Рассказ седьмой. Ответный ход

Рассказ, из которого читатель узнает,
что за любым вызовом следует ответный ход.

1.
Сентябрь восемьдесят первого!
Вот мы уже и в десятом классе! Десятый класс – класс выпускной!
Наконец-то заканчивается школа! Ну, скажите, кто из вас не мечтал в юности поскорее закончить школу и окунуться в настоящую взрослую жизнь?
Я с детства мечтаю быть лётчиком. И не просто лётчиком. Я хочу служить в морской авиации. Хочу в Ейское училище поступать. Это училище, в котором готовят лётчиков для морской авиации.
А вообще моя мечта – летать на Як-38.  Это палубный штурмовик. Единственный в нашей стране самолет с вертикальным взлетом и посадкой.
Необычный самолет! Вы только представьте! Из ангаров авианесущего крейсера на палубу поднимается толстая тушка с острым клювом со сложенными под прямым углом крыльями. Словно какое-то огромное грозное жалящее насекомое тушка движется по палубе и раскладывает свои короткие треугольные крылья. С ревом двигатели отрывают машину от палубы. Покачиваясь самолет вертикально поднимается вверх, убирает шасси и включив форсаж с ревом турбин уносится в даль к намеченной цели.
*  *  *
Сегодня с утра мы с одноклассниками вместо уроков ездили в военкомат. Проходили приписную медкомиссию. Председатель комиссии поинтересовался. Кем я хочу быть и в каких войсках хотел бы служить. Естественно, я гордо ответил:
- Я хочу быть лётчиком! Хочу в морской авиации служить!
- Не хочу тебя расстраивать, парень, но вряд ли суждено тебе быть лётчиком! – огорошил меня председатель комиссии.
- Почему? – произнёс я.
- Понимаешь, у лётчиков должно быть стопроцентное здоровье. Они проходят не общевойсковую, а специальную, лётную комиссию. А у тебя зрение не очень.
- Что значит - не очень? – возмутился я. – Я же в соревнованиях по стрельбе всегда первые места занимаю. Даже за область выступал! У меня куча грамот!
- Вот, смотри! – председатель развернул передо мной материалы медкомиссии. – Заключение окулиста. Правый глаз – единица, левый – ноль девять. Сам делай выводы.
Домой я вернулся мрачнее тучи. Завалился на диван и взял с полки книгу. Чтение – лучшее средство отвлечься от тяжёлых мыслей, успокоиться.
Лежу на диване и читаю увлекательную книгу. Про разведчиков. У товарища взял. Как называется даже не знаю. Обложка оторвана и вся книга сильно потрёпана, листы почти круглые. Что называется, «зачитана до дыр». Я, если вижу такую книгу, обязательно беру почитать. Это верный признак того, что книга интересная.
Вот и от этой книги оторваться невозможно. В ней рассказывается как под личиной немецкого барона-миллионера наш разведчик вёл безжалостную борьбу с фашистами в дали от Родины.
Мама пришла на обед.
- Егор, что случилось? На тебе лица нет! – Мама присела на край дивана и потрогала ладонью мой лоб. – Ты не заболел?
- Да нет, мам!  Всё хорошо. Просто устал немного! Книжка интересная. Читал до трёх ночи. Вот, вероятно, и не выспался.
- Ты кушал?
- Нет.
- Пойдём обедать. Я сейчас борщ разогрею.
- Спасибо, мама, я не голоден. Ты сама иди, кушай. Тебе же на работу.
Маму не обманешь. Она видит, что у меня что-то случилось. Но, в тоже время, она знает, что в такие минуты меня лучше не трогать. Если захочу – расскажу сам.
Мама не стала настаивать и пошла обедать. Минут через пятнадцать – двадцать по квартире разнеслась трель дверного звонка.
- Егор, к тебе Валера пришёл! – позвала мама из коридора.
Валера – мой друг и сосед. Мы с ним в параллельных классах учимся, а дружим вообще с тех пор, как в квартиру заселились. Валерка - отличный парень! Честный, порядочный, принципиальный. Человек с поразительной силой воли.
К седьмому классу у него начались проблемы со здоровьем. Он был очень полный и врачи стали пугать его началом сахарного диабета и ожирением. Валерка встал на лыжи, занялся велоспортом, борьбой, тяжелой атлетикой. Изматывал себя целыми днями. В результате «убежал» от всех болячек. Приобрел атлетическую фигуру и огромное уважение среди ребят.
