000 В. И. Колесов 1904-1992 гг
Из-за атеросклероза сосуды сердца часто блокируются, и задача хирурга в такой ситуации – восстановить кровообращение. Для этого в обход пораженного участка нужно соединить одну артерию с другой, здоровой.
Если у пациента поражены все три коронарные артерии, то для шунтирования самой главной межжелудочковой артерии используется левая внутренняя грудная артерия. Эту операцию предложил и впервые выполнил ленинградский кардиохирург Василий Иванович Колесов. В этом случае левая коронарная артерия - оптимальная, потому что практически не подвергается процессу атеросклероза. Это послужило началом новому этапу хирургического лечения ишемической болезни сердца, а 20 лет спустя эта операция в сочетании методом R. Favaloro, предусматривающим использование большой подкожной вены в коронарной хирургии, стала самой часто выполняемой хирургической процедурой в мире.
Василий Иванович Колесов родился 24 сентября 1904 г. в деревне Мартьяновской Вологодской губернии. Родители Иван Николаевич и Мария Ксенофонтовна были крестьянами. Кроме Василия в семье Колесовых было еще шесть детей – 4 мальчика и 2 девочки. В 19 лет Василий Иванович поступил на рабфак в Вологде, после успешного окончания которого его направили в Ленинград. C 1927 по 1931 г. В.И. Колесов учился во 2-м Ленинградском медицинском институте (ныне Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова) на базе Ленинградского государственного института медицинских знаний, где наряду с биологией всерьез увлекся хирургией. После окончания института в 1931 г. В.И.
Колесова по распределению направили в Пермскую область, где три года он работал в поликлинике и больнице поселка Чусовая. Там же он встретил будущую супругу Эттель Керштейн. В это же время его родители пережили коллективизацию и были вынуждены переселиться в Чусовую.
В 1934 г. В.И. Колесова приняли на работу на кафедру факультетской хирургии в Пермский государственный медицинский институт, где он работал и преподавал под руководством профессора Василия Николаевича Парина. Профессор В.Н. Парин развил у будущего ученого интерес к науке, благодаря чему В.И. Колесов в 1938 г. защитил кандидатскую диссертацию «Выпадение селезенки в брюшную рану». После защиты В.И. Колесов с супругой и сыном переехал в Ленинград, где по приглашению профессора Н.Н. Самарина занял должность ассистента во 2-й хирургической клинике Ленинградского государственного института для усовершенствования врачей. Там В.И. Колесов начал исследование по использованию бактериофагов в лечении инфицированных ран. На основе этих исследований ученый планировал защитить докторскую диссертация, однако в планы вмешалась Великая Отечественная война.
После того как немецко-фашистские войска вторглись в СССР в 1941 г. В.И. Колесову присвоили звание майора медицинских войск, и он стал заведующим хирургического отделения одного из местных госпиталей. Жену и малолетнего сына Василий Иванович отправил к родителям в Чусовую всего за несколько дней до осады города. Сам вплоть до снятия блокады Ленинграда служил хирургом в нескольких крупных эвакогоспиталях. Несмотря на тяготы и лишения, нехватку самого необходимого он ежедневно и много оперировал. Во время войны В.И. Колесов впервые в Ленинграде начал выполнять реконструктивные операции при ранениях артерий и артериовенозных аневризмах. За эти годы он накопил значительный материал по лечению гнойных ран бактериофагом.
В январе 1945 г. госпиталь, где работал В.И. Колесов, должны были переместить в Польшу вслед за Красной армией. Однако буквально на следующее утро В.И. Колесов вернулся домой: сразу после того, как он сел в поезд, его вызвал профессор П.А Куприянов в Военно-медицинскую академию, в которую начинался набор сотрудников в новое отделение сердечно-сосудистой хирургии.
