Совпадения июля

19.07.2025 (6)
                Самое лучшее в воскресном дне – это вечер субботы.
                Жильбер Сесброн 1913 – 1979

                Совпадения июля

Бабочка пролетела, гудит реактивный треугольник за облачным покрывалом, вдали слышны глухие взрывы, молния с треском рвёт пространство, вспыхивает золотая трещина и пропадает, время спутывается комком, то день, то ночь, то жарко, то холодно.

Вечер субботы. На календаре помечено, – в сей день родился Владимир Маяковский. Отправляюсь в архивы, справиться в записях о делах сего днях календарного и случайно попадаю на прочитанное в субботу шесть лет назад – 20.07.2019 – рассказ Алекса Дубая «Тайна 501».

«Полдень. Воскресенье. Цюрих… замечаю вдалеке фигурку девушки, сидящей на лавочке на набережной…» Далее разговор о гостиничном номере 501 и странных закономерностях, включая знаки Зодиака под которыми рождены постояльцы упомянутого номера. По мне, так ничего странного. Больше развлекает ссылка на документальный фильм «Среда. 19.07.61» снятый режиссёром, который «родился в этот день в Ленинграде. А вместе с ним еще 49 мальчиков и 51 девочка. И вот режиссер приехал с камерой в свой родной город, чтобы сделать о них кино… к концу фильма, когда ты уже ничего не ждешь, режиссер вдруг говорит, что три человека сейчас, независимо друг от друга, живут в республике Чад». Ну и что? Не так уж много для группы из ста горожан вошедших в зрелый возраст к концу века.

Шесть лет назад не удосужился выяснить, кто таков автор рассказа. Пора.

Леша Топорков, он же Алекс Дубас, родился 29 мая 1971 года в Куйбышеве. В девятом классе переехал в Ригу. Играл в самодеятельном театре. Год отслужил в Севастополе водолазом, провел под водой три с половиной месяца, после чего, не прерывая службы, поступил в Львовское училище и стал военным журналистом. Считает себя рижанином, гражданство латвийское. Сфера деятельности – программы радио и телевидения. Путешествует по всему свету. Отзывы как о писателе – те, что попались под руку – кислые. Посмотрел ролик, интервью c Алексом 1917 года, тема «Искусства жить – Art de vivre. Voyage». Понравилось. Дубас-Топорков определил себя как "привитого Европой". Первый раз Алекс отправился за границу в Бордо по приглашению на дегустацию вин. Оказавшись по пути в Париже настолько был ошеломлён городом на Сене, что отказался продолжать поездку и на три недели остался в столице Франции. С телевидения был уволен, радио отнеслось к самовольному корреспонденту лояльнее.

Пересказывать интервью не стану, посмотреть его нет проблемы. Упомяну лишь "места силы" Алекса. Ведущая предложила назвать три. Алекс назвал Шотландию и Грузию, сказал, что третье место ещё не найдено. В Шотландии «стоишь на скалистом мшистом берегу и северный ветер выдувает из головы весь спам, остаётся звенящая тишина; в Грузию езжу за смыслами». Упомянул о сыне, с которым, в порядке воспитания и просвящения, посещал Нью-Йорк, Вильнюс и Лондон, а в Грузии усаживал сына рядом с тамадой – вино так себе, смыслы важны!

Грузия. Очередной виток замкнулся. Крупного телом Алекса оставляю ради крупного поэта Владимира. Левон Константинович Кучухидзе, выросший в Багдади, в 1936 году вспоминал: «Я хорошо помню то июльское раннее утро. Семья Маяковских, и вместе с ней моя семья, ликовала по случаю рождения мальчика. Здесь я должен отметить маленький эпизод, сам по себе неважный, но я, будучи студентом, читая заметки о Маяковском, всегда вспоминал пророчество лесничего Маяковского. Дело в том, что под утро в день рождения Володи Маяковского почему-то взбесилась большая дворовая собака Маяковского. Эту собаку звали Барс. Лесничий его любил очень. Бешенство этой собаки в день рождения сына чуть омрачило его лицо. Он приказал объездчику, татарину Идрису убить во что бы то ни стало собаку, так как бешеная собака может принести вред населению. Идрис погнался за собакой и скоро подстрелил ее. Тогда лицо лесничего прояснилось, и он весело сказал моему деду: "Нико, я чувствую, что мой новорожденный ребенок будет великим человеком. Моя любимая собака взбесилась, но никому вреда не принесла"».

Не самое приятное совпадение явлений – бешенство, рождение и смерть. Лесничий, отец будущего поэта, на тринадцатом году после появления Володи на свет погибнет от заражения крови уколовшись булавкой. И отец и сын отбудут в мир иной в возрасте около 36 лет.

