Гордость
1. ГОРДОСТЬ – это свойство характера, заключающееся в способности человека требовать и добиваться уважительного к себе отношения как со стороны окружающих (защита чести), так и со стороны самого себя (сохранение чувства собственного достоинства, самоуважение). В основе гордости лежит эмоционально-волевой механизм защиты самооценки, приходящий в активное состояние всякий раз, как последняя ощущает угрозу своего снижения. Быть внутренним стабилизатором уровня самооценки – одна из важнейших функций гордости.
Если требуется более лаконичная формулировка, то она может звучать так: гордость – это психозащита чести и достоинства.
Гордость обнаруживает себя посредством душевно-болевой реакции на проявленное неуважение. Если неуважение отсутствует, то и гордость ничем себя не проявляет.
Понятие "уважение/неуважение к личности", играющее ключевую роль в определении гордости, тесно связано с представлениями об общественном равенстве и справедливости. Эти представления могут заметно различаться в различных культурах (исторических эпохах, народах, сословиях и общественных группах).
Честь – это позитивный образ самого себя, созданный на основе уважительного отношения к нашей личности со стороны окружающих, если точнее, со стороны нашей референтной группы – тех членов социума, чьё мнение для нас значимо. Иными словами, это вИдение своих достоинств через призму общественного мнения ("это всё то хорошее, что говорят обо мне люди"). Человек – существо сугубо общественное, поэтому такая зеркальная самооценка является для него важнейшим условием его комфортного существования в социуме.
Честь тесно связана с понятием стыда, а самоуважение – с понятием совести. Стыд – это душевно-болевая реакция на потерю чести. Стыд не следует путать с совестью. В отличие от последней, стыд приходит в активное состояние только в результате осознания человеком негативной общественной реакции на совершённый им проступок. Нет общественной реакции (презрения, насмешки, осуждения, неуважения и т.п.), нет и стыда. Совесть же "просыпается" вне зависимости от общественного мнения, это исключительно внутренний, автономный процесс. Это тот нравственный суд, где судья и подсудимый представлены одним лицом. Совесть оказывает влияние именно на внутреннюю оценку самого себя, в том числе, формирует самоуважение.
Гордость может приносить как пользу, так и вред. Она не только полезна, но и насущно необходима в тех случаях, когда защищает самооценку человека от несправедливой критики, необоснованных нападок и оскорблений в его адрес, кода даёт отпор попыткам задавить личность, лишить её морального суверенитета (субъектности). Такая гордость позволяет защитить целостность личности, уберечь личность от деформации и морального распада. Полезная гордость – это металлический каркас личности, его броня. Убери её – и личность рассыпется. Гордость вредна, если отторгает любую критику, в том числе справедливую. Вредоносная (ложная, дурная) гордость является основным препятствием к духовному росту личности.
Противоположностью гордости служит БЕСХРЕБЕТНОСТЬ (бесхарактерность, личностная аморфность).
Следует упомянуть о существовании ошибочной точки зрения, согласно которой христианская этика решительно отвергает всякую гордость, в том числе и ту, которую мы называем полезной. Ссылаются, среди прочего, на слова апостола Иакова о том, что «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4, 6). Одной из причин названного заблуждения, на наш взгляд, является путаница в понятиях, когда гордость отождествляют с гордыней. Слова схожие, но смысл совершенно разный. Гордыня (комплекс превосходства) – это всегда безусловное зло, это корень зла, а вот гордость (психозащита чести и достоинства) – добро или зло в зависимости от ситуации. Что касается вышеприведённого изречения, то используемое Апостолом греческое слово TAPEINOS (тапэйнОс), представленное в синодальном переводе как "гордый", имеет и другое значение – высокомерный, надменный, заносчивый, презрительный. Почему бы не допустить, что Апостол имел в виду именно это второе значение, указывающее на гордыню, а не на гордость?
2. ГОРДОСТЬ (в выражениях типа "я испытываю гордость за..." или "я горжусь тем, что мне посчастливилось...") – это позитивное эмоциональное состояние, вызванное осознанием своей причастности к деятельности некоего лица (в том числе, коллективного лица), проявившего себя с наилучшей стороны, показавшего своё совершенство в чём-то, достигшего высоких результатов в какой-либо области жизни. По смыслу такая гордость близка к понятию СЛАВОЛЮБИЕ. Гордиться кем-то/чем-то – означает испытывать восторг от осознания своей причастности к чужой славе. Можно назвать это опосредованным славолюбием.
Интересно, что гордость в первом значении связана исключительно с душевными страданиями, а гордость во втором значении – наоборот, с позитивными эмоциями. Это лишний раз подтверждает то, что под одной словесной оболочкой скрываются явления совершенно разной природы.
Выражение "я горжусь собой" выглядит неестественно, режет слух. В этих случаях обычно говорят "я доволен собой". Это подтверждает нашу мысль о том, что гордится можно только за ЧУЖИЕ успехи.
Противоположностью такой гордости служит РАЗОЧАРОВАНИЕ (например: "сначала я гордился вратарём нашей футбольной команды, а теперь разочарован им").
3. Выше мы упомянули о том, что в русском языке понятие ГОРДОСТЬ довольно часто отождествляют со понятием ГОРДЫНЯ. Это порождает смысловую путаницу и изрядный туман в головах. Особенно остро эта проблема стоит в религиозной сфере. Печальным следствием такого отождествления служит то, что явление под названием "позитивная гордость" искусственно не замечается – его как будто не существует в природе. На гордость ставиться позорное клеймо смертного греха. Гордости объявляют войну: ставят задачу сломать нравственный каркас личности в виде чести и самоуважения, подавить суверенный голос человека, сделать человека бесхребетным (ради его же блага, разумеется). Отсюда проистекают моральные унижения, несправедливости, порой откровенная "дедовщина" в некоторых храмах и монастырях – и всё это под знаменем изгнания из человека остатков "бесовской" гордости. Я лично был знаком с клириком, который, будучи подвергнут такого рода процедуре изгнания гордости со стороны своего начальника, оказался в психиатрической больнице, надломленный душевно и телесно. А его благочестивый мучитель испытывал при этом глубокое удовлетворение от хорошо проделанной работы.
Свидетельство о публикации №225072000720