Жанн Федорович Зинченко и его стихи

Иллюстрация: Жанн Федорович Зинченко с женой Валентиной Петровной и Еленой Ивановной Костериной-Котенко в Ейске, 2014 год.

 Сегодня день памяти нашего известного земляка, ейчанина Жанна Федоровича Зинченко. Он ушёл из жизни 19 июля 2020 года, и на следующий год 9 мая впервые прошло без Жанна Федоровича. Для него этот значимый день был еще и личным праздником. В 2021 году в День Победы Жанн Федорович мог бы отпраздновать свой 85-летний юбилей.

В своем стихотворении «Маршал Победы» он писал:

День Победы – девятого мая,

Каждый год жду его приближенья,

Первый тост - за солдат, не меняя,

А второй за себя – День Рожденья…


 «Не смогу позабыть нашу родину предков»


Жанн Федорович называл себя потомком казаков: «К Ново-Щербиновскому казачьему полку были приписаны все Зинченко - и мой прадед Петр, и дед Иван, и мой отец Федор».

Отрывок из его стихотворения «Кубань»:

Каждый год, где-то в марте-апреле,

Не зимой, а в весеннюю рань,

От лесов, от московской капели,

Меня тянет домой, на Кубань.

В 1935 году Федор Иванович Зинченко женился на Варваре Ивановне Костюк. Жанн, их первенец, родился 9 мая 1936 года, а его брат Аркадий - 25 марта 1938 года. Перед войной семья Зинченко переехала в новый саманный дом по улице Пушкина, № 118, который Федор Иванович построил сам. Жена Варвара Ивановна работала медсестрой в Ейской городской больнице, но 17 октября 1941 года она, совсем еще молодая женщина, умерла от туберкулеза. Перед войной Федор Зинченко работал главным механиком ейского завода «Молот» («Полиграфмаш»). Летом 1942 года он был назначен уполномоченным по эвакуации завода в Ташкент. Своих малолетних сыновей Зинченко оставил в Ейске со своей матерью Верой Ивановной, бабушка уберегла внучат в тяжелые военные годы. В 1947 году Федор Иванович женился на Валентине Петровне Подольской.

Ей Жанн Федорович посвятил стихотворение «Мама»:

Далек тот день году в сорок седьмом,

Но в памяти остался он упрямо,

Когда впервые ты вошла в наш дом,
 
Сказав нам, что теперь ты наша мама…

Ты нас, застывших с детства, согревала,

Заботой, лаской, как родная мать,

Смеялась с нами, с нами горевала,

Сумев нас, как своих детей, понять…

Отец всю жизнь был для Жанна высшим авторитетом, ему он посвятил свое стихотворение «Я коммунистов по отцу узнал»:

Я коммунистов по отцу узнал…

И в партию вступал с отцовской верой,

И часто я движенье ускорял,

Свой шаг с отцовским шагом сверив.


По совету отца Жанн Зинченко в 1953 году поступил в Ленинградское Военно-инженерное училище имени А.А. Жданова, отныне и навсегда связав свою судьбу с Советской Армией.
 
«Я – Красный директор, и этим – горжусь!»

Вот что писал о своем друге Ж.Ф. Зинченко Евгений Александрович Котенко: «Итак, после окончания военно-инженерного училища, с 1956 года, в течение почти шести лет Жанн Зинченко служит на ракетном полигоне Капустин Яр, бывает в командировках на Байконуре. Он командует сначала взводом, потом — ротой, строит пусковые площадки для ракетных комплексов, многочисленные объекты инфраструктуры. Заслужил чин капитана, стал командиром учебной роты, а это должность майора. Из-за особого режима работы и секретности родные в Ейске не знают, где он работает. Письма от него приходят из Москвы, и они пишут ему по адресу: «Москва-400». Космодром Капустин Яр был строго засекречен…»

О начале своей военной службы Жанн Федорович вспоминал в стихотворении «Космодром»:

Космодром… Космодром… Это старт моей жизни,

Лейтенантами мы прилетели в Кап. Яр.

Ратный труд наш страною наградами признан,

А все тяготы в прошлом - сегодня, как дар.

На всю жизнь оказались привязаны к стартам

«Пятисоток»…, «Семерок»…, SS «Сатаны»,

О старте Гагарина мы знали в марте

И гордились доверием этим страны.

