Петляков Владимир Михайлович. Авиаконструктор

         "Летающие крепости" Владимира Петлякова. Бомбардировщик Пе-2, самолёт-гигант "Максим Горький" и другие невероятные машины выдающегося авиаконструктора.

     Владимир Михайлович Петляков - один из основателей отечественного металлического самолётостроения, создатель бомбардировщика Пе-2 и многих других, невероятных для своего времени, машин. Рекордсмена АНТ-4 восторженно встречали в Нью-Йорке, совершенством АНТ-20 восхищался Антуан де Сент-Экзюпери. Легендарные "пешки" самоотверженно приближали нашу Победу. Мы собрали несколько самых ярких проектов.

     Владимир Петляков учился в МВТУ и Петляков защищает на "отлично" дипломный проект "Лёгкий одноместный спортивный самолёт" и становится дипломированным инженером-механиком. Он участвовал в создании первого отечественного  моноплана с металлическими элементами АНТ-1. Впервые машина поднялась в небо 21 октября 1923 года.

     После окончания учёбы Владимир Петляков переходит в ЦАГИ на должность инженера-конструктора. Начиная со второго самолёта серии АНТ (АНТ-2) он отвечает за все крылья самолётов Туполева.

     Одним из значимых для страны проектов становится создание в 1925 году первого отечественного тяжёлого бомбардировщика ТБ-1, позже получившего имя АНТ-4. Свободнонесущий моноплан с толстым многолонжеронным крылом "родился" за девять месяцев. Кстати, метод расчёта многолонжеронного крыла стал одним из изобретений Владимира Петлякова. Позже он получил название "метод Петлякова" и использовался всеми КБ страны.

     По своим техническим характеристикам и размером АНТ-4 превосходил иностранные самолёты этого класса. Он стал первым в мире серийным цельнометаллическим двухмоторным бомбардировщиком. Гордиться было чем, и новый самолёт решили показать за рубежом. Для этого с машины сняли вооружение, бомбоотсек был заделан, и самолёт получил название "Страна Советов". На нём был совершён сверхдальний полёт по маршруту Москва - Петропавловск-Камчатский - Сан-Франциско - Нью-Йорк.

     Перелёт начался 23 августа в Москве и закончился 1 ноября 1929 года в Нью-Йорке. По приглашению Генри Форда советская делегация посетила его завод в Детройте со знаменитым конвейером. Владимир Петляков отвечал за техническую часть перелёта, идеи Форда в дальнейшем применил при организации серийного производства самолётов.

     Перелёт "Страны Советов" в США должен был не только продемонстрировать всю мощь советского самолётостроения и имел огромное политическое значение для налаживания отношений между странами. Везде советских лётчиков ждал тёплый приём. В Нью-Йорке на аэродроме Лонг-Айленд их восторженно встречала стотысячная толпа.

     В октябре 1933 года в день сорокалетия юбилея литературной деятельности Максима Горького родилась идея построить агитсамолёт, назвав его в честь писателя. Новый самолёт-гигант "Максим Горький" планировалось использовать в качестве агитационного, пассажирского, транспортного, также он мог быть передвижным штабом для высокого руководства.

     Изготовление уникального самолёта доверено КБ Туполева. Владимиру Петлякову поручен расчёт крыла. К слову, крыло у АНТ-20 по весу составляет около 60% конструкции, а их размер - 63 м, примерно как современный Боинг 747-400.

     Владимир Михайлович позже писал: "Прекрасные лётные данные самолёта были обеспечены самой схемой машины: моноплан, большое удлинение крыла и убирающееся в полёте шасси. Одной из основных трудностей в конструкции самолёта был именно создание крыльев с большим удлинением. Ведь в этом небольшом объёме крыльев нужно было поместить весьма значительное количество горючего, необходимого для осуществления дальнего полёта. Другими словами, следовало сделать крыло-цистерну. Для этого пришлось провести большую экспериментально-исследовательскую работу по изучению вибрации крыльев".

     В своё время АНТ-20 "Максим Горький" стал самым большим пассажирским и агитационным самолётом и до сих пор входит в десяток самых крупнейших самолётов всех времён. Площадь внутренних помещений АНТ-20 составляет 100 кв.м, здесь могли разместиться до 70 пассажиров. В крыльях расположены кровати для отдыха. В самолёте была своя киноустановка, фотолаборатория, телефонная станция, библиотека, типография и пневматическая почта.

     В бортовом оборудовании машины тоже было немало нововведений. Впервые для тяжёлого самолёта применена электродистанционная система управления, также имелся автопилот. Пилотажно-навигационное оборудование самолёта позволяло его эксплуатировать днём и ночью.

     Причём такой гигант был создан в кратчайшие сроки: 4 июля 1933 года начата постройка, а 3 апреля 1934 года готовый самолёт вывезен на аэродром. Уже в июле "Максим Горький" пролетел над Красной площадью. В этом же году на самолёте установлены два мировых мировых рекорда - подъём грузов массой 10 и 15 тонн на высоту 5000 м.