С 1945 г. В.И. Колесов служил и преподавал на кафедре факультетской хирургии № 2 в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова под началом профессора П.А. Куприянова. Накопленный за годы войны материал стал основой докторской диссертации «Применение бактериофага и бактериологический контроль при лечении инфицированных ран и некоторых гнойных заболеваниях», которую В.И. Колесов защитил в июне 1946 г. В июне 1949 г. В.И. Колесова назначили главным хирургом группы советских войск в Австрии и Венгрии. А после двух лет военной службы за границей его перевели в Харьков на должность начальника кафедры военно-полевой хирургии военно- медицинского факультета медицинского института, где он служил до 1953 г.
В том же году В.И. Колесов оставил военную службу в звании полковника медицинской службы и вернулся в Ленинград, где возглавлял кафедру общей хирургии в 1-м Ленинградском медицинском институте им. академика И.П. Павлова (ныне ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова) с 1953 по 1955 г., а в 1955–1976 гг. – кафедру факультетской хирургии. В ранние послевоенные годы на основе опыта лечения военных травм и ран В.И. Колесов опубликовал несколько значимых статей для того времени.
Многие врачи 50–60-х гг. прошлого столетия искали эффективные способы хирургического лечения ишемической болезни сердца. Предлагали увеличить кровоснабжение миокарда за счет десимпатизации сердца, скарификации эпикарда и подшивания к нему большого сальника, артериализации венозной системы сердца,
перевязки внутренней грудной артерии, имплантации ее в миокард и т. д. Однако эти способы были безуспешными, так как они не решали главную проблему –восстановление кровотока по атеросклеротически измененным артериям сердца.
После снятия блокады Ленинграда и окончания Второй мировой войны врачи отмечали аномальное увеличение количества пациентов с ишемической болезнью сердца и инсультами головного мозга, что было связано с хроническим стрессом во время блокады. В.И. Колесов также занимался поиском оптимального лечения ишемической болезни сердца.
Принимая во внимание предыдущие наработки в коронарной хирургии, В.И. Колесов сосредоточился на работе тех экспериментаторов, которые внесли наиболее весомый вклад в развитие восстановления коронарного кровотока с помощью внутренней грудной артерии. В середине 1950-х годов В.И. Колесов узнал об экспериментальных работах В.П. Демихова, который докладывал об успешных случаях наложения анастомоза между ВГА и коронарной артерией с использованием сосудосшивающего аппарата на собаках. Однако первые результаты экспериментов В.И. Колесова оказались неудачными. Через 2–3 минуты после окклюзии коронарной артерии у многих собак возникала фибрилляция желудочков. Из чего В.И. Колесов сделал вывод, что и шовный анастомоз, и анастомоз с помощью сосудосшивающего аппарата требует доработки и совершенствования техники, поэтому продолжил эксперименты. В 1963 г. В.И. Колесову на помощь пришел специальный инструмент с разъемной канюлей, идею которого он взял у В.И. Пронина. С помощью модифицированной складной канюли В.И. Колесов создал анастомоз между ВГА и коронарной артерией без перерыва тока крови. Восемь собак, подвергшиеся операции с помощью данного инструмента, показали проходимость анастомоза до 19 месяцев.
25 февраля 1964 г. впервые в мире Василий Иванович Колесов выполнил анастомоз дистального конца ВГА в бок огибающей артерии сердца 45-летнему мужчине со стенокардией высокого функционального класса. Операцию выполняли через боковую торакотомию, на работающем сердце. После выделения коронарной артерии В.И. Колесов взял ее на эластичный турникет и пережал на несколько минут, при этом наблюдал за сердечными сокращениями на электрокардиографе. Как он и предполагал, никаких изменений в сердце, привыкшем к ишемии, не произошло. После этого В.И. Колесов наложил шовный анастомоз между ВГА и коронарной артерией – техникой, отработанной на коронарных артериях животных. Место для анастомоза В.И. Колесов определил на ощупь, а для его создания использовал атравматические иглы и шовный материал 6/0, который применяли в офтальмологии.
