Ликбез. Структура власти в России

Ликбез: структура власти в России


Государственная власть в России организована по модели разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную.
Наряду с этим, в стране присутствуют особенности функционирования системы, в том числе участие неформальных институтов в процессе принятия решений.
Некоторые аналитики описывают эту систему как политико-экономический картель*, в котором формальные институты сосуществуют с неформальной системой влияния.

1. Формальная структура власти
Президент
Президент Российской Федерации — глава государства, верховный главнокомандующий и гарант Конституции. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики, назначает премьер-министра (с согласия Государственной Думы), а также других ключевых должностных лиц.
Исполнительная власть
Исполнительную власть осуществляет Правительство во главе с Председателем. Оно отвечает за реализацию федеральной политики в экономике, здравоохранении, образовании и других сферах. Структура включает министерства и федеральные агентства.
Законодательная власть
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — состоит из двух палат:
• Государственная Дума (нижняя палата, 450 депутатов);
• Совет Федерации (верхняя палата, по 2 представителя от каждого субъекта РФ).
Парламент принимает законы, утверждает бюджет, ратифицирует международные договоры, рассматривает кандидатуры на ключевые должности.
Судебная власть
Судебная система независима в соответствии с Конституцией. В неё входят:
• Конституционный суд — следит за соответствием законов и нормативных актов Конституции РФ;
• Верховный суд — высшая инстанция по гражданским, уголовным и административным делам;
• Арбитражные суды — разрешают экономические споры.
________________________________________
2. Фактические особенности управления
Неформальные механизмы влияния
Помимо формальных и полуофициальных каналов влияния, важную роль в российской политической системе играет то, что можно назвать неформальной системой координации. Это включает устойчивые личные связи между представителями власти, бизнеса и силовых структур; кулуарные договорённости, принимаемые без участия общественных процедур; а также влияние закрытых групп, обладающих доступом к реальным рычагам управления.
К ним относятся представители спецслужб, крупных государственных и частных корпораций, чиновники, формирующие неофициальные «кадровые лифты».
 Эти механизмы влияют на ключевые назначения, распределение ресурсов и стратегические решения. Их существование повышает гибкость управления, но одновременно ограничивает прозрачность, конкуренцию между институтами и подотчётность.
Администрация Президента
Хотя формально АП выполняет вспомогательные функции, предусмотренные Конституцией, на практике она играет ключевую роль в реализации внутренней политики. Через неё проходят согласование инициатив, выстраивается коммуникация с регионами, политическими партиями и медиа. Благодаря этому Администрация фактически становится важнейшим звеном политического управления, обладающим значительным влиянием без наличия собственных конституционно закреплённых полномочий.
Роль силовых ведомств
ФСБ, МВД, СВР, Росгвардия и другие органы влияют на политическую стабильность, контроль за информацией, деятельность оппозиции и защиту стратегических объектов. Их представители участвуют в консультационных и координационных механизмах власти.
Государственные корпорации
Крупнейшие экономические структуры, такие как "Газпром", "Роснефть", "Ростех" и другие, играют важную роль в реализации стратегических проектов.
Руководители корпораций часто входят в ближний круг высшего руководства страны и обладают значительным влиянием.
Таким образом формируется своеобразная олигархическая вертикаль, сочетающая экономическую мощь с политическим представительством.
Политические партии и выборы
Существующая многопартийная система представлена рядом парламентских и непарламентских партий. Ведущую позицию занимает партия "Единая Россия". Выборы проводятся регулярно, но сопровождаются высокой степенью административного контроля и нормативного регулирования.
Итак
Современная система власти в России сочетает формальные элементы президентской республики с централизованным управлением, при котором принятие и реализация ключевых решений могут происходить с участием как формальных, так и неформальных механизмов влияния.
 Это создаёт уникальный политико-административный механизм, в котором ключевую роль играют личная лояльность, институциональные связи и контроль над ресурсами.
