Мессия из Назарета
Народ иудейский был недоволен властью язычников-римлян, поборами, оскорблением их религии. Какие-то необрезанные свиньи смели топтать Святую Землю, тяжко угнетать народ, да еще и подчинить себе храмовую элиту - саддукеев, сделав их своими коллаборантами. Сам Храм из святого места превратился в "логово разбойников". Что было немыслимым оскорблением для верующих иудеев.
Народ требовал Машиаха - царя, который освободит их от римского гнета и восстановит расколотую на части римлянами страну, управляемую разными римскими наместниками. И такие фигуры находились, регулярно устраивая попытки мятежа и восстаний.
Но все они - без исключения - потерпели поражение от римлян. Римские власти очень быстро стали работать на опережение, как только появлялся кто-то, претендовавший на статус Машиаха - такой человек сразу же отправлялся на казнь. Некоторые из них успели поднять восстание - но все равно закончили плохо. Самым удачливым из них, возможно, стал некий лжемессия по прозвищу Египтянин, которому все же удалось спастись бегством. Возможно, еще парочке из нескольких десятков мессий и народных предводителей тоже удалось после подавления их движений пересидеть в пещерах или лесах. Подавляющее большинство их закончило на кресте, кто-то был обезглавлен, кто-то, кому повезло чуть больше, погиб в бою. Это было лучшим исходом, чем казнь через распятие - мучительная и очень медленная, в ходе которой жертва мучилась до нескольких дней, затем умирала от разрыва сердца или от удушья.
И среди всей этой череды мессий, народных предводителей и неудавшихся освободителей от римской оккупации, возможно, все-таки был один настоящий. Тот самый Мессия, обещанный евреям, ха-Машиах. Который проповедовал не вооруженное сопротивление римлянам и установление еврейского царства на земле, а "Царство не от мира сего". Все остальные мессии были забыты историей, и только из воспоминаний Иосифа Флавия и книги Деяний Апостолов мы сегодня можем знать имена и прозвища некоторых из них. Последователи таких мессий рассеивались сразу после разгрома римлянами и смерти их предводителя, и никто о них потом не говорил, что был свидетелем их воскрешения после смерти. Их движения, словно песчаные городки, построенные детьми на пляже, смывались и рассыпались очень быстро, один за другим. Мы сегодня ничего не знаем о каком-нибудь Иуде Галилеянине, сыне бунтовщика, отце и деде бунтовщиков, принадлежавшем практически к династии руководителей повстанцев, которая в конечном счете и устроила Первую Иудейскую войну 66-71 годов н.э., закончившуюся тотальным разгромом восставших, уничтожением Иерусалима и Храма. А между тем, Иуда Галилеянин был очень известен в начале 1 века. И это только один из десятков примеров. Все они взяли меч, от меча и погибли.
Мессия же из Назарета отличался от других тем, что его движение в общем-то существует до сих пор, и оно вышло далеко за пределы своей еврейской колыбели. Его ученики были железобетонно убеждены в его чудесном воскрешении на третий день после казни, и очевидно, их первое поколение действительно переживало мистический опыт встречи с воскресшим Учителем. Чем это объяснить? Массовые галлюцинации? Едва ли галлюцинации могут быть массовыми. Заговор обмана для сохранения движения? Тоже маловероятно. У нас есть косвенные доказательства того, что этот опыт действительно имел место быть. Скажем, Иаков, брат Иисуса, очевидно, скептически относился к учениям своего брата при его жизни. Но после его смерти - и, видимо, воскрешения - он уверовал в него настолько, что стал последователем Иисуса уже после его смерти. По настоянию апостолов, он возглавил иудео-христианскую иерусалимскую общину и был ее главой до самой своей смерти в 62 году н.э.
Эта община просуществовала еще полторы-две сотни лет, даже после разрушения Иерусалима и Храма в 70 г. Очевидно, они не принимали участия в этой войне, будучи пацифистами. Наверняка, "увидев мерзость запустения, стоящую на святом месте", они действительно "убежали в горы". Также известно, что иудео-христиане отказались от участия в восстании Бар-Кохбы, которое произошло через 60 лет после Первой иудейской войны. Для них Бар-Кохба был очередным смутьяном-лжемессией, уже после прихода Мессии настоящего. История доказала их правоту, когда это восстание было жестоко подавлено и вылилось в очередную катастрофу для еврейского народа. Все это время община сохраняла веру в Иисуса, передавала из уст в уста истории о его жизни и смерти и хранила веру в его Второе Пришествие.
Но одновременно с ней набирала популярность и вторая ветвь этого движения - распространенная апостолом Павлом (также имевшим мистический опыт общения с воскресшим Иисусом) среди язычников. Она и существует по сей день.
Свидетельство о публикации №225071900557