить в себе сострадание, милосердие и человеколюбие. Хранить не на словах, а на деле. Хранить в любых, даже нечеловеческих условиях.
Приближается день, когда специальную операцию на Украине назовут своим именем на государственном и церковном уровнях – войной сил Света с силами тьмы за Святую Русь. И когда наши воины с Победой вернутся домой, это будут уже другие люди – истинно верующие православные христиане, умеющие мыслить и правильно оценивать ситуацию в стране. С них и начнется духовное преображение России.
Именно эта трансформация на передовой – самое ценное приобретение войны. Человек, познавший истину в лицо смерти, уже не сможет жить как прежде. Он увидит мир другими глазами, оценит простые радости, которые раньше казались незначительными. Он поймет цену жизни и цену дружбы, цену верности и цену любви. И самое главное – он поймет цену веры.
Война – страшное испытание, но и великий очиститель. Она срывает маски, обнажает души, заставляет людей проявлять себя такими, какие они есть на самом деле. В мирное время мы прячемся за социальными ролями, за лицемерием, за ложью. На войне это невозможно. Там каждый – открытая книга, в которой видна каждая мысль, каждое чувство, каждое действие.
Поэтому ветераны войны – особая категория людей. Они прошли через огонь, смерть, страх, но выжили. И не просто выжили, а стали сильнее, мудрее, лучше. Они знают то, чего не знают другие. Они видели то, чего не видели другие. Они пережили то, чего не пережили другие. И потому имеют право говорить правду, какой бы горькой она ни была.
Возвращение с войны – не конец, а начало нового этапа. Этапа переосмысления ценностей, приоритетов, убеждений. Этапа обучения жизни в мире после войны. Этапа поиска своего места в обществе, за которое ты сражался. И этот этап может быть не менее сложным, чем сама война.
Но я верю, что наши воины справятся. Они уже доказали, что способны на многое. Потому что за ними – правда. Потому что они верят в Бога. И потому что их ждет Родина. Родина, которая нуждается в них. Родина, которая верит в них. Родина, которую они любят.


Рецензии