Два Виктора

  Виктору Логунову после обеда позвонила Светлана Гулевская и сообщила, что его закадычный друг, земляк и одноклассник, умер полчаса назад. Это было ожидаемо: Виктор уже три года маялся от неизлечимой болезни, прошел все круги ада, но проиграл, болезнь оказалась сильнее.
  В квартире Логунова несмотря на летнюю жару было прохладно, сидя в кресле, он немного откинулся назад, закрыл глаза, и воспоминания сами потекли широким потоком, как в весеннее половодье небольшой речушки, которая протекала на дне огромной балки, в которой располагалось их село. Они были детьми послевоенной  поры, прошло каких- то четыре года мирной жизни, и они появились на свет. Их отцы были фронтовиками, оба с войны пришли с тяжелыми ранениями. Федор Тихонович Гулевский, веселый балагур и шутник, был ранен в ногу и при ходьбе заметно хромал, стал ниже ростом, но в остальном остался прежним, компанейским и добродушным человеком, а Иван Филиппович Логунов с простреленным легким  был вчистую списан еще в сорок третьем. Федор Тихонович прожил долгую, полноценную жизнь, а вот Логунов умер  от раны в свои тридцать четыре года, оставив вдове троих сыновей  и дочь мал мала меньше в наследство, а младшему, Вите, в ту пору исполнилось только полгода.
  Трудная, а потому запоминающаяся  жизнь была у Логунова: ни одежды, ни еды толком не было- ходил в чем придется, а еда вся с огорода да и птица, разводимая во дворе, выручала. Гулевские жили покрепче: Федор Тихонович заведовал складом сельпо, где было все, а мать работала в школе учителем, тогда как мать четверых детей - сирот разрывалась на трудной колхозной работе от зари до зари, а дети практически были брошены дома, и вся- то ее надежда была на старшего сына. Шли годы, жизнь стала, хоть и не так быстро, но налаживаться. Ребятни  в послевоенной  деревне было много, и Богу было угодно соединить две молоденькие, совсем тоненькие судьбы, два Вити подружились с тех самых пор, когда стали понимать, что к чему.
  Их детство было насыщенным и интересным, они не играли в казаков- разбойников, а играли в войну, им никто о ней не рассказывал, но они понимали, что и как происходит на войне, наверно потому, что были рождены от отцов только что пришедших с войны, которые, наверно, передали им сильные гены, которые хорошо знали, что такое война; они с годами тоже были способны воевать  и побеждать врага.
   Логунов часто бывал в доме своего дружка, ему там перепадал кусочек хлеба  и чего повкусней, а деревянный пол выкрашен  в темно- коричневый цвет разительно отличался от их земляного. Они часто бывали у Федора Тихоновича на складе, где в тайне от него прорывали дыры  в картонных ящиках с конфетами и пряниками  и ели, сколько хотели да еще и уносили с собой в карманах, как Витькин отец покрывал недостачу, им было неведомо, наверно, списывал на мышей.
  В первый класс пошли вместе  и практически все десять лет сидели за одной партой. Они вместе многое, что бывает в жизни, попробовали - первая затяжка  из соседнего табачного листа, который рос  в огороде, ночные походы за яблоками и грушами, которые, такие вкусные, росли только у старой, престарелой бабы Гали; первая рыбалка, ночное у костра, сон на душистом, мягком сене, припасенное буренкам, да мало ли еще чего было первым в их жизни. После окончания школы пошли служить в армию, призывали в разное время, но попали служить  в один городок подмосковья и могли видеться в увольнении, а то и в самоволке. Но жизнь разводит людей, вот и у них так: Витька Гулевский после службы уехал в областной центр, устроился слесарем на крупном заводе, а Витек Логунов остался в деревне, собирался со временем жениться на молодой вдове с ребенком, мать отговаривала, а он ни в какую, женюсь, и все тут, но подвела невеста: встречалась тайком  с одним из прежним ухажером, вот и отказал ей Виктор в своей семейной жизни. А тут дружок Виктор из города приехал, узнав ситуацию, забрал с собой одноклассника, мол, в городе будем устраивать свою жизнь, и, правда, жизнь их круто изменилась.
  Время меняет каждого человека. Логинов позже поступил в институт, стал работать учителем в школе, но спустя какое- то время они с другом поступили на службу в милицию. Виктор Иванович дослужился до полковника, а Гулевский закончил службу подполковником. Выросли дети, внуки, и вот теперь им исполнилось по семьдесят  пять лет, жизнь прошла.
  Когда Виктор Иванович Логинов  подошел проститься со своим другом, он положил свою теплую, еще крепкую руку, на бледную, исхудалую и безжизненную руку и сказал:
  -Прости, друг, если когда невзначай обидел тебя словом  или поступком, видит Бог, я не хотел этого. Прощаю все твои сказанные, ненужные слова и действия в мой адрес. Я благодарю тебя за верность нашей дружбе, за то, что ты все годы поддерживал и помогал мне, делился  сокровенным и всем, что было у тебя. Спи спокойно, дорогой друг! Царствие тебе небесное!
  Отойдя чуть в сторону, Виктор Иванович подумал:
  - Произошло то, что должно было произойти в этой простой  и такой сложной жизни. Таков закон, и изменить его или поправить в этом мире не дано никому.

  P.S.  Когда Логинов вернулся с похорон друга, несмотря на жару и проблемы с сердцем, выпил рюмку водки, помянул светлую душу своего тезки и тихо заплакал.
18.07.2025

Посвящаю другу детства Гунькину Виктору Федоровичу

 


Рецензии