Последний рубеж уральцев
Оба войска позже становились «донорами» для формирования других казачьих подразделений на востоке страны: Сибирского, Забайкальского, Амурского, Семиреченского и Уссурийского: известно, что к 1917г. войск русских порубежников было уже одиннадцать! Однако мало кто знает, что в том же году появилось еще одно - забытое официальной историей, двенадцатое войско.
Вера и верность уральцев
Уральское казачье войско было одно из самых крупных по численности. Однако оно было и одним из самых «беспокойных» в политическом отношении: участие в смуте на стороне Ивана Болотников, восстаниях Степана Разина и Емельяна Пугачева, многих других мелких волнениях. Сказывалась истории казачьего заселения реки Яика (Урала), откуда, как и с берегов Дона «беглецам выдачи нет»! Здесь, как и на Дону, большинство беглецов были христианами-старообрядцами, прозванными в России «раскольниками». Против службы на дальнем, беспокойном рубеже страны они не возражали, но вот принуждения в вере не терпели…
Однако государственная власть стремилась к унификации мировоззрения своих подданных, и, если многочисленные подданные мусульмане и буддисты исповедовали свою веру беспрепятственно, то с «шатаниями в толках» православия старались бороться всеми силами: вылавливали раскольников по лесам, в скитах и пещерах, посылали в их деревни миссионеров и забирали детей в «нормальные» церковно-приходские школы.
Однако с казаками-уральцами мероприятия в «наставлении на путь истинный» шли с трудом - старообрядцы составляли большинство населения станиц, к тому же исправно несли тяжелую пограничную службу, а также участвовали почти во всех внешних войнах России! Среди других казачьих частей Российской империи Уральское казачье войско отличалось большим своеобразием. Уральцы выделялись внешним видом - большинство из них не брило бород, хотя количество староверов у них в течение XIXв. уменьшалось. Иными были, основанные на традициях старообрядчества и мало воспринимающие уклад жизни русского этнического ядра быт и культура казаков. Немаловажным фактором, определяющим своеобразие уральцев, было и то, что войско до 1917г. оставалось единой земельно-речной общиной - земля и рыбные угодья считались их общей собственность, и каждый казак имел право пользоваться дарами природы на всей его территории. Постаничный раздел сельскохозяйственных земель здесь отсутствовал. В хозяйственном плане уральские казаки были весьма крепкими, наличие в хозяйстве нескольких лошадей и коров считалось само собой разумеющимся.
Уральцы были непременными участниками всех военных операций России в Средней Азии. Одним из самых известных эпизодов в период войны с Кокандским ханством было Иканское дело - трехдневное сражение казаков с многократно превосходящим их по численности войском. А дело было так: отправленная на разведку сотня под командованием есаула Серова встретилась близ города Туркестан - у кишлака Икан - с направлявшейся на взятие города десятитысячной армией кокандского хана.
Два дня уральцы держали там круговую оборону, используя в качестве защиты тела убитых лошадей, а затем, не дождавшись подкрепления, выстроившись в каре, они упорно прокладывали себе путь прямо через кокандскую армию до тех пор, пока не соединились с направленным им на выручку отрядом. Казаки потеряли в том бою более половины состава; оставшиеся в живых были тяжело ранены.
Подвиг уральцев был высоко оценен Родиной: все они были награждены солдатскими Георгиями, а Серов - орденом Св. Георгия 4-го класса.
Берега двух великих рек
Однако активное участие в туркестанских походах не спасало уральцев от царских репрессий. Изданное в начале 1874г. новое «Положение об управлении Уральским казачьим войском» ограничивало найм «охотников», которых не желавшие отправляться на службу казаки могли ранее нанимать вместо себя. Из-за этого многим казачьим хозяйствам грозили упадок и разорение. Уральцы подали прошение об отмене этого Положения. На войсковом съезде выборных предстояло рассмотреть и принять к исполнению утвержденный правительством проект изменений в их хозяйственном укладе жизни, однако от посылки своих депутатов на этот съезд большинство станиц отказалось. Император Александр II распорядился: «Заставить силой сделать то, что они - уральские казаки - должны были бы сделать по добру». Во исполнение приказа, уже к 18 сентября 1874г. в Уральске арестовали первых семьдесят восемь казаков-«ослушников». К началу октября число арестованных достигло четыреста тринадцати человек. В итоге более двух с половиной тысяч уральских казаков Александр II указом от 18 апреля 1875г. лишил казачьих прав и отправил на поселение в пределы только что покоренного им Хивинского ханства. В 1877г. сюда были высланы и их семьи.
