Переплавка, или этапы роста
Согласно этому учению, душа может неоднократно воплощаться в разных телах для исправления прошлых ошибок, чтобы доделать незавершённые задачи и достичь духовного совершенства.
Стихи Библии, хотя и не упоминают гилгул напрямую, становятся основой для размышлений о путешествиях душ сквозь время. Некоторые мыслители используют подобные тексты, чтобы аргументировать возвращения душ для завершения своих миссий.
Малахия 4:5 (в христианской Библии — Малахия 3:23): "Вот, я пошлю к вам пророка Илию перед наступлением дня Господня..." В еврейской традиции это трактуется как новое рождение Илии. Подобно тому, как Иисус родился, хотя существовал с Отцом от начала мира.
Матфея 11:14 – Иисус говорит о Иоанне Крестителе: "И если хотите принять — он есть Илия, которому должно прийти". Сторонники идеи Гилгула считают это прямым указанием на возвращении души Илии в новом теле.
"И ученики Его спросили Его, говоря: 'Равви, кто согрешил: он или родители его, что он слепорождённый?' Иисус ответил: 'Не он согрешил, не родители его, но да явятся на нём дела Божьи" (Иоанна 9:2-3). Вопрос "он согрешил" до рождения может быть воспринят как допущение, что он жил раньше и мог согрешить. Иисус не отверг саму идею учеников. А значит такое возможно. Он просто уточнил, что в этом конкретном случае имели место другие обстоятельства, отвечающие на вопрос, почему эта душа получила "одежду кожаную" с изъяном.
"И сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде" (Книга пророка Малахии 3:3). Это стих может быть интерпретирован как образ очищения и усовершенствования через испытания (закалку), что можно соотнести с идеей реинкарнации или переселения душ, где каждая "жизнь" — это шанс очиститься и стать лучше.
Отец очищает и переплавляет сынов Левия, чтобы они приносили жертву в правде. Описание процесса очищения, аналогичного тому, как многократная переплавка металла очищает его от примесей, делая чистым. Это может быть связано с идеей исправления души через множество жизней, в которых душа "переплавляется" и очищается от грехов, чтобы в конце концов достойно стоять перед Богом и приносить добрые плоды стократно.
Конечно, это только одна из возможных интерпретаций, и для некоторых читателей этот стих может быть всего лишь метафорой духовного очищения через испытания. Однако, если смотреть через призму идеи гилгула, то эта мысль действительно может показаться довольно убедительной. Как металл очищается и становится чистым, так и душа может очищаться через множество воплощений, каждый раз становясь лучше, более праведной и готовой служить Богу. С каждым новым рождением — шанс для души пройти через испытания и избавиться от "греховных примесей", чтобы в конце концов принести Господу чистую жертву в правде.
"Поколение уходит, поколение приходит, а земля пребывает вовек. Солнце восходит, и солнце заходит, и спешит к месту своему, где восходит. Потоки текут в море, но море не полно. В место, куда потоки текут, туда они текут снова" (Экклезиаст 1:4-11). Этот стих из Экклезиаста описывает цикличность жизни и природы, где всё, повторяется, но при этом не остаётся в статичном состоянии. Потоки воды, солнце, поколение людей — всё это может быть воспринято как образ вечного цикла рождения, смерти и нового рождения.
"Иисус отвечал ему: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия... Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Иоанна 3:3-7). Здесь Иисус говорит о необходимости нового рождения, что может интерпретироваться как метафора духовного возрождения или обновления, связанного с процессом очищения и преобразования души. Хотя речь идёт о духовном возрождении через крещение и Дух Святой, этот образ может быть воспринят как указание на гилгул в смысле подготовки души к воплощению, в котором она будет готова родиться от Духа и войти в Небесное Царство.
"И спросили Его ученики: 'Почему же книжники говорят, что Илия должен прийти прежде?' Иисус сказал им: 'Илия действительно должен прийти и восстановить всё. Но говорю вам, что Илия уже пришёл, и не узнали его, но сделали с ним, что хотели.' Тогда поняли ученики, что Он говорил им о Иоанне Крестителе" ( Матфея 17:10-13). Здесь Иисус говорит, что Илия пришёл в лице Иоанна Крестителя, что можно трактовать как новое рождение Илии, но уже с именем Иоанн. Это довольно очевидный пример того, как можно воспринимать некоторые стихи с точки зрения гилгула.
