Жизненные истории 15

             
Рассказ
Праздничный вечер продолжался. Гости — молодые люди и их спутницы, вместе с родителями с обеих сторон и многочисленными родственниками со стороны невесты, — разошлись по домам. Там они более конкретно обсудят замужество дочери хозяйки и сроки свадьбы. Калым — старинный обычай, при котором жених выплачивает выкуп за невесту её семье, — в настоящее время утратил свою силу. В дореволюционной России уплата калыма за невесту считалась делом чести. Однако советская власть боролась с этим обычаем, включая разделы о нём в уголовные кодексы республик и устанавливая уголовные наказания для тех, кто даёт и берёт калым. Это коснулось и старообрядцев. А вот «приданое невесты» осталось в свадебных обрядах и выполнялось неукоснительно, независимо от того, была ли невеста зажиточной или из сиротской семьи. Приданое нужно было собирать с малых лет. Оно включало как материальные предметы, так и символические атрибуты, которые, по представлениям, символизировали присоединение невесты к семье мужа через предметный код. Сбор приданого начинался с рождения девочки. Его изготовлением сначала занималась мама, а затем уже и сама будущая невеста. В приданое входила одежда: юбки, сарафаны, рубахи, различные понёвы, а также обязательно постельное бельё: шерстяные дерюжки, которыми можно было накрыть перину или солому. Вышивкой рушников в количестве не менее 100 штук обязательно занималась невеста, так как на свадьбе их дарили всем родственникам, особенно со стороны жениха. К домашней утвари относились горшки, чугунки и деревянные ложки. И, естественно, семейные реликвии: икона, которой благословляли на свадьбе, и фамильные украшения, которые передавались из поколения в поколение. На старинном мероприятии под названием «сватовство» им было о чём поговорить, и всё это происходило чинно, с соблюдением всех ритуалов предков. Лена очень хотела попасть в одну из семей, послушать и узнать что-то новое из жизни староверов, но не получила разрешения от наставника общины, деда Митрофана, хотя она долго его уговаривала. После того как сваты разошлись решать свои серьёзные дела, на улице осталась в основном молодёжь. Лена с Михаилом тоже собрались домой, в свой летний домик. Вернувшись в свою уже полюбившуюся комнату, они, как всегда, уселись у окна, наслаждаясь вечерним чаем и задушевными разговорами. Это стало для них настоящей традицией в этом уединённом уголке леса, где всё было необычайно живым и естественным.
После продолжительного чаепития Лена, предварительно закрыв окно плотной гардиной, которую сама соткала, достала папку с документами художника Павла Смирнова и аккуратно разложила её содержимое на столе. «Жаль, нельзя просмотреть Мишину последнюю архивную съёмку», — проговорила Лена, ища среди документов хотя бы упоминание об иконе «Спас Вседержитель», созданной Андреем Рублёвым в начале XV века. Перелистав почти всё содержимое папки, Лена нашла только один тетрадный лист, написанный, вероятно, самим Павлом Николаевичем, где говорилось о поездке в Астраханскую область. Точного адреса, куда именно он ездил, не указывалось; оставались лишь догадки, что это могла быть поездка к астраханским староверам в деревню «Приморье», которая, так же как и это поселение, находилась в глухом лесу. «Миша, начинает вырисовываться картина с загадкой Павла Николаевича Смирнова. Меня заинтересовала именно икона «Спас Вседержитель», созданная Андреем Рублёвым. Насколько я знаю, она на данный момент хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Правда, я её никогда не видела в оригинале», — объяснила свою мысль Лена своему любимому человеку. «Но я всегда представляла, как она выглядит. Эти глубокие глаза Спаса, полные мудрости и сострадания, словно проникают в самую душу», — продолжала она, увлекаясь своим рассказом. «Ты знаешь, мне кажется, что в картине отражается не только религиозное значение, но и человеческие чувства, которые остаются актуальными вне зависимости от времени и места. Именно это делает её такой особенной», — добавила Лена. Михаил слушал её с интересом, иногда кивая и задавая уточняющие вопросы. Он знал, что искусство — это одна из страстей