     На самолёте АНТ-20 во время визита в СССР совершил полёт Антуан де Сент-Экзюпери. "Ещё больше, чем техническим совершенством, я восхищался молодым экипажем и порывом, общим для всех этих людей. Я восхищался их серьёзностью и внутренней радостью, с которыми они работали. Чувства, обуревавшие этих людей, казались мне более мощной движущей силой, чем сила восьми великолепных моторов гиганта..." - позже вспоминал он.

     В начале 30-х годов Советский Союз занимал первое место в мире по тяжелобомбардировочной авиации. Но время тяжёлых медленных "бомбовозов" типа АНТ-6 (ТБ-3) постепенно ушло, стране нужны уже другие самолёты. Перед конструкторами поставлено техзадание на новую машину со следующими характеристиками: потолок высоты в 12 000 м, скорость 400 км/ч, бомбовая нагрузка 2-4 тонны, дальность 1200-3800 км.

     Самолёт ТБ-7 (будущий Пе-8) начали проектировать в середине 1934 года, но вроки поставки моторов, как и стального проката, постоянно срывались. В частности, и по этим причинам свой первый самолёт совершил лишь в декабре 1936 года. В 1937 году Владимира Петлякова арестовали. После этого доводкой и внедрением в серийное производство самолёта занимался его коллега Иосиф Незваль, позже участвующий в разработке и производстве многих машин КБ Туполева.

     На момент создания ТБ-7 - один из самых крупных, скоростных и высотных самолётов в мире. С практическим потолком в 10300 м, боевым радиусом в 3600 км, нагрузкой почти в 6000 кг по своим лётно-техническим характеристикам он опережал известные  мировые бомбардировщики, такие как первые модификации американского Б-17, британский Галифакс, немецкий Фокке-Вульф-200.

     Во время войны Пе-8 внёс большой вклад в битву при Курской дуге, а в июне 1942 года совершил, пожалуй, свой самый важный и секретный полёт доставил Вячеслава Молотова в Лондон и США. Перелёт в Великобританию проходил через линию фронта и оккупированные немецкими войсками территории. Далее Пе-8 с советской делегацией пересёк Атлантику, где прошли переговоры в Белом доме. Президент США Франклин Рузвельт восхитился мастерством лётчиков и лично пожал руки членам экипажа Пе-8.

     В послевоенные годы Пе-8 успел послужить: он участвовал в полярных экспедициях и освоении арктических районов страны. На полярные станции Пе-8 доставляли продовольствие, бензин, а один раз даже перевёз вертолёт Ми-1.

     Во время заключения в специальном КБ Владимиру Михайловичу поручили создать новый самолёт на базе двухмоторного высотного истребителя "100" (ВИ=100). Для выполнения задания отвели 52 суток. Петляков уложился в срок, и уже в декабре 1940 года началось серийное производство нового бомбардировщика под названием Пе-2. Все участники создания Пе-2 получили свободу в 1940 году, а Владимиру Петлякову даже вручили Сталинскую премию 1-й степени.

     Конструкция Пе-2 по прозвищу "пешка" оказалась очень удачной, что позволило создать 22 модификацию бомбардировщика. К примеру, самолёт использовался и в разведывательных целях, существовала специальная модификация Пе-2Р. На ней не было бомбардировочного оборудования, на зато на борту находился первый советский авиационный радиолокатор "Гнейс-2".

     Пе-2 активно применялся с первых дней войны и до её конца, и даже в боях с Японией. За эти годы Пе-2 полюбили лётчики, они говорили: "Наша пешка выходит в ферзи". Можно сказать, что вышла, Пе-2 стал самым массовым бомбардировщиком советского производства: всего за годы войны было выпущено свыше 11000 самолётов.

     Часто именно упоминание о легендарной "пешке" возвращают имя Петлякова из прошлого. И по злому року судьбы ещё по одной причине: Владимир Михайлович Петляков погиб в катастрофе 11 января 1942 года, возвращаясь из Казани в Москву на самолёте Пе-2.

           Источник:rostec.ru    04.07.2019.


     Владимир Михайлович Петляков - (15927) июня 1891 года село Самбек, область Войска Донского, Российская империя - 12 января 1942 года деревня Мамешево. Сергачский район, Горьковская область, РСФСР, СССР).

           Известные модели самолётов:

           Тяжёлый бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6).
           Пассажирский самолёт АНТ-14 "Правда".
           Тяжёлый бомбардировщик ТБ-4 (АНТ-16).
           Агитационный самолёт АНТ-20 "Максим Горький".
           Тяжёлый бомбардировщик дальнего действия Пе-8 (АНТ-42, ТБ-7).
           Высотный истребитель ВИ-100.
           Пикирующий бомбардировщик Пе-2.
           Высотный истребитель Пе-3.

           Награды:

           Два ордена Ленина (1933, 16 сент.!941).
           Орден Красной Звезды (1933(.
           Сталинская премия 1-й степени (1941).

     Похоронен Владимир Михайлович Петляков на Арском кладбище в Казани.

            Источник: википедия.


Рецензии