Чувственный опыт и игра аффектов
ничего не даёт смертным.
Гораций
Трудно представить себе философию без Иммануила Канта (нем. Immanuel Kant, 1724–1804). Этот человек, влюблённый в науку и отдавший ей всю мощь своей мысли, внёс свой вклад и в антропологию, и в эстетику. Философ искал такую концепцию, которая объединяла бы всех людей разума, делала бы осмысленным их сосуществование. Три «Критики» Канта… Не они ли положили начало методу исследования с критических позиций?
Если говорить о категорическом императиве, то его можно назвать всеохватывающим. Категорический императив – это закон, действуя согласно которому, человек может определённо поступать в любых условиях.
В философии Канта познание не существует изолированно от чувств, оно связано с чувствительностью. Чувственный опыт, получаемый человеком, преобразуется в эмпирический с помощью суждения. Мысль конструирует вещи и явления, синтезируя имеющиеся данные. Кант полагал, что чувственные данные и чувственный опыт, выступая как составной элемент опыта, являются результатом аффектов. Аффект – это наша реакция на «вещи сами по себе», которые мы не можем познать, однако же, они воздействуют на наши воспринимающие чувства.
Наиболее полезным состоянием для человека Кант считал энтузиазм. Это такое состояние души, которое появляется в результате соединения «идеи доброго с аффектом». Философ в «Критике способности суждения» указывает, что при отрицательном аффекте затрудняется свобода души, но энергичный аффект возбуждает сознание и придаёт человеку силу для преодоления сопротивления. Философ утверждает, что энергичный аффект «эстетически возвышен».
Вероятно, каждому понятно, что энтузиазм полезен, он возбуждает и оживляет силы человека. Человек, находясь в состоянии эстетического энтузиазма, испытывает напряжение сил, а идеи и образы воздействуют на его душу сильнее и продолжительнее. Игра воображения при таком состоянии безудержна, но это может быть лишь «преходящей случайностью», если в нём не содержится доброго. Согласно Канту, над всеми способностями души властвует моральный закон.
Способности души раскрываются в игре воображения. Кант считает, что лучше всего, если состояния души проявляются непроизвольно и свободно, тогда они питают воображение и фантазию. Если аффект энтузиазма возникает как непредвзятое состояние, то после него остаётся такая душевная настроенность, которая укрепляет решимость и устремлённость человека, даёт ему силу для творчества.
«Игра аффектов» будоражит, оживляет силы, создаёт хорошее настроение и вызывает удовольствие. Расслабляющие состояния, которые появляются у человека в результате воздействия чувств и аффектов, Кант называл полезным для здоровья «моционом». Но это лишь необходимое человеку состояние отдыха. Если же образ мыслей, идеи разума не получают развития и не преодолеют чувств, то оставаясь в таком расслабленном состоянии, человек теряет свою привлекательность.
Можно сказать, что Кант придавал большое значение игре духовных сил человека. Он считал, что гений как явление мистическое, не поддающееся объяснению, возможен только в сфере искусства, поскольку только здесь существует свободная игра художественного духа, сверхчувственного и непостижимого.
Благодаря развитости духовных сил человек сохраняет достоинство, способен к свободному творчеству. Духовность и возвышает, и одухотворяет человека, и помогает оценить себя. Духовность содержит в себе множество разнообразных состояний, делающих жизнь насыщенной разными оттенками. Она в себя включает целую гамму чувств и состояний: и благорасположение, и покорность, и бессилие, и беспомощность, способность к сопротивлению и возвышенность. Удивление, ужас и священный трепет – всё испытывает человек благодаря способности воображения.
Согласно кантовскому пониманию, согласованность когнитивных способностей вызывает у субъекта чувство удовольствия. Проявляясь в творчестве, которое благотворно влияет на всё человеческое существо, человек осознаёт желания, связывает их с возможностями, у него проявляется спонтанность, развивается творческая свобода.
А рефлексия помогает человеку отыскать истину, которая находится в нём самом. Обязанностью каждого, по убеждению Канта, является развитие духовных способностей путём упражнений. (И. Кант. Критика способности суждения. М. 1994).
Свидетельство о публикации №225071901615