"Сотворённые с нетерпением ожидают откровения сынов Божиих. Ибо создание подвержено тлению не по своей воле, но по воле подвергшего её в надежде, что и само сотворённое освободится от рабства тления в свободу славы детей Божьих" (Римлянам 8:19-22). Этот стих описывает ожидание освобождения от тления и смерти. Возможно, это можно воспринимать как указание на конечное очищение всех живых душ, связанное с цикличность возрождения и преображения. Это также может быть интерпретировано как символ стремящихся к совершенствованию и освобождению через многие этапы вечной жизней.
"Ибо знаем, что если наш земной дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. И потому мы вздыхаем, желая облечься в небесное жилище наше" (2 Коринфянам 5:1-4). Здесь Павел говорит о переходе от земного существования к небесному, освобождение души от физического тела и переход в новое тело, не способное ветшать.
"Итак, мы всегда имеем уверенность, зная, что, пребывая в теле, мы удалены от Господа. Ибо мы ходим верой, а не видением. Мы уверены и потому предпочли бы лучше удалиться из тела и быть с Господом. Поэтому и стараемся быть Ему угодными и в теле, и вне тела" (2 Коринфянам 5:6-9). Павел говорит о стремлении быть с Господом, что может восприниматься как желание души освободиться от физического тела и вернуться к Богу. Это можно интерпретировать как идею путешествия души между телесным существованием и духовным состоянием.
Иисус, как древнейший Божий Посланник, родившийся в новом телесном воплощении, демонстрирует возвращение в мир людей с духовной целью, миссией от Бога, чтобы стать Посредником между Богом и людьми.
Малахия 3:1 (2:17 в христианской Библии): "Вот, Я посылаю ангела Моего перед лицом Твоим, и он приготовит путь передо Мною; и внезапно войдёт в Храм Свой Господь, которого вы ищете, и Ангел завета, которого вы желаете."
Этот стих также может быть истолкован как намёк на перерождение важной души. Некоторые комментаторы считают, что Ангел завета — это определённая душа, которая будет переселяться в разные тела с целью выполнения Божьей миссии. Например, это может быть душа, просвещающая других, которая появляется в разных поколениях для исполнения Божественной воли.
Исход 20:5-6 (повторяется в Второзаконии 5:9-10), вольный смысловой перевод: "Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я, Господь Бог твой, Бог ревнующий, преследующий беззаконие отцов в их перерождениях до третьего и четвёртого раза, ненавидящих Меня. И творящий милость в тысячи раз любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои." Этот стих также может быть интерпретирован как подтверждение того, что грехи могут "переходить" на ту же душу, но в следующем её воплощении (поколении). Это как перенос духовных последствий на следующее воплощение, что в некоторых интерпретациях может быть связано с идеей возвращения души для исправления.
"И спросили его: 'Что же? ты Илия?' Он сказал: 'Нет.' 'Ты пророк?' Он ответил: 'Нет'" (Иоанна 1:21). Этот стих в Евангелии от Иоанна также может быть отнесён к гилгулу, потому что Иоанн Креститель в данном контексте отрицает, что он Илия, так как сам не помнит этого. Но вопрос (кто Илия?) может подразумевать идею о переселении душ, когда душа рождается снова, забывая предыдущую жизнь. Что типично для всех нас (для каждого человека) — забывать предыдущую жизнь, чтобы старый груз не доминировал.
"Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рождён, и число дней твоих очень велико" (Иов 38:21). Этот стих может быть интерпретирован как намёк на концепцию предыдущих жизней или вечности души. С точки зрения идеи гилгула, можно провести параллели с тем, что душа, воплощаясь снова, может забывать свои предыдущие жизни. Эта забывчивость является одним из центральных элементов в гилгуле, где душа начинает новую жизнь с "чистого листа", не имея воспоминаний о том, что было раньше.
Бог спрашивает Иова, был ли он "тогда", в момент создания материального мира со звёздами и планетами, указывая на его вечное существование, а не на единовременное рождение. Из этого можно сделать вывод, что душа была "до" физического рождения и, возможно, продолжит своё существование после. Эта идея хорошо ложится в концепцию перерождения душ, где душа, воплощаясь вновь, забывает свои прежние жизни.
Душа Иова была "там", когда создавался мир. В каждом новом воплощении душа забывает прошлое, чтобы снова встретиться с Богом и выполнить свою задачу. И, возможно, мы возвращаемся снова и снова, чтобы найти путь к совершенству и исполнению Высшей воли и нашего предназначения.
Среди индуистов, буддистов и других религиозных и духовных традиций существует множество историй, интерпретируемых как реальные случаи реинкарнации. Это свидетельства веры людей в переселение душ, воспринимаемые как реальные события.