Лены, и ему нравилось наблюдать, как она загорается, когда речь заходит о картинах, художниках и их творениях. «А ты не задумывалась о том, какое значение эта икона могла иметь для Смирнова? – спросил Михаил. – Возможно, он испытывал к ней ту же привязанность, что и ты. Или же её образ был для него чем-то большим, чем произведение искусства?» Лена задумалась. Возможно, Смирнов действительно обращал внимание на детали, которые могли ускользнуть от обычного зрителя. «Это интересно, — согласилась она. — Я хочу разобраться в этом. Может быть, стоит исследовать его жизнь и попытаться понять, что именно он искал в этой иконе, если действительно он её писал, хотя я не могу в это поверить. Подражать такому таланту и гению, как Андрей Рублёв, невозможно. Да и опять же, краски… Возможно, ответы на все эти вопросы мы найдём лишь тогда, когда поговорим с парнем по имени Онисим». «Тогда, может, начнём с того, чтобы просмотреть мои фотографии из архива?» — предложил Миша, радуясь её хорошему настроению. «Отличная идея!» — улыбнулась Лена, понимая, что без разговора с гостем из Архангельска и просмотра Мишиных фотографий они ничего для себя не прояснят, лишь ещё больше запутаются в этом деле.
На утро следующего дня хозяйка принесла им, как обычно, завтрак. Уединившись в уголке с Леной, они долго шептались по поводу вчерашнего вечера и сватовства невест. После их почти часовой беседы хозяйка удалилась, а Лена начала уже Михаилу рассказывать всё в красочных подробностях. Первым делом, о чём она вчера переживала, было то, что Онисим благополучно посватался к одной из девушек. Девушка эта была сиротой; её воспитывала родная бабушка по отцу. Лена осталась очень довольна таким исходом дела, желая ей счастья на чужбине и адекватного мужа. Остальные пары также благополучно всё обсудили и назначили свадьбы через год, в эти же праздники. Свадьбы здесь проходят практически через год: сначала договариваются, во время сватовства назначают сроки и обговаривают условия, а потом уже устраивают свадебные торжества. У них здесь такой обычай, пояснила Лена Михаилу: «Свадьба вначале проходит в поселении невесты, а потом он её забирает к себе, и уже там идёт основное бракосочетание». И начала в течение получаса в подробностях рассказывать Михаилу, как проходит обряд бракосочетания у староверов. «У староверов-беспоповцев бракосочетание проводят старцы и наставники в моленных домах, где основным моментом становится церемония родительского благословения. Существует даже традиция проведения девичников, которые могут продолжаться не один вечер, а несколько дней, а иногда — целую неделю. В таких мероприятиях участвуют не только свободные молодые люди, но и пары. Гости поют песни, устраивают игры и собирают деньги на подарки для новобрачных. Накануне свадьбы подруги невесты приобретают у жениха традиционные предметы — банный веник, мыло, расчёску и другие принадлежности. Затем все вместе отправляются в баню, где будут мыться до трёх часов ночи, а порой даже до утра. После бани невеста переодевается в свадебное платье и обязательно в сарафан. В такой одежде староверки приходят в моленные дома. В самом моленном доме проходит церемония бракосочетания, во время которой невеста меняет платок на шашмуру — головной убор, закрывающий волосы замужних женщин от посторонних глаз. После ритуала в моленном доме устраивают праздничный обед, после которого перемещаются в дом жениха, где родители произносят торжественное благословение молодожёнам. При этом подарки от гостей принимает невеста и жених, а свидетели защищают молодых от возможного негатива. Значительной особенностью у старообрядцев является строгий запрет на браки между родственниками до восьмого колена, который распространяется также на духовных родственников. Духовное родство, или «родство по кресту», возникает в результате крещения, когда назначаются восприемники. Таковы традиции свадебных торжеств среди староверов», — подытожила Лена свой длинный, познавательный рассказ, готовясь к встрече с женихом Онисимом и надеясь, что хозяйка поможет организовать эту встречу, рассчитывая, что он пояснит ей тайны иконы «Спас Вседержитель».
Продолжение следует.


Рецензии