- О! Опять читаешь! – сказал Валерка, заходя в комнату. – Убирай свою книжку! Погнали в кино! Заодно и развеешься. В «Мечте» классный фильм сегодня. «Ответный ход» называется. Только вышел. Пацаны смотрели, говорят – вообще чума. Про десант, про морскую пехоту. Собирайся, в половине четвертого сеанс. Успеем еще!
«Мечта» - это кинотеатр в Москворечье, недалеко от метро Каширская. Напротив кинотеатра, на другой стороне Каширского шоссе – инженерно-физический институт МИФИ. Говорят, там даже есть учебный ядерный реактор. Некоторые мои одноклассники собираются в МИФИ поступать.
*  *  *
Фильм захватил нас с первых же минут. Классный, зрелищный, остросюжетный. Оказалось, «Ответный ход» - это как бы продолжение фильма в «Зоне особого внимания». Все происходит во время крупномасштабных учений, максимально приближенных к боевым. Одна сторона учений – «Южные» должны захватить аэродром второй стороны - «Северных». «Северным» удаётся получить секретные материалы «Южных». И после этого за «Южными» - ответный ход. С целью реализации своих планов «Южные» забрасывают в расположение «Северных» объединенную диверсионную группу в составе десантников и морских пехотинцев.
В фильме показаны действия подразделений воздушно-десантных войск и морской пехоты в условиях, максимально приближенных к боевым, а также различная боевая техника и вооружение Советской армии, в том числе и авиационная техника всех типов.
Валерка восторгался моментами рукопашных схваток, а я как завороженный смотрел на боевую авиационную технику.
По окончании фильма мы с Валеркой обсуждали увиденное и делились мыслями и впечатлениями.
За разговорами мы вышли к Каширскому шоссе. Вдоль шоссе напротив кинотеатра тянулся ряд автобусных павильонов.
Автобусный павильон это такое небольшое крытое сооружение со скамейкой внутри, с двух сторон закрытое прозрачными стенками. Автобусный павильон обозначает место остановки соответствующего маршрутного транспортного средства, содержит информацию о расписании движения данного маршрута и позволяет людям при необходимости спрятаться от непогоды или присесть в ожидании автобуса.
Окончание фильма совпало с часом пик, то есть со временем, когда у основной массы населения закончился рабочий день и все спешат домой. Улица полна народа. Толпа зрителей, вышедших из кинотеатра, вливается в уличные массы.
- Валер, давай не будем толкаться на остановке. Пойдём пешком до Каширки. На конечной сядем.
До метро Каширская всего с километр. Прогуляться пешком молодым здоровым парням только в удовольствие. А там, на конечной зайдём в автобус, встанем на задней площадке в уголке и не будем никому мешать и толкать.
- Егор, ну что ты такой кислый? – Обнял меня друг за плечи. – Ну, что фильм не понравился?
- Да нет, Валер, фильм отличный. Просто грустно осознавать, что все это пройдёт мимо меня. Мечта всей жизни медным тазом накрывается. Смотрю как там истребители взлетают, а у самого в душе словно кошки скребутся. Хоть вой!
- Вот ты дура-а-к! – возмущённо протянул Валерка. – Да что же на твоей авиации свет клином сошелся, что ли?
- Я с детства об этом мечтаю! – ответил я.
- Ну и что же тогда сопли распускаешь? Вон видел в фильме – если тебе сделан вызов – делай ответный ход. Не сдавайся судьбе. Не получается сейчас лётчиком стать – иди на землю. Вон, Серёга Рыбин учится в Егорьевском авиационном техническом училище. Поговори с ним. Попадёшь в авиацию, поработаешь. Может тебя в экипаж возьмут каким-нибудь бортинженером или ещё кем-нибудь. Ну, я не знаю. Мало ли как жизнь поменяется. Но киснуть не надо.
- Может быть. Но, Валер, я сам хочу летать. Сам хочу управлять самолетом…
Нашу беседу прервали множественные крики возмущения.
- Да ты что же, паразит, творишь!..
- Как тебе не стыдно!..
- Хоть бы за угол отошёл!..
- Дети кругом!..