В 1962 году капитан Зинченко сдал экзамены в Военно-инженерную академию им. В.В. Куйбышева и поступил на фортификационный факультет, где изучал вопросы создания защитных сооружений и стартовых комплексов. Жанн Федорович вспоминал: «С 1967 года, после окончания Академии, я навсегда связал свою судьбу с наукой в интересах обороны страны: научный сотрудник одного из НИИ Министерства обороны, преподаватель Военно-инженерной академии, референт Научно-технического комитета сухопутных войск, работа в Президиуме Академии наук СССР, руководство научными исследованиями и разработками в интересах обороны в вузах, НИИ и КБ высшей школы страны». Наивысшие достижения по службе в Советской Армии Жанна Фёдоровича: Генеральный директор — Главный конструктор головной организации «Агат» ракетно-космической отрасли СССР, работа над национальной программой АНТИСОИ, руководство Комитетом общественной экспертизы СССР.

Много лет Ж.Ф. Зинченко работал под руководством Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, секретаря ЦК КПСС по оборонной технике, Министра общего машиностроения Олега Дмитриевича Бакланова. Вот как О.Д. Бакланов характеризовал Жанна Зинченко: «Доктор технических наук Зинченко Жанн Фёдорович оставил свой след в науке и военной технике. Он никогда не был безразличным к происходящему в стране, всегда имел своё мнение, не скрывал его, даже если оно не совпадало с мнением властных структур… И в его стихах видна чёткая гражданская позиция, он всегда был на стороне народа».

Е.А. Котенко о своем друге: «Жанн Фёдорович Зинченко — ейчанин, генерал-майор Советской Армии, действительный член Российской академии Космонавтики им. К.Э. Циолковского, член Союза писателей России. Он «физик и лирик» в полном смысле этого словосочетания: автор стихов и конструктор космических ракет, человек, очарованный природой, — и крупный специалист оборонной промышленности».

«Я не считал себя поэтом…»

Жанн Федорович Зинченко как военный и ученый, был профессионалом своего дела. А что же значила в его жизни поэзия? Самые ранние стихотворения в его поэтическом сборнике «Душа моя» датированы концом 1950-х годов, в это время он служит на ракетном полигоне Капустин Яр. Большинство стихов были написаны уже в более позднее время, многие - в 2000-е годы, когда автором подводились жизненные итоги.

В своих стихах Жанн Федорович хотел выразить то, что было для него самым важным, например, в стихотворении «Жизнь – судьба»:

Никогда не жаль мне было вещи,

О друзьях потерянных жалел,

Всем ушедшим ставил в церкви свечи,

А от тех, кто рядом, душу грел.

Ничего так в жизни не боялся,
 
Как боялся потерять родных,

Дикой болью каждый отозвался

Из ушедших в память дней моих…

Его стихи лучше всего свидетельствуют о том, каким он был человеком по жизни. И особенно удавались Жанну Федоровичу стихи о самых близких людях – жене Валентине, сыне Виталии, внучке Юлии.

Отрывок из стихотворения «Валёнушка», посвященного жене:
 
На висках моих седая просинь,

Но я помню столько лет спустя,
 
Свои чувства в ту святую осень,

Что медовой стала для меня.

А запомнил все, минуты даже, -

Разве мог забыть об этом я –

Как нежданно вдруг на Ейском пляже

Среди волн морских нашёл тебя…

Две самых любимых женщины были в его жизни: жена Валюша и внучка Юляша. Отрывок из стихотворения «Юлька», посвященного любимой внучке:

Юлька появилась, как и ждали,

В январе, в святое Рождество,

Бабушки и мама пеленали
 
Это крошечное божество…

Раньше, приходя, кричал с порога:

«Кто женщина любимая моя?»

Юлька, не задумываясь долго,

Выбегала с громким криком - «Я!»

В сентябре 2002 года, еще задолго до своего ухода, Жанн Федорович написал стихотворение-завещание «Просьба»:

Не нужен гранит на могиле моей,
 
Мне б в памяти быть родных и друзей,

Лишь памятью близких душа может жить…

За светлую память буду Бога молить.

Не нужен некролог в подшивке газет,

Я не хочу, чтобы знал целый свет;

Мне нужен сердечный от близких привет –
 
Их память в той тьме мне единственный свет.

Не нужно оркестров за мой упокой –

Я тихо хочу уйти на покой;

Не нужно поминок, где водка – рекой…

Пусть думают все, что я где-то живой.


Рецензии