Так казаки с берегов Урала оказались на берегах другой великой реки - Сырдарьи, древнего Окса. Эти несколько тысяч лишенные прав и привилегий казаков составили особую группу русского населения Средней Азии, резко отличавшуюся как от крестьян-переселенцев, так и от городских жителей присоединенного региона: все они исповедовали старообрядчество, упорно именовали себя «уральцами», считая себя отдельным народом. Этим объясняется и тщательное сохранение в их среде специфических народных обычаев, обрядов и кухни. К началу XXв. численность уральцев-«уходцев» насчитывала около шести тысяч человек.
Поскольку для земледелия берега Аральского моря были не пригодны, лишенные сословного казачьего звания и записанные в крестьянство уральцы выживали на новом месте благодаря привычному для них рыболовству: предметом промысла служили, главным образом, шип, усач и сазан. Менее предпочтительны были для них жерех, судак, щука и сом.
В 1900г. у уральцев было около четырехсот пятидесяти лодок, множество неводов, ставных сетей и крючьев; добываемая (пятьдесят-семьдесят пудов) рыба шла в Оренбург.
В 1892г. правительство предложило желающим возвратиться в войско, а остающимся приписаться в мещане. Создалось безвыходное положение: казаки не желали оставаться в Туркестане и не желали возвращаться домой через раскаяние. Так как на это предложение никто из них не откликнулся, то в 1894г все уральцы были приписаны к мещанам г. Петроалександровска.
Последняя битва «уходцев»
Именно в тот период военный министр Куропаткин предложил создать в районе Аральского моря новое, двенадцатое по счету казачье войско - Туркестанское. Однако единственным источником существования нового войска могло служить только рыболовство и, отчасти, пушной промысел. Это обстоятельство лишало смысла инициативу генерала, потому идея создания нового казачьего войска была отклонена.
Революция 1917г. заставила уральцев искать выход для своего дальнейшего проживания в Средней Азии. Одной из альтернатив была старая идея о переселении в Семиречье и вхождении в состав Семиреченского войска. Но это решение сильно запоздало - гарнизоны старой армии к концу 1917г. окончательно разложились и разбежались; русское же население Аму-Дарьинского отдела стало подвергаться нападениям со стороны мелких разбойничьих шаек. Необходимо было срочно создавать свои военные формирования. Помог в этом деле оренбургский казак, полковник И.М. Зайцев (начальник Хивинского отряда русских войск с 10.09.1917г. по 10.01.1918г.), обеспечивший оружием и боеприпасами формирующиеся добровольческие конные сотни и дружины. Эти отряды сразу же приступили к охране казачьих поселений в Аму-Дарьинском отделе и русского населения в других районах Сыр-Дарьинской области. Сначала они сражались лишь против разбойничьих шаек. Позже их противником стали и большевики из Петро-Александровска.
Между тем, по мере ослабления в течение 1917г. центральной и местных властей, исходящая от вооруженных кочевых племен угроза становилась все более и более реальной. На территории Хивы царил хаос, не прекращались грабежи и разбои. Необходимо было срочно создавать свои военные формирования. Идея о необходимости создания своего войска сформировалась у казаков к осени 1917г. Сразу после октябрьского переворота по инициативе полковника Зайцева было выпущено воззвание, в котором приглашались все желающие вступить в состав нового Амударьинского войска. Не зависящее практически ни от кого, оно было создано казаками-«уходцами» к началу 1918г.
К тому периоду власть окончательно рухнула, и вооруженные конфликты, как на национальной почве, так и между красными и белыми стали неизбежны. Отряды созданного войска занимались охраной казачьих поселений на подконтрольной территории. И.М.Зайцев организовал антибольшевистский переворот, но он был разбит. Полковник был вынужден бежать в Омск. Прибыв туда, он принял активное участие в организации Амударьинского казачьего войска. Его поддержал и атаман всех казачьих войск генерал-лейтенант А.И.Дутов. В конце августа Всероссийским правительством (за подписью Верховного правителя адмирала А.В.Колчака) было издано «Воззвание к уральцам аму-дарьинских и аральских поселений о создании Аму-Дарьинского казачьего войска».
В 1919г. казаки-«уходцы» вновь подняли восстание против большевиков. Амударьинское казачье войско насчитывало тогда пятьсот человек с тремя пулеметами и двумя орудиями. К тому же на сторону казаков перешла часть советских отрядов.
Войско под командованием атамана Фильчева вело борьбу с большевиками в течение нескольких лет. Помимо этого, оно защищало и местное гражданское население: уральцы спасли тогда немало жизней русских крестьян и казаков, защищая их, часто в союзе с местными феодалами, от многочисленных разбойничьих шаек. Однако судьбу их самих это нисколько не улучшило: в годы Советской власти основная масса казаков Амударьинского войска была репрессирована. Многие эмигрировали в Афганистан и Персию. О казаках-«уходцах» потому в настоящее время мало кто вспоминает.
(фото из Интернета)
Свидетельство о публикации №225071900619