У одной из остановок, покачиваясь, стоял нетрезвый гражданин. Невысокого роста, полноватый, в серо-зелёном костюме и такого же цвета шляпе, он в левой руке держал портфель, а правой расстёгивал ширинку брюк. Не обращая никакого внимания на возмущение прохожих, пьяный гражданин вытащил из ширинки брюк свой орган и, оперевшись свободной рукой на заднюю стенку остановки, чтобы не упасть, покачиваясь из стороны в сторону начал поливать остановку.
В ответ на крики и возмущения прохожих пьяный гражданин мычал что-то не членораздельное.
Меня так же, как и остальных поразил этот поступок. Конечно, все мы люди и физиология играет не маловажную роль, но ведь должна же быть у человека совесть?! Если очень сильно прижало – можно кусты найти, или хотя бы за угол дома отойти.
- А вот тебе и ответный ход! – сказал Валера и молча пошёл в сторону пьяного. Валера ни ругался и ни возмущался. Он молча подошёл к писающему гражданину, молча снял с него шляпу и так же молча подставил шляпу под струю испражнений. Подержав шляпу пару секунд под струёй и набрав в неё некоторое количество мочи, Валера ловко перевернул шляпу и надел на голову аморального типа.
Толпа рукоплескала. В адрес Валеры сыпались одобрительные возгласы: «Молодец, парень!.. Так ему и надо!..»
Мы продолжили свой путь дальше, а у остановки так и продолжал стоять и качаться пьяный гражданин с расстёгнутой ширинкой брюк, по лицу, по волосам которого из-под шляпы стекали следы его мерзкого аморального поведения.
2.
Время в десятом классе летит незаметно.
Практически все мои одноклассники уже определились с выбором жизненно пути, и соответственно наметили учебные заведения, в которых продолжат дальнейшее обучение.
Определился с выбором и я. Мне пришлось смериться с тем, что моей мечте не суждено сбыться. В книге Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», словно ответ на мои душевные терзания, я прочитал замечательную фразу – «Жизнь не обязана давать нам то, чего мы ждем. Надо брать то, что она даёт, и быть благодарным уже за то, что это так, а не хуже». Ну что же, если мне не суждено летать – буду работать на земле, буду отправлять машины в полёт.
Свой выбор я остановил на Егорьевском авиационном техническом училище. В первую очередь выбор мой на это заведение пал потому, что находится оно недалеко от Москвы и, следовательно, смогу чаще бывать дома. А во-вторых, только в двух училищах Советского Союза готовят специалистов службы горючего – в Ульяновске и в Егорьевске. А специальность эта очень востребована не только в авиации, не только в армии, но и на гражданке.
Мне повезло побывать на дне открытых дверей в Егорьевском училище. Красивое училище, большое. Обнесено старинным забором из красного кирпича с башнями. Словно кремль маленький. И на территории - есть здания современные, а есть старинные. В этом училище Валерий Павлович Чкалов учился. Там даже памятник ему стоит. Нас провели по училищу, показали казармы, стадион, столовую. А в клубе для нас курсанты с концертом выступили. Мне понравилось, как вокально-инструментальный ансамбль исполнил песню «Уносятся в небо машины…». А перед концертом выступил начальник училища. Солидный седой мужчина невысокого роста лет пятидесяти. Для меня приятной новостью стала информация, что жителям Москвы и Подмосковья не обязательно в училище сдавать экзамены. Кому удобно, могут пройти медкомиссию и сдать экзамены во Внуково, в Учебно-тренировочном отряде. Конечно же мне это удобно!
*  *  *
В апреле, как только сошёл снег и стало пригревать солнышко я отправился в аэропорт Внуково для получения более конкретной информации по поступлению в училище. Оказалось, что учебно-тренировочный отряд, сокращённо именуемый УТО, находится не в аэропорту, а в центре города. До него можно доехать на автобусе, а можно пешком дойти. Всего пара кварталов. Автобус ждать дольше.
Очень внимательная женщина – сотрудница аэропорта вышла со мной на улицу и показала в какую сторону мне идти. Поблагодарив её, я направился к намеченной цели.
Путь мой пролегал мимо пятиэтажных жилых домов. Пройдя квартал, я обратил внимание на троих парней, которые стояли у входа в магазин. Парни были старше меня и по их виду можно было предположить, что они постоянные клиенты этого магазина. Везде встречается такой контингент, который помогает винным отделам реализовать продукцию.