Один из самых известных случаев произошёл в Индии с мальчиком по имени Шрипадма. Он родился в маленькой деревне и стал очень рано вспоминать своё прошлое воплощение. Он точно рассказал детали своей предыдущей жизни, которые, как утверждали его родители, невозможно было бы узнать по обычным источникам. Он утверждал, что был человеком, жившим в другом месте, и даже называл своё предыдущее имя. Когда его родители поехали в деревню, о которой говорил мальчик, они обнаружили, что на самом деле существовал человек с упомянутым именем. Но этот человек действительно умер, прежде чем Шрипадма родился. Мальчик также назвал детали жизни умершего, которые были подтверждены.
Джамали — мальчик из Ладакха (регион Индии), утверждавший, что был прежде учителем буддизма, умершим за несколько лет до своего нового рождения. Этот случай был задокументирован буддийскими монахами. Мальчик показал глубокие знания о своей предыдущей жизни монаха, включая подробные нюансы жизни, привычки и даже людей, с которыми дружил. Этот случай был тщательно исследован. Всё, о чём мальчик говорил, совпадало с историей умершего монаха.
Много случаев зафиксировано на Шри-Ланке, когда дети с раннего возраста утверждали, что помнят свои прошлые жизни. В одном случае мальчик в возрасте двух лет рассказал, что он был человеком, жившим в соседней деревне, и упомянул детали своей прошлой жизни, подтверждённые местными жителями. Он даже узнал своих бывших родственников, несмотря на то, что никогда с ними ранее не встречался.
Исследования таких случаев проводил доктор Иан Стивенсон, психолог и профессор в Университете Вирджинии, посвятивший десятки лет изучению реинкарнации. Он собрал более 2000 случаев о детях в возрасте от двух до четырёх лет, утверждавших, что помнят свои прошлые жизни. Было зафиксировано множество точных совпадений.
В Мумбаи девочка утверждала, что работала актрисой, умершей много лет назад. Девочка, несмотря на свой молодой возраст, упомянула множество фактов, известные только близким друзьям актрисы. Когда начали проверять её рассказы, оказалось, что они соответствуют реальным событиям из жизни умершей актрисы.
Хотя такие истории воспринимаются как доказательства реинкарнации в тех культурах и религиях, которые в неё верят, научное сообщество остаётся скептичным по отношению к этим явлениям. Научные исследования часто объясняют такие случаи через психологические механизмы, влияние окружающей среды или память, переданную через культурные воздействия. Тем не менее, работы учёных, таких как Иан Стивенсон и Джеймс Харрисон, изучавших эти феномены, оставили интересный след в науке, и они собрали многочисленные свидетельства, которые до сих пор не могут быть полностью объяснены традиционными научными методами. В культурах, где верят в реинкарнацию, такие истории воспринимаются как доказательства перерождения душ. Но для людей, не придерживающихся этого мировоззрения, эти случаи могут быть интересными и загадочными, но зачастую не принимаются всерьёз.
"Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рождён, и число дней твоих очень велико" (Иов 38:21).
Эти слова Бог говорит Иову, когда напоминает ему о Своём Творении. Некоторые считают, что эти слова — лишь ирония Бога. Но если задуматься, а вдруг в них скрыта правда? Вдруг душа действительно древнее, чем мы думаем? Вдруг ты — не просто тело, рождённое однажды, а живущая в "одежде кожаной" душа, которая уже бывала здесь, переживала, училась, искала Бога? Может, поэтому одни чувства так знакомы, будто мы уже их переживали. Может, поэтому некоторые люди — словно родные с первой встречи. А некоторые ошибки — словно уроки, которые повторяются.
В Торе и у Пророков есть отголоски того, что душа — гостья во плоти. А в устной традиции мудрецы Израиля говорили о гилгуле — циклах души, её пути от одного тела к другому, пока она не завершит своё предназначение. Но не это ли говорил сам мессия, когда сказал: "Если хотите принять — он есть Илия, которому надлежало прийти…" (Матфея 11:14). Иисус засвидетельствовал новое рождение Ильи. Его слова звучат как прямое свидетельство о возвращении души Илии в новом теле — в Иоанне Крестителе. Иисус здесь не говорит образно, как будто "в духе Илии", а говорит прямо — "он есть Илия". И это звучит как утверждение факта, если только человек готов это "принять".
