О невидимых дверях

Коснувшийся двери когда-нибудь войдёт —
Таков порядок слов, прописанных в судьбе.
О том, что будет "до", я знаю наперёд,
Но не должна пока рассказывать тебе.

/С. Лаврентьева/


*   *   *

Найти правильное сочетание красок, подобрать тени, полутона, ускользающие силуэты - все это не менее сложно, чем открыть двери в иные миры. Мы беседовали однажды об этом с Александрой, и она сказала - этот путь и правда существует, это не вымысел. Иначе почему совершенно разным люди приходят в голову одни и те же мысли? Таких случайностей не бывает, они невозможны по теории вероятности. Но тем не менее часто бывает, что другой человек рассказывает тебе о твоих же собственных мыслях. И, самое интересное, что он рассказывает об этом не твоими, а своими словами - но это та же самая мысль. И еще картины, очень интересные наблюдения. Я поделился в тот вечер ими с Александрой. Как понять, что человек видит на самом деле? Как он воспринимает мир? Одну и ту же вещь разные люди видят по-разному. Но картина - это не фотография. Она передает не то, как объект выглядит на самом деле, а то, как воспринимает его автор. Когда снимаешь картину на фотоаппарат - изображение меняется. Это совсем не то изображение, которое ты видишь глазами, когда смотришь на картину. Именно поэтому я говорю, что застывшие чувства существуют. Это и есть изображения, зафиксированные на картинах. Они передают набор чувств таким, каким воспринимал его автор в момент создания произведения. И все эти тени, точки, тона, мерцающие силуэты, мягкие переходы красок, недосказанность и неуловимые переходы чувств - все это и есть часть его восприятия. Иногда смотришь на картину и спрашиваешь себя - что хотел рассказать автор? И понимаешь - совсем не то, что видит большинство людей. Да, сказал я Александре, среди них тоже много людей, таких же, как и мы. Тех, кто способен видеть невидимое. Они тоже не совсем обычные люди. И они передают через картины небольшие послания тем, кто способен их понять. А таких людей не так уж и много... но они есть. Вот, например, пейзаж на закате - вроде бы, просто красивый пейзаж. Но не все так просто. "Зачем автор рисовал это?" - спрашиваю я сам себя, внимательно изучая тонкие переходы красок. Сразу приходит в голову - на закате краски становятся необычными, странными, деревья в сумерках похожи на необычных существ, сказочных великанов. Кажется, еще немного - и они зашевелятся и оживут. Да, поиск необычных граней, попытка прикоснуться к волшебному миру, понять его суть. Но... и не только. Не все так просто. Еще раз внимательно смотришь на переходы красок, образов, и видишь мельчайшие точки, разбросанные повсюду. И с удивлением понимаешь, что это то, ради чего и создавалась картина - автор передает свое ощущение ткани реальности. Он видит эту ткань так же, как и мы. Он чувствует ее, все ее изгибы, переходы, тонкие места. Этих точек нет в реальности, их нет ни на одной фотографии. Они часть восприятия наблюдателя - именно таким он видит двери в иные миры. И становится совершенно очевидно, что этот красивый пейзаж таит в себе небольшую загадку, доступную немногим - автор показал, что он воспринимает ткань реальности, чувствует невидимые двери, позволяющие перемещаться между мирами. Немногие это понимают... но на этой картине автор изобразил именно состояние оцепеневших чувств вблизи точки перехода.
Мы еще долго сидели в тот вечер вместе с Александрой, глядя на исчезающее в темноте пламя. В камине догорали ветки, и длинные тени скользили по стене. Мы еще долго говорили в тот вечер о вещах, понятных лишь нам обоим.
Я приду завтра, сказала она. Поговорим еще о невидимых дверях. Побеседуем о ткани реальности. Мне нравятся эти разговоры - я нахожу в них что-то свое. И, я не помню, кто сказал это - но если ты увидел какую-то закрытую дверь, то рано или поздно ты откроешь ее. И, наверное, это всего лишь вопрос времени. Поверь мне, все так и будет.


Рецензии