В душе у меня стало не спокойно. «Сейчас привяжутся!» - с опаской подумал я. Но сворачивать и обходить вокруг не стал. Сразу все поймут, что испугался. Стыдно!
- Эй, парень, постой! – окликнул меня один из троицы, когда я поравнялся с магазином. Он подошёл и встал передо мной. Двое его друзей зашли мне за спину.
- Понимаешь, мы вчера с друзьями встретились, посидели хорошо. Сам понимаешь – армейские кореша – святое дело. А сейчас голова раскалывается. Нам бы поправиться. Может поможешь?
- А чем я вам помочь то могу? – Ответил я. – Я приехал сюда по делам. Иду в УТО. Мне задерживаться нельзя. Посмотрю расписание экзаменов и назад домой надо.
- Так ты не местный?
- Нет не местный!
- Слушай, парень, не дай умереть – помоги мелочишкой. Явно тебе мамка дала на дорогу-то? – собеседник положил мне руку на плечо.
Страх внутри смешался со злостью. Я уже понял, что так просто эта троица меня не отпустит, а отдавать им деньги я не собирался. В конце концов – пацан я или нет!
- Хреново тебе от моей мелочишки будет! – сказал я, сбросив с плеча руку гопника.
Не успел я закончить фразу, как полетел вперед от удара в спину.
«Главное защитить голову!» - Я свернулся калачиком, как можно сильнее подтянул колени и максимально закрыл голову руками. Я понимал, что в такой ситуации пытаться встать бесполезно – будет только хуже. Надо ждать, когда им надоест меня бить.
Троица пинала меня с трёх сторон. Били куда придется. И по спине, и по ногам, и по рукам, закрывающим голову.
- А ну перестать! Вы что мерзавцы делаете! Трое на одного! Пошли вон! – Услышал я чьи-то возмущённые крики.
- Да он нам денег должен! – уже удаляясь пытались оправдать свои действия гопники.
Я перевернулся, встал на четвереньки и потихоньку поднялся на ноги. Болело всё – спина, руки, голова. Казалось, что нет ни одного места на теле, которое бы не подверглось ножному «массажу» этих мерзавцев.
- Ну что с друзьями не поделил? Стакан, что ли? – передо мной стояли двое высоких представительных мужчины в авиационной форме.
- Не друзья они мне! Я их вообще первый раз вижу! – ответил я, пытаясь рукой счистить грязь с куртки.
- А за что они тебя так?
- Денег просили!
- И ты не дал?
- Давалка не выросла!
- Да, с чувством юмора у тебя все в порядке. Давай мы тебя домой проводим? – предложили авиаторы. – Ты где живёшь?
- Далеко! Я не местный. Мне в УТО надо. Информацию узнать по поступлению в училище.
Оказалось, что мои спасители тоже направляются в учебно-тренировочный отряд. Вместе с ними я дошёл до УТО.
Первым делом зашёл в туалет. Смыл грязь с куртки и как мог почистил брюки и ботинки. Затем переписал со стенда всю информацию, касающуюся поступления в училище, и отправился домой. Я не герой и мне совсем не хотелось нарываться на приключения снова. Поэтому обратно от УТО я поехал на автобусе.
*  *  *
Приехав в посёлок, я не пошёл домой, а отправился в гости к своей однокласснице. Мы с ней вместе участвуем в редколлегии и готовим стенгазету ко дню рождения Владимира Ильича Ленина.
- Егор, что с тобой? – испуганно спросила Ирина, проводя меня в комнату.
- Не обращай внимания, Ириш! Всё нормально! - постарался я успокоить одноклассницу. – Давай газету рисовать. Я буду фон зарисовывать.
Мы разложили газету на полу. Я на четвереньках ползал вокруг газеты и ваткой растирал начищенный грифель цветного карандаша.
- Ириш, можно мы с тобой долго будем газету рисовать? Не хочу домой рано идти! Мама увидит – начнёт расстраиваться, плакать.
Вечером пришла Ирина мама. Мы поужинали. За ужином я рассказал им, что со мной случилось.
- Вот варвары. Алкаши проклятые. За стакан убить готовы! – возмущалась Ирина мама. - Может быть стоило отдать деньги? Тем более Внуково далеко от нас. Никто бы из твоих друзей ничего не узнал.
- А я? – ответил я вопросом. – Я-бы знал!


Рецензии