В определённых аспектах эта система может быть описана как политико-экономический картель с выраженной олигархической вертикалью.
Понимание этой структуры позволяет более точно анализировать процессы управления и политической динамики в стране.
________________________________________
Сравнение с другими системами власти
Российская модель сочетания формальных институтов с неформальными механизмами влияния, по большому счету, не является уникальной.
 Схожие черты наблюдаются во многих странах, где политико-экономические картели формировались в условиях влияния как слабых, так и сильных демократических институтов и тесного слияния бизнеса с властью.
• В США, несмотря на развитые демократические институты, также существует тесное взаимодействие между крупным капиталом и политикой.
Хотя власть в США основана на принципах разделения властей и сдержек-противовесов, значительную роль играет система лоббизма и корпоративного влияния.
Формально отсутствует централизованная иерархия, но крупнейшие корпорации и финансовые группы формируют устойчивые каналы доступа к власти через поддержку избирательных кампаний, работу с Конгрессом и влиянием на общественное мнение.
Таким образом, можно говорить о функциональных аналогах олигархической вертикали, встроенных в институциональные рамки американской демократии, где ключевым фактором доступа к решениям выступает экономическая мощь, а не формальная принадлежность к государственной структуре.
Влияние олигархии осуществляется в правовых рамках и сопровождается  прозрачностью, но это не меняет сути.
Некоторые честные аналитики описывают подобную структуру как разновидность либерального политико-экономического картеля.
• В Китае формально действует однопартийная система, возглавляемая Коммунистической партией Китая (КПК).
В отличие от российской модели, где значительную роль играют неформальные кланы и олигархические группы, китайская власть опирается на иерархически выстроенный партийный аппарат, включающий жёсткую вертикаль подотчётности и централизованный кадровый контроль.
Внутри КПК существуют фракции, конкурирующие за влияние, но доступ к ключевым решениям строго регламентирован и подчинён логике партийной дисциплины и иерархии.
 В России неформальные механизмы могут доминировать над институтами, в Китае это невозможно.
 Китайские крупные капиталы встроены в официальную структуру, что позволяет минимизировать влияние независимого крупного бизнеса и сохранить управляемость.
Китайский крупный бизнес действует в первую очередь, на пользу государства, а во-вторую в пользу своего кармана.
Такой механизм власти можно рассматривать как разновидность партийно-государственного картеля, в котором экономические и политические ресурсы сосредоточены в руках элиты, действующей под контролем политбюро и Генерального секретаря партии, но интересы государства и общества первичны.
Китай успешно развивается и оставляет позади капиталистические страны с так называемой развитой демократией. Ограничение свободы крупного бизнеса, озабоченного только прибылью, приводит к положительным результатам.
• В постсоветских государствах,  Казахстане, Азербайджане, Туркменистане — так же наблюдаются устойчивые картельные механизмы власти, основанные на слиянии политической элиты с экономическими интересами.


*Политико-экономический картель -  простыми словами, это формальное или неформальное соглашение между несколькими компаниями или политическими группами, действующими в одной сфере, чтобы ограничить конкуренцию и повысить свою прибыль или влияние.
В рамках соглашения они могут договариваться о ценах, объемах производства, разделе рынков, или координировать свои действия в политической сфере.


Рецензии
Благодарю. Вашу статью надо засекретить, а то ещё журнал Форбс украдёт....) Зелёная кнопка!

Владимир Шамилов Георгиев2   20.07.2025 13:47     Заявить о нарушении
Зря смеетесь, Владимир…просто я хочу упорядочить знания,свои и немного ваши знания)))
Следующая статья будет о Совете Федерации,чтобы точно знать, как избираются, чем они обязаны заниматься, перед кем отчитываются, могут ли иметь двойное гражданство, недвижимость и счета за рубежом…и тд

Ия Белая   20.07.2025 17:11   Заявить о нарушении
Простите, а что означает Ваше редчайшее имя?) В корейском языке есть имя Яя

Владимир Шамилов Георгиев2   20.07.2025 17:24   Заявить о нарушении
Ия значит Фиалка)

Ия Белая   20.07.2025 23:02   Заявить о нарушении