Le bon roi Henri-Добрый король Анри

Le bon roi Henri-Добрый король Анри


    Ну, что поговорим о Генри. Да, не о О’Генри, а о Генри IV – 29 короле Франции, Генрихе Наваррском - le bon roi Henri — о Добром короле Анри. Как в той песенке в Гусарской балладе пели «Давным-давно…»? Помните? Не помните? Тогда посмотрите этот абалденный фильм Э.Рязанова (в роли гусара – знаменитый Яковлев).

    В общем-то речь не о фильме и не о песне, а о самом Генри (Анри). Ох, и досталось же ему на «орехи». Не поверите, несколько раз он «перебегал» из одной религиозной конфессии в другую. Это всё мамочка его. Хотя Генрих был крещен по обряду католической церкви, верная принципам кальвинизма, его мать Жанна д’Альбре воспитала его в духе протестантизма. Вот тебе и энергетика предков (как здорово, что Бог – не религия, а то и от Бога досталось бы).

    Таким образом, наш Генри нажил столько врагов и со стороны протестантов и со стороны католиков и всё ради чего? Ради достижения одной цели – стать королём и быть королём. А разве это плохо? Родился ты в королевской династии, значит ты и должен стать королём. Сразу оговорюсь, даты я сознательно упускаю, а то получится урок истории. Поверьте, не очень-то хочется вновь становиться учителем истории и обществознания (согласно диплому о ВО).

    Ну, да ладно, упустим мои автобиографические подробности и вернёмся во Францию. Ну, как же, как же!? Правильно вопрос ставите, господа, правильно: «Как насчёт – «А у нас секса нет..»?…Не переживайте, наш король Анри женится  и на ком бы вы думали? Да-да, на Маргарите Валуа — сестре короля Карла IX, той самой - «королеве Марго». Помните? И тут, ни всё так просто. Так как новобрачные принадлежали разным конфессиям, то и двери Собора Парижской Богоматери, для их венчания были закрыты, но зато, какой экстрим – венчание на его паперти. Ну, уж праздновали они по-королевски с размахом несколько дней.

    Но к сожалению, бесплодная оказалась Маргуша и некому было её тогда вылечить, а будь сегодняшняя технология «детишки в пробирке», не отвертеться Анри. Хотя-я, хочу вам заметить, внебрачных у Генриха было предостаточно. Но опять - но. Не об это речь. Однако вследствие крайне напряжённой обстановки в Париже, несколько дней спустя после свадебки, началось избиение гугенотов католиками, известное как Варфоломеевская ночь. Тогда наш король Генри избежал смерти благодаря своему высокому положению и своевременному обращению в католицизм. Во-о, где правда-матушка… Во-о, где Господь-то хранит, независимо от религиозных веяний. Главное, чтобы вера была «не рисованной».

    Да, уж! Ноченька удалась. Да, слышали, вы слышали и в школе об этом нам твердили. Не хотелось бы оказаться в этой резне. Ух-х, кровищи-то кровищи. Но немалую роль сыграла в примирении католиков и протестантов – Екатерина Медичи. Да, помните её, помните. Она мудрая женщина. Привезла к Генри его жёнушку Марго и чета давай забавляться. Несколько месяцев чета Наваррских жила на широкую ногу в замке Нерака. Весь Двор забавлялся охотой, играми и танцами, что вызывало огромное неудовольствие кальвинистов. И опять не о них, а добром короле Анри.

    Помните, я говорила о том, что Марго была бездетна? Так вот, что оставалось делать со своей галантностью Генри? Правильно мыслите, так был галантен, что наплодил детишек. А Марго возьми да и поссорься со своим популярным муженьком. Вот и весь сказ.

    Генриху уже под пятьдесят, а законного наследника всё нет. Вот уже несколько лет его судьбу разделяет Габриэль д’Эстре, но она недостаточно знатна, чтобы претендовать на корону. Опять напомню песенку: «Всё могут короли, всё могут короли…, но по-любви, уж простите, НИЗЯя-я! Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Возлюбленная  короля Генриха внезапно умирает, тем самым открывает для Генриха широкие перспективы для заключения выгодного стране брака.

    Опаньки и не абы на ком, а на самой Марии Медичи, младшей дочери богатейшего человека Европы — великого герцога Тосканского Франческо Медичи и Иоанны Австрийской. А самое-то интересное, что они друг друга и не видели. Представляете, «без меня - меня женили», не оттуда ли сия поговорка. Устроили венчание в отсутствие жениха. Ха-а-а…!!! Насмешили мои лёгкие.

