Семя горчичное и Царство Небесное

                Мы продолжаем беседы, посвященные толкованию евангельских притч. Для их правильного понимания необходимо четкое разграничение понятий «Царство Божие» и «Царство Небесное», смешение которых часто встречается и среди духовенства, и среди православных экзегетов. А это, в свою очередь, приводит к ошибочному  толкованию притч Христа, а значит – к искажению их смысла; и тогда богословская истина ускользает от взора ищущего. В беседе «Толкование на три меры муки» мы, уже касались этой темы и теперь, вооружившись полученными знаниями, можем приступить к расшифровке сокрытых в притчах тайн. В Евангелие от Матфея Христос говорит Своим ученикам: «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф.13:31-32).
                Эта притча достаточно сложна, поскольку аллегории в ней весьма непростые и не очевидные, в связи с чем, неподготовленному уму нелегко уловить связь между маленьким семенем, горчичным деревом и Царством Небесным. У святых отцов можно встретить множество мнений на этот счет, общий смысл которых сводится к следующему. Горчичное зерно – это насажденное Духом в сердце евангельское учение, которое дает многочисленный плод в виде добродетелей. Горчичное дерево с многочисленными ветвями – это распространившиеся по миру учение Спасителя, в котором, как птицы небесные, находят свое пристанище боголюбивые души. Подобные мнения относятся к катафатическому богословию, то есть раскрывают евангельский смысл, нисходя от простого к сложному или от частного к общему. Другими словами, они показывают, как и что исходит от Бога. Толкования в обратном порядке – от сложного к простому, от множества к Единице или апофатическое богословие, встречаются крайне редко в силу неготовности большинства их постичь. Они направлены на познание скрытой природы вещей и относятся к учению о духовном видении.
                Некоторые в своих толкованиях обращаются к природным свойствам горчицы: горечь, цвет, размер и аллегорическим путем пытаются раскрыть смысл притчи. Есть и другие мнения, но общий их смысл тот же – слово о горчичном семени повествует об учении Христа, которое распространившись по миру, приобрело множество христианских душ для спасения в Царствии Небесном. Не оспаривая мнения святых отцов и учителей Церкви, я хочу  предложить свое видение вопроса. В основном все толкования на притчу о горчичном семени отождествляют «Царство Божие» и «Царство Небесное». Авторы не делают различия между ними, предпочитая строго александрийский (аллегорический) способ экзегезы. В богословском смысле эти понятия существенно отличаются, поскольку Царство Божие относится к учению о спасении и обращено на внутренний мир человека, а учение о Царствии Небесном – отражает будущее мира после Второго пришествия Христа. Первое относится к духовной жизни, а второе – к посмертной участи души и является частью эсхатологии – науки о загробной жизни.
                Подтверждение этому мы находим в текстах Священного Писания: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2;4:17), «Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф.26:29). Как известно, словосочетание «Царство Небесное» встречается только у Матфея в то время, как, у остальных евангелистов, его нет, хотя они повествуют об одном и том же событии. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» у Матфея, и: «Приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15), – у Марка. Евангелисты не различали эти понятия, потому что каждый из них писал то, что слышал от Духа.
                У них не было ни времени, ни возможности сличать свои тексты с другими евангелистами, да и цель такая перед ними не стояла. Впоследствии это породило проблему «синоптических евангелий», то есть споров относительно расхождений в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки. За этим возникло другое преткновение: какое Евангелие следует считать первым –  от Матфея или Марка. В этих диспутах родилась «Теория фрагментов». Ее обозначил  в  XIX в. немецкий теолог, философ и проповедник Фридрих Шлейермахер. Сочинитель, который с упорством протестанта, пытался доказать, что Евангелие составлено неправильно и Марка с Матфеем следует поменять местами.  Но это уже отдельная тема, наглядно характеризующая суть протестантизма.
                Однако вернемся к нашей теме. В своем повествовании Матфей говорит о Втором пришествии Христа и Всеобщем Суде, после которого достойные войдут в Царствие Небесное: «Царство Небесное подобно зерну горчичному». Упоминающие о  Царствии Божьем Марк и Лука, подразумевают учение Христа, которое насаждается в сердце при жизни и, развиваясь в нем, дает плод стократный или Царствие Божие, которое «внутри вас есть» (Лк.17:21). Многочисленные ветви горчичного дерева – это дела веры или добродетели, которые привлекают к себе множество добрых душ – птиц небесных. Не зря Христос говорит Своим ученикам: «Вы свет миру» (Мф.5:14). Поэтому оба толкования – истина! Так, как же понимать причту о горчичном зерне в Евангелие от Матфея? Я предлагаю подойти к решению вопроса с точки зрения апофатического богословия, то есть с позиции духовного ведения.
                Посеянное на поле зерно горчичное – это Христос, Который пришел на землю (поле) младенцем, рожденным в хлеву, то есть ничтожно малым. Матфей уподобляет семя (Иисуса) Царству Небесному, потому что они  – едины суть. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр.1:8), – говорит Господь, то есть: «Бог все во всем» (1Кор.15:28). Иначе говоря, оно не где-то на небесах, а состояние блаженства во Христе. Если Царство Небесное понимать буквально, то это значит вводить ограничения местом и временем, чего в потустороннем мире нет по определению.
                Человек, который посеял семя в поле своем – Бог Отец, пославший Сына Своего в мир ради спасения людей.
                Зерно, которое вырастет и бывает больше всех злаков и становится деревом – учение Христа или Евангелие, хлеб жизни, сшедший с Небес (Ин.6:51). Важно отметить, что Матфей разделяет понятия «зерно» и «семя». Первое относится в Божественной природе Христа, а второе – к падшему человечеству. Зерно – одно, а семян – множество!
                «Больше всех злаков» – означает, что Новый Завет превосходит все остальные учения о Боге, включая иудаизм. Мы уже говорили, что и Царство Божие и Царство Небесное являются эманациями Христа, как Сына Божьего, пребывают в Нем, а Он пребывает в них. Кроме того, можно считать, что горчичное зерно – это и  воплотившийся Сын Божий. Когда Он вырастает, то есть прославляется в воскрешении, вознося человеческое тело одесную Отца, то становится большим деревом или древом жизни, древом познания добора и зла и символизирует Царство Небесное, многочисленные ветви которого – это Церковь Торжествующая или Небесные силы, святые и праведные христиане, пребывающие в обителях Отца (Ин.14:2). Как известно, Глава Церкви Воинствующей (Земной) и Торжествующей (Небесной) – Христос, поэтому обе они берут свое начало в Богочеловеке Христе, словно, произрастая  из зерна малого, и во Христе соединяются, обретая вечное блаженство Царствия Небесного.
                Птицы, которые укрываются в ветвях дерева – достойные христиане, избранные Богом при жизни и получившие вечное упокоение в ветвях Древа Истины или в обителях Отца, ибо души их устремляются на Небо подобно птицам. Горчичное дерево также может символизировать Крест Господень, которым только и можно вознестись на небо к «птицам небесным».
                В заключении необходимо отметить следующее. Евангельские притчи – это путеводная или Вифлеемская звезда каждому, ищущему спасения, поскольку все они наставляют в истине и проповедуют о жизни будущего века, то есть о Царствии Небесном, дорогу в которое осилит идущий, если в его сердце воссияло Царство Божие


Рецензии