Интересно, что в Евангелии от Луки 1:17, ангел говорит Захарии, что Иоанн придёт "в духе и силе Илии", но сам Иисус идёт дальше — как бы раскрывает глубже: не просто сила, а сам Илия, но в новом облике. Иисусом говорил и о своём существовании до рождения: «Истинно, истинно говорю вам: прежде чем Авраам стал, я есть» (Иоанна 8:58). Здесь он указывает на своё бытие до воплощения, и это перекликается с идеей, что душа может существовать до рождения, а значит — может и возвращаться для исправления, либо по поручению Отца для выполнения определённой миссии.
"Прежде чем Авраам стал" — может означать не просто до рождения Авраама, но до того, как он стал тем, кем его знает история, то есть до обретения им своего духовного веса, своей миссии, своей славы как отца веры. "Я есть" — в таком свете можно прочесть как: "Моё служение Отцу было прежде этого. Я был уже в этом процессе — я был и есть исполнителем воли Бога."
То есть Иисус не говорит, что он Бог — он нигде этого не утверждал. А говорит: «Я существую как раб Бога, как тот, кто следует Его воле — ещё до того, как Авраам стал рабом Божьим, которым он был призван стать». Это прекрасно согласуется с библейским взглядом на Мессию. Не как равного Отцу, а как всегда верного Отцу сына. Душа Иисуса существовала до своего рождения в Вифлееме. Служение Богу — вечный путь, не начинающийся с рождения. До того, как Авраам стал "отцом веры", а Иисус уже исполнял волю Бога правильно и верно.
В начале, прежде чем мир был сотворён, были мы — дети Духа, сияющие в Творении. Души, которые радовались при создании звёзд и восклицали от радости (Иов 38:7). Мы тоже могли "быть" ещё до нынешнего воплощения. Возможно, кто-то из нас тоже пришёл сюда с Небес по просьбе Отца, чтобы исполнить Его задание? Бог — не жестокий Судья, а любящий Отец. А настоящая любовь всегда даёт новый шанс. До тех пор, пока душа не научится Любви и не научит других.
"Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы" (Иоанна 10:34). Иисус сказал: «Вы — боги». Он говорил о нас, о детях Божьих, о свете, который есть в нас, о бессмертие духов. Мы не просто люди. Мы — потомки Того, Кто сотворил всё. Мы — свет этого мира, и однажды все мы вернёмся домой, к нашему Отцу.
«В нём была жизнь, и жизнь была светом людей» (Иоанна 1:4, точный перевод). В нём — в логосе (замысле) Бога. Артикль ;;; (G3588) в греческом языке указывает на производное или принадлежность, а не на "цель". Поэтому он не может переводиться "для". Это имеет гораздо более глубокий смысл, особенно если смотреть через призму понимания света, как исходящего от бессмертных душ, сынов Божьих, которые были с Богом до сотворения материальной вселенной и через которых свет жизни явился миру. Изначальные души ликовали при сотворении, были в восторге, когда звёзды зажигались в космосе (Иов 38:7). И они не просто являются частью этого творения — они имеют в себе свет. Бог же всегда есть Отец Жизни.
Бог может являть в мире Разум (логос) не только через одного избранного сына, но и через нас. "Освяти их истиной Твоей. Разум Твой есть истина" (Иоанна 17:17). Здесь Иисус молится Отцу и говорит о том, что истина исходит от Бога, и истина открывается для понимания человеку только Богом. Только разумение (логос), открываемый Богом человеку, даёт истинное понимание всего. Иисус просит Отца, чтобы и у других открылась способность воспринимать мир "глазами Бога" — Божьим разумением, пониманием.
"Я есть свет мира. Кто последует за мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Иоанна 8:12).
Таким образом, логос (Божия истина) открывает путь света тем, кто принимают его (логос), становясь источником света для других. Это знание, понимание и замысел исходят от Бога к человеку, как в скинию или в сосуд. Когда замысел (логос) Бога осознаётся человеком в полном объёме, это означает, что логос воплотился ("стал плотью", Ин. 1:14).
Когда Иисус сказал, что мы — «боги» (Иоанна 10:34), он напомнил нам о том, что наша истинная природа — это свет, который мы приносим в этот мир, когда логос Отца сияет через нас другим. Мы не просто пришли в этот мир. Мы — свет, призванный светить другим. Души живут, чтобы снова вернуться к Отцу, сохраняя в себе Его искру. И как бы мы ни блуждали, как бы ни отклонялись от пути, этот свет никогда не угасает. Он внутри нас всегда. До рождения. И есть с нами всегда после выхода из "кожаной одежды" ("земной хижины", "глиняного сосуда").
Свидетельство о публикации №225071901638