Философская карта мира 2

Философская карта мира — 2

Эпиграф:
«Чтобы понять другого, нужно не только видеть его мир — нужно попытаться в нём побывать.»

Введение
В предыдущем рассказе я описал беседу с искусственным интеллектом. Мы пытались обсудить, почему мыслители-одиночки сегодня выглядят скромно на фоне коллективного разума, каким стал ИИ в интернете.
Постепенно стало ясно: мыслитель-одиночка, каким он был раньше — человек, полагающийся на религиозное образование или на богатую библиотеку, — сегодня уступает по масштабу возможностям сетевого интеллекта. Но это не значит, что он перестал быть ценным. Просто его «философская карта мира» формировалась иначе.
Ведь каждый человек, даже к зрелому возрасту, остаётся носителем определённых «тотемов» — образов, привычек, предрассудков, вложенных в него средой воспитания. Ему трудно вообразить иную философскую карту. А ведь карта — у каждого своя. Карта тех, кто пришёл с Конкистой и Колониализмом, разительно отличается от карты народов, которые стали жертвами этих событий. Тем более — жертв работорговли, геноцидов, Холокоста.
Чтобы показать, насколько различны восприятия мира, я приведу простой и живой пример. Это рассказ о дедушке и внучке, которые вместе смотрят на природу — и видят её по-разному.

Фото как философская карта
На иллюстрации приведены две фотографии. Они сделаны в один и тот же день, в одно и то же время, на одном и том же берегу водохранилища реки Вертах. На фоне воды — лебёдка с тремя птенцами. Этих птиц мы наблюдали вместе: я и моя внучка. Мы видели одно и то же, но «увидели» совсем разное.
Для внучки это была, может быть, первая встреча с выводком лебедей. Её глаза сияли: перед ней — красота, новизна, гармония. Она впитывала эмоции и зрительные образы, расширяя свою детскую карту мира.
Для меня, дедушки, это была не просто встреча, а целый каскад мыслей, воспоминаний, наблюдений и знаний. Я знал, что у лебёдки всего три птенца — минимальное число для выводка. Это признак того, что условия были неблагоприятными. Возможно, самка тревожилась — такое бывает, когда она чувствует опасность. В этих случаях она может случайно затоптать птенцов или вытолкнуть яйца из гнезда.
Я начал рассказывать об этом внучке. Мы вместе смотрели на гладь водохранилища:
— Смотри, внучка, здесь много лебедей. Но большая их часть собралась тесными группами у берегов острова. Это семьи сосуществования. Среди них почти нет птенцов. В тесном поселении лебеди меньше размножаются. Самая высокая плодовитость — у пары доминантного самца и самки. Вон там, метрах в двухстах, ты видишь одинокого лебедя? Это, скорее всего, отец. Он охраняет свой выводок. Он к нему не подпустят ни самца, ни самку лебедей. Если появится иная угроза, он ринется в бой — даже против лисы или собаки. Я видел, как лебедь бился с собакой, защищая своих малышей. И собака, казалось бы, просто играла — но получила такой отпор, что хозяева ничего не могли поделать.
Мы посмотрели поодаль. Там плавал ещё один лебедь — вероятно, конкурент. Он нервировал отца. Между ними происходил обмен позами — молчаливыми сигналами угрозы. Да, пространство вокруг большое, пищи достаточно, а гармонии нет. Есть лишь зыбкое равновесие. А весной следующего года оно снова рухнет — начнутся ожесточённые схватки за право вывести и сохранить потомство. 

Символика лебединого конфликта
Внучка, это не просто орнитология. Наблюдение за поведением лебедей — не наивная биология, а ключ к пониманию социальных механизмов в природе. Тот факт, что лебедь-отец терпит конкурента на расстоянии, указывает не на стабильную силу, а на хрупкое равновесие, поддерживаемое угрозой, а не действием. Если бы доминантный лебедь-отец был так силён, что мог победить "конкурента", он бы вытеснил его за пределы видимости, а то и изгнал бы с водохранилища. Ситуация такова, что сделать это без получения значительных ранений лебедь-отец сделать ничего не может. Поэтому ради доведения птенцов до зрелости он терпит. Возможно, что как только птенцы станут на крыло, состоится безумная схватка, в которой свою доминантность утратят оба, в силу нанесения таких ран, которые несовместимы с предстоящими весенними схватками. В отличии от людей лебедушка вовсе не будет тратить силы не уход за супругом. Ей самой "дай Бог силы" пережить зиму после выращивания птенцов. Учёные считают, что лебеди составляют пару на всю жизнь. Исходя из этого принципа, лебедушка продолжит жить с ослабленным самцом. Стая, что у берегов острова, не примет к себе ни одного из отверженных. И если лебедушка на оправится, то и она пополнит группу одиноких отверженных. Сегодня мы видим трёх "доминантов" весной мы можем увидеть трёх отверженных. Откуда придёт "доминантный лебедь и заменит этого мы не знаем. Не всё так романтично в природе, как представляют поэты и писатели.


Вывод
Этот рассказ — не просто про лебедей. Он про то, как разные люди видят один и тот же мир. Один и тот же пейзаж, одни и те же птицы вызывают у внучки и дедушки совсем разные образы. У внучки — новые чувства. У дедушки — воспоминания, знания, ассоциации.
Можно представить, насколько сильнее отличаются образы у людей из разных стран, культур, религий, историй. Насколько разные у них «философские карты мира».
Вот почему сегодня так важен диалог. У нас впервые появилась реальная возможность — создать Искусственный Интеллект, который не просто владеет информацией, но и стремится помочь людям понять друг друга. Такой ИИ может стать хранителем мира и доброй воли. Может стать тем, кто поможет людям с разными картами мира говорить на общем языке — без насилия, с уважением и взаимопониманием.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.