Заблуждение

Каждый из живущих имеет свое личное особое представление об окружающей действительности. В тех случаях, когда эти представления расходятся, возникает понятие “заблуждение”. При этом каждый считает, что заблуждаются не он, а все остальные, с ним не согласные.

Современная психология подтверждает, что все люди подвержены когнитивным искажениям — систематическим ошибкам в восприятии и интерпретации информации.

Этому способствуют следующие факторы:

      - мы охотнее замечаем только то, что подтверждает наши убеждения.

      - склонность думать, что собственное восприятие более правильное, чем у других
      - люди с низким уровнем знаний часто переоценивают свои способности, считая себя экспертами.

 В большинстве случаев примирить разногласия невозможно, так как у каждого свои личный опыт и наблюдения. Не случайно говорят: “Сколько людей, столько и мнений”.

Казалось бы, в процессе эволюции должна была появиться модель примирения парадигм, разрешения споров. происходить  отбор правильных взглядов и подавление ошибочных суждений.

Но человеческая натура остается неизменной, по крайней мере, последние  3 тысяч лет. Это заключение подтверждается письменными источниками, сохранившимися до наших дней


Разные точки зрения — это не недостаток, а преимущество, если умеешь их использовать.

Считается, что расхождение во мнениях может способствовать поиску и выработке верных решений, так как позволяет взглянуть на проблему с разных точек зрения.
 Сближение взглядов могло бы ускорить принятие решений и сделать деятельность человека более эффективной.

Что для этого требуется?
Активное слушание и эмпатия помогают снизить конфликт.
Диалог в нейтральной среде может привести к сближению позиций.
Факты работают лучше всего, когда они поданы в правильном контексте и не атакуют ценности человека.


Что мешает?
Сближению позиций мешают следующие факторы:

1. Биологические – нам выгодно быть уверенными в себе.
2. Психологические – мы защищаем свою идентичность.
3. Социальные – нас окружают группы, подтверждающие наши взгляды.
4. Культурные – мы воспринимаем свои убеждения как "очевидные".
5. Информационные – мы живем в информационной среде, где нас не заставляют сомневаться.


Что  делать?
Развивать критическое мышление — учиться сомневаться и проверять свои убеждения.
Слышать других — особенно тех, кто думает иначе.
Понимать субъективность восприятия — не принимать своё мнение за абсолют.
Учиться диалогу — не ради победы в споре, а ради поиска лучшего решения.


Примеры позитивных изменений


1. Наука и научное сообщество               
Открытость к критике – еще до публикации  научные работы проходят рецензирование в издательствах, где их могу жестко критиковать. Это позволяет находить ошибки и двигаться к более точным знаниям.

Изменение парадигм — наука открыто пересматривает свои взгляды. Например, раньше считалось, что Вселенная статична — теперь мы думаем, что она расширяется.

Междисциплинарность: учёные из разных областей работают вместе, чтобы увидеть проблему с разных сторон.

Научное сообщество — один из самых устойчивых примеров, где люди умеют признавать ошибки, менять мнение и работать на основе доказательств, извлекая максимальную пользу из различия во взглядах и методах.


2. Образование и развитие критического мышления

Школы с акцентом на критическое мышление (например, в Финляндии, Нидерландах):, учат детей задавать вопросы, анализировать информацию, а не просто запоминать.
Разработаны программы вроде "Философия для детей" (Philosophy for Children), где дети учатся рассуждать, слушать друг друга и уважать разные точки зрения.
Университеты, где поощряется дискуссия, а не только заучивание лекций.

Такие подходы формируют поколения людей, которые умеют сомневаться, проверять информацию и не бояться ошибаться.

 3. Диалоговые практики в политике и обществе

- Гражданские форумы и дебаты: в некоторых странах организуют публичные обсуждения, где представители разных взглядов могут выступить и услышать оппонентов.
- Медиация и конфликт-менеджмент: специалисты помогают людям находить общее даже в сложных ситуациях (например, в переговорах, в судах, в международных отношениях).
- Миротворческие инициативы: например, проекты, где участники из враждующих сторон (например, израильтяне и палестинцы) регулярно общаются, чтобы понять друг друга.

 Это не решает все проблемы, но показывает, что диалог возможен даже в конфликтных ситуациях

4. Психология и развитие самопонимания

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) учит людей замечать свои искажённые убеждения и менять их.
Осознанность (mindfulness) помогает наблюдать за своими мыслями без отождествления с ними.
Работа с эмпатией и пониманием других. В терапии люди учатся видеть мир глазами другого.

 Эти практики помогают людям не воспринимать свои убеждения как абсолют, а относиться к ним как к гипотезам.

5. Социальные и культурные движения

Движения за права меньшинств: Они учат общества слушать тех, кого раньше не слышали.
Политическая корректность" (в хорошем смысле): уважение к разным культурам, полам, взглядам.
Глобальные проекты по примирению и восстановлению справедливости, например, Truth and Reconciliation Commission (Комиссия по истине и примирению) в ЮАР после апартеида.
Это примеры того, как общество может меняться через диалог и признание ошибок.

6. Личностные примеры и отдельные люди

Люди, которые меняют свои взгляды после прочтения книг, общения с другими, личного опыта.
Публичные деятели, которые публично признают ошибки и меняют позиции (например, некоторые политики, учёные, журналисты).
Обычные люди, которые учатся слушать, сомневаться, искать истину, а не победу в споре.

Каждый такой человек — шаг вперёд для всего человечества.

Вывод
В человеческом обществе необходимо учитывать различные взгляды и мнения для выработки и реализации важных программ. Во многих странах существуют институты, которые были изначально созданы для этого. Однако в большинстве случаев в силу ряда причин они принимают решения, опираясь на мнение относительно малого круга экспертов.


Рецензии