Также он использовал для операции специальную лупу. После операции пациент, ежедневно принимавший по 20 таблеток нитроглицерина, полностью избавился от боли и лекарств. Второй и третий пациенты также получили значительное облегчение и после выписки вернулись к обычному труду. Так началась новый этап кардиохирургии – этап прямой реваскуляризации миокарда.
Несмотря на эффективность придуманной профессором В.И. Колесовым методики, внедрить ее в широкую практику кардиохирургов оказалось сложной задачей. В.И. Колесов был не единственным, кому пришлось пройти через это. Доктора R. Goetz и R. Favaloro испытали такое же отношение со стороны более консервативных коллег.
В 1965 г. в октябрьском номере журнала «Экспериментальная хирургия» вышла первая статья В.И. Колесова, посвященная технике маммарнокоронарного анастомоза в эксперименте. А в июльском номере журнала «Клиническая медицина» за 1966 г. была опубликована его первая клиническая статья. 15 ноября 1966 г. редколлегия журнала Thoracic & Cardiovascular Surgery получила пакет со статьей советского хирурга, немало озадачившей американских коллег. Статья пролежала год и была опубликована с комментариями редактора журнала Брайана Блэйдса, он отозвался об идее советского коллеги как о «расходящейся с мнением большинства американских хирургов».
На родине работы восприняли еще хуже. В одном из своих писем профессору Орлову из Архангельска Василий Иванович Колесов писал: «…мои попытки выступить на Всесоюзном съезде срываются. Не пускают устроители. Не допустили на 26-м и 27-м съездах… а на последнем «потеряли» заявку…»
В конце 1967 г. в Москве состоялся пленум Всесоюзного кардиологического общества, на который подали тезисы 95 докладов. Пленум посвятили диагностике и лечению ишемической болезни сердца. Основная аудитория была представлена ведущими
терапевтами и кардиологами страны. Е.Н. Мешалкин (Новосибирск), Б.А. Королев (Горький), и В.А. Лысенко (Рязань) докладывали о результатах операций перевязки ВГА – непрямой реваскуляризации миокарда, – приводя неубедительные данные их эффективности. И лишь В.И. Колесов говорил о прямой реваскуляризации миокарда путем маммарнокоронарного анастомоза. Однако ни участвовавшие в работе пленума терапевты В.Х. Василенко, П.Е. Лукомский, И.К. Шхвацабая и другие, ни его коллеги-хирурги (Б.А. Королев, Г.М. Лысенко, Е.Н. Мешалкин, В.А. Соловьев (Москва), Ф.Г. Углов (Ленинград) и А.А. Шалимов (Харьков)) не поддержали В.И. Колесова. После прений Пленум вынес решение: хирургическое лечение заболеваний коронарных сосудов невозможно и бесперспективно.Несмотря на противостояние коллег В.И. Колесов продолжал работу. 22 мая 1967 г. он впервые в мире успешно осуществил анастомоз конец в конец между ВГА и передней нисходящей артерией сердца с помощью механического шва аппаратом АСЦ-4 (аппарат сосудосшивающий циркулярный) у 52-летнего мужчины с IV функциональным классом стенокардии. Спустя 3 года после операции пациент не предъявлял жалоб на стенокардию. В исследовании прямой реваскуляризации миокарда также участвовал и сын профессора Евгений Васильевич Колесов. Он предложил модификацию сосудосшивающих аппаратов (АСЦ-УВ и АСЦ-ВАК).
9 мая 1967 г. в клинике Кливленда R. Favaloro выполнил первую операцию коронарного шунтирования, использовав аутовенозный шунт – сегмент большой подкожной вены голени. В апреле 1971 г. D. Effler с коллегами, сообщая об аутовенозном шунтировании, упоминает работу В.И. Колесова с использованием ВГА:
«Это достаточно интересная методика применялась в нашей клинике небольшое количество раз. Думаю, она может стать достаточно эффективным инструментом для реваскуляризации миокарда у правильно отобранных пациентов, но эту операцию тяжело назвать простой».