Такого рода события не должны завершать тему дня сегодняшнего. Лучше вернусь в недалёкое прошлое, в год 2014. В те времена Лиза Кучухидзе помогала нам по дому, дела хозяйственные. Самостоятельная женщина, не склонная ко вторым ролям. Теперь она по ту сторону Истры, вышла замуж за ветерана, в доме которого изначально появилась всё в той же хозяйственной роли. Дом близких родственников Лизы был местом появления на свет Володи Маяковского. Нашёл запись от 11.07.2014. Фрагменты, промелькнувшее.

                * * *

Оторвал Лизу от "Ангелов" Люка Бессона, разговариваем на кухне…

ВК: Итак, Елизавета Кучухидзе…
ЕК: Кучу – это улица. Хидзе – это мост. В детстве меня звали Лиза, Лизико.
ВК: А отчество есть у грузин?
ЕК: Конечно, есть. Елизавета Ильинишна. Это уже когда в школе начала работать в 21 год. Отец Илья, его отец Пётр. И брат у меня Пётр, в честь дедушки. Дедушку не знала, его как троцкиста забрали, по доносу. Донесли, что проверить бы надо.
У нас висели красивые ажурные занавески. Мимо нашего дома шла улочка ведущая к роднику, к боржомской воде. На первое мая помыли занавески и повесили всю эту красоту. Кто-то написал письмо. Проверили. Оказалось, что Пётр сын княгини… княжны… Елизавета Матевариани. Я в её честь названа. Это было в Боржоми. А муж Елизаветы был купец. Какой гильдии, не помню. Разрешение на брак царский двор давал. Кажется, императрица. Елизавета как княжна должна была получить разрешение на брак с купцом. Она высокая была как каланча, статная. Сейчас – супермодель. Тогда – недостаток. Долго замуж не выходила. Она вообще была сторонницей брака по любви. И вышла за купца. Он получил доступ к магазинчикам, ресторанам… но это было ещё в царской России.
По линии отца все были выходцы из Кутаисского района. Один из двоюродных братьев был лесником в заповедике, где жил впоследствии отец Маяковского с семьёй.
Отец мой был любителем ходить туристическими тропами. Когда переходил через перевал, обязательно всех своих друзей водил туда, где была тахта на которой спал Володя Маяковский. Как бы маленький музей был.
– Вот эта палка, которой подросток Володя сбивал лещину. В лесу жили. Орешник, ягоды…
Жили они совершенно бесплатно в этом домике. И те Кучухидзе были лесники. И мой отец потом стал лесником в Боржомском ущелье; занимался жуком-короедом завезённым из Сибири, об этом никто не говорил, закрытая тема.
Когда Сталин побывал в Грузии, а имено, в Боржоми… его поселили в царском охотничьем домике в Ликани, есть такой маленький пригород под Боржомом. И он приказал после войны, когда пленные строили гидроэлектростанцию, чтобы ни одна ель или сосна не были срублены; из тайги завезли лесоматериал для плотины… немцы делали плотину… если бы грузины, может быть и разобрались бы, что там…
Климат тёплый, началась пандемия, жуки распространились.

Имеретия… Каркли или Джавахетия… Кахетия – Алазанская долина… Сванская область… Тушетская… абхазцы, аджарцы. Язык единый кроме мингрельского. Мигрелы абсолютно на другом языке говорят. Мы их не понимаем, они нас. Абаша у них районный центр. Абхазы считают, что они православные, но они не православные. Восточные. Гонимые были, турки их вырезали.
Папа мой всегда говорил, – Чёрное море не Чёрное, а Русское. В Гагры ездили, в Кубулети – сплошная русская речь. Абхазская земля – охотничьи угодья грузинских царей. Сочи тоже грузинская земля. Как передали кому-то Крым, так и Сочи.
В восточной Грузии живут азербайджанцы, а церкви стоят грузинские.

Россия отпустила. Америка наложила лапу. А ведь самая русскоговорящая республика была Грузия. Триста лет назад грузинский царь пришёл к русскому…
Время прошло, поколения…
Десять лет не было света!… Ни один завод не работает. Ничего не производим…
Из 5 миллионов 3 за границей.
Медицина новенькая, всё американское. Чтобы если война с Ираком, госпитали были.
Мама у … Булгакова… Майины дети родились здесь… оказались в Москве, брат у неё хирург, андролог. А жена у него Заболоцкая, Лидия.

                * * *

У Маяка день рождения, а меня понесло по именам и датам в отдалении от темы. На что списать? – На погоду. То жарко, то прохадно; то ливень, то тишина; о ком не знал ничего, появляются силуэтами, персонами на экранах и страницах. Может быть, лучшее в том, что завтра будет, это сейчас происходящее?

Из головы не уходит недавно прочитанное, а кто автор, не помню: «Жизнь – это скверные четверть часа, и каждое мгновение этой четверти великолепно».


Рецензии