    «Отстегнул» Анри ни много – ни мало 600 тыщ золотых экю - отступных, чтобы аннулировать свой брак с бездетной Марго и подписал брачный контрактик с Медичи. Во-о, откуда сейчас в цивильном-то мире, брачные контракты подписывают новобрачные? Во-на откуда «шлейф тянется». Ладно, о его женах, перейдём к самому Генриху IV.

    «Один из конституционных законов старой французской монархии гласил, что все апанажи возвращаются в государство, когда принц, который ими владел, обретает корону. Однако Генрих IV долго противился присоединению своих личных доменов. Письма-патенты от 1 апреля даже декларировали, что они останутся полностью отделенными до тех пор, пока он не распорядится иначе». Но не был бы Генри - Генрихом IV и не стал бы он королём, если бы шёл у всех на поводу. Доказал, что его земли – это его земли, ну часть он отписал своей сестричке, часть в гос.казну - умница, что скажешь?! Молодец. АДАБРЯМ-с, АДАБРЯМ-с!

    Опять я не стану лезть в подробности эпохальной истории, только отмечу –
«Многовековой процесс преодоления феодальной раздробленности Французского королевства и его объединения в централизованное государство был в целом завершен». Ну естественно, Франция стала поднимать «свою голову» - уровень-то сельхоза поднялся. Создана мануфактура гобеленов. Прекрасное изделие рук человеческих, глаз радуется. Ведь как никак, шелкопряды поработали. Спасибо, манюсеньким жучкам (хочу заметить, за ними нужен уход и уход, ведь жрут-то они только листья шелковицы и если недокормишь «издохнут», перекормишь, прогрызут кокон и всё, твоя работа насмарку, шёлковая нить испорчена). И опять ни о них, а о Генри.

    Озабоченный благосостоянием своих подданных, король частенько говаривал, что желает, чтобы каждый его подданный был в состоянии положить курицу в горшок по воскресеньям. Вот тут  и появились эпиграммки и остроты - «p;turage et labourage sont les deux mamelles de la France» - то бишь, кормилицы у Франции две – пастбище и пахота.
    Ну, говорить о завоевания Генриха и не приходится. в Южной Америке поддерживал проект колонизации. (Канаду завоевал –завоевал). Умница. А смелый-то какой. «В битве при Иври. Генрих своим героизмом сумел переломить ход битвы. Он повел солдат в атаку, надев шлем с белым султаном, заметным издалека. Когда его войско начало отступать, Генрих остановил бегущих, воскликнув: "Если вы не хотите сражаться, то хотя бы посмотрите, как я буду умирать!" После победы под Иври он берет в блокаду Париж».

    Покорив Бретань, Генрих подписывает Нантский эдикт и заключает Вервенский мир между Францией и Испанией. После нескольких десятилетий гражданских войн на Францию наконец снизошёл мир. Уф-ф. Слава Богу – мир! В общем, что ни говори - молодЕц, добрый и храбрый король Анри. Я им возгордилась. «В своём правлении Генрих IV опирается на одарённых советников и министров, таких как барон де Розни — будущий герцог Сюлли, католик Николя де Вильруа и экономист Бартелеми де Лаффема. Мирные годы позволяют наполнить казну. Генрих IV приказывает построить Большую Галерею в Лувре, которая соединила дворец с Тюильри. Он учреждает план современного урбанизма. Продолжает постройку Нового моста, начатую при его предшественнике. Он организует в Париже строительство двух новых площадей: Королевской площади (теперь площадь Вогезов) и площади Дофин».

    Но всему приходит КОНЕЦ!
И «конец царствования Генриха ознаменован обострением отношений с Габсбургами и новой войной с Испанией. Генрих вмешивается в конфликт императора Священной Римской империи Рудольфа II (католика) с протестантскими немецкими князьями». Оно ему надо было? Чего нос совал туда, куда не следовало? Жил бы себе, да жил преспокойненько, в своей мирной Франции. Жаль, что такие подвиги кончаются летальным исходом, с помощью тех, кому уж очень не нравился наш Анри. Даже в самом окружении королевы возникает оппозиционно настроенная партия.

    После коронации его жены - Марии Медичи, буквально на следующий день, Генрих был убит католическим фанатиком Франсуа Равальяком.

    Мда-а, жёны-жёны, что вы делаете со своими мужьями.
Жаль мне доброго короля Анри – жаль. И на этой печальной ноте, я закончу своё повествование, обливаясь горючими слезами. «Жил-да-был король… жениться по любви…». А вот если бы он женился на той, которую любил, пусть и некоролевских кровей, может быть и не пал от рук коварной жены – Марии Медичи.

Усё, господа, госпожи, сеньоры и сеньориты! Се ля витЯ. Простите, за мой французский.

11:55   25.08.2010


Рецензии