Успешное выполнение аортокоронарного шунтирования с использованием венозных шунтов в клинике Кливленда в последующие годы затмила работу В.И. Колесова по применению ВГА. Однако профессор В.И. Колесов верил в возможности коронарного шунтирования с использованием артерий и предлагал использовать артерии брюшной полости в качестве артериальных шунтов. И только в 80-х годах 20 века было доказано, что в отдаленном периоде наблюдения артериальные шунты демонстрируют значительное преимущество по сравнению с венозными.
К 1976 г. В.И. Колесов прооперировал 132 тяжелых пациента, большинство из которых до операции перенесли один и более инфарктов миокарда. Большинству больных накладывали анастомозы на работающем сердце и лишь у некоторых использовали искусственное кровообращение. Эти наблюдения вошли в монографию, которую В.И. Колесов опубликовал после выхода на пенсию.
По завершении клинической работы профессор В.И. Колесов продолжил научную работу и наблюдения за оперированными пациентами, читал лекции студентам медицинских вузов. Последнюю статью, посвященную отдаленным результатам маммарокоронарного анастомоза, профессор В.И. Колесов опубликовал в 1987 г. В 1988 г. D. Effler писал: «Оглядываясь назад, многие скажут, что команда Колесова выполняла операции раньше, чем устанавливала точный диагноз (коронарография). По моему мнению, это не так. Невероятная история В.И. Колесова заслуживает внимания всех, кто интересуется лечением заболеваний коронарных сосудов».
В 1988 г. за достижения в области коронарной хирургии 84-летнего Василия Ивановича Колесова удостоили звания лауреата Государственной премии СССР.
За последние годы В.И. Колесов создал книгу «Записки старого хирурга», в которой он критически описал жизнь, карьеру, тщетные попытки популяризировать коронарную хирургию в стране. В книге он отразил трудный путь хирурга, который часто противоречил мышлению современников. Василий Иванович Колесов умер 2 августа 1992 г., так и не успев опубликовать последнюю книгу. При содействии сотрудников это произошло только через 9 лет после его смерти.
В 2014 г. в кардиохирургическое отделение Городской многопрофильной больницы № 2 (Санкт-Петербург) поступил пациент с интересным анамнезом. Пациент Л., больным
себя считает с 1975 г., когда перенес острый инфаркт миокарда. В том же году выполнено хирургическое лечение – маммарокоронарное шунтирование передней нисходящей артерии, оперировал профессор В.И. Колесов. Несколько лет назад пациента вновь начала беспокоить дия, а при обследовании выявили прогрессирование атеросклероза, в том числе в области анастомоза ВГА с передней нисходящей артерией сердца. После дообследования пациенту выполнили коронарное шунтирование трех артерий с использованием аутовен и шунтирование диагональной артерии с помощью левой ВГА, которую ранее использовал профессор В.И. Колесов. Послеоперационный период протекал без осложнений, через 10 дней после операции пациента выписали из стационара.
Приведенный клинический случай позволяет продемонстрировать, что успешно выполненная операция может продлить жизнь человека на 40 лет. Коронарное шунтирование является одной из самых распространенных операций в мире, а благодаря В.И. Колесову внутренняя грудная артерия стала эталоном выбора
для шунтирования коронарных артерий. Кроме приоритета в прямой реваскуляризации миокарда В.И. Колесов имеет приоритет в выполнении реваскуляризации на работающем
сердце. А после длительных дебатов хирурги всего мира начинают признавать то, что операции на бьющемся сердце имеют большие преимущества перед вмешательствами на
остановленном сердце. С развитием роботизированной хирургии возобновляется интерес к сосудосшивающим аппаратам. Василий Иванович Колесов начал этап современной коронарной хирургии и его вклад невозможно переоценить.
Свидетельство о публикации №225071800960