12. Ершалаим как зашифрованная Москва
****
Ершалаим как зашифрованная Москва в романе «Мастер и Маргарита»
При первом прочтении «Мастера и Маргариты» Ершалаим представляется экзотическим фоном для евангельской драмы. Однако при внимательном анализе становится ясно: этот город гораздо больше похож на Москву 1930-х годов, чем на исторический Иерусалим времён Понтия Пилата.
Булгаков создаёт мифологическое пространство власти, в котором каждый элемент — от площади с помостом до дворца на холме — наделён двойным смыслом. Каменный помост, куда выходит Пилат, напоминает трибуну у мавзолея на Красной площади. Широкая площадь, заполненная толпой, сдерживаемой кордонами солдат, — это сцена советских демонстраций. Дворец Ирода, возвышающийся на холме, окружённый стенами с воинами, почти дословно перекликается с Кремлём. Гипподром за дворцом отсылает к Манежной площади — месту выездов, парадов и церемоний.
Даже климатические и ботанические детали — сад с розами и магнолиями, буря с градом и ураганом — больше напоминают Москву или южные усадьбы, чем сухой ландшафт Иудеи. Храм, сверкающий в огне молнии и исчезающий во тьме, аллегорически воспроизводит разрушение Храма Христа Спасителя и исчезновение веры под давлением государства.
Историческая достоверность булгаковского Ершалаима — весьма условна: в нём всего около 40–45% соответствий реальному Иерусалиму I века. Напротив, совпадения с Москвой — архитектурные, атмосферные, символические — достигают 85–90%. Всё говорит о том, что Ершалаим — это не библейский город, а тщательно зашифрованная Москва, превращённая в сцену столкновения власти и истины.
Свидетельство о публикации №225072000152