Раздельное образование За и Против

Учреждение развивающих инициатив "Здоровое воспитание", г. Молодечно. Беларусь

16 июля, в день 82 -летия введения реформы образования с раздельным обучением мальчиков и девочек в средних школах..., на белорусском канале CTV вышла передача "Да!Но..", в которой , в рамках обсуждения нововведений в школах Беларуси, была упомянута эта реформа. Мой товарищ из Бреста, председатель правления нашего Учреждения "Здоровое воспитание" Аркадий Кимович Розбаш был приглашён спикером на эту программу, где он и предложил провести эксперимент в двух - трёх минских школах с введением "параллельного" обучения обучения мальчиков и девочек в начальных школах. К сожалению, собственно, как чаще всего и происходит, практически все его аргументы и упоминание научных работ и авторитетов науки в этой области, были вырезаны из программы.

Мы с Аркадием тщательно исследовали период введения раздельного обучения 16 июля 1943 года принятого в период ожесточённых боёв на Курской Дуге. постановлением №789 Совета Народных Комиссаров СССР:: "О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в 1943/44 учебном году в неполных средних и средних школах областных, краевых городов, столичных центров Союзных и Автономных Республик и крупных промышленных городов».

Особым периодом в принятии этой реформы является период во время Сталинградской битвы. 24 октября 1942 года, на сотый день битвы, Совет народных комиссаров вернулся! к рассмотрению реформы образования, предусматривающий переход на раздельное обучение в средних школах. В начальных классах раздельное обучение начали вводить уже со второго полугодия учебного 1942-1943 года.

Смею вас заверить, что о реформе задумались не во время войны, видя, как очень часто сейчас пишут!?, не в полной мере состоятельность мужчин, а гораздо раньше, ещё в довоенное время, и даже до финской компании. И вовлечены были в подготовку к реформе первые лица страны. Есть прямое свидетельство участия Молотова и Жданова. Основными же проводниками реформы явились Нарком Просвещения Потёмкин Владимир Петрович, бывший до этого первым замом у Молотова, и назначенный в 1939 году первым секретарём Московского комитета ВКП(б) Щербаков Александр Сергеевич. До него этот пост занимал Хрущёв Н.С.

Мы можем сейчас только догадываться почему был поднят вопрос о реформе образования. Мы пересмотрели все открытые источники в интернете, но причины не нашли. (Остаётся только работа в архивах, которая для нас по объективным причинам не возможна. Но мы ищем людей готовых восстановить это белое пятно в истории образования.) Все последующие, в том числе и в наше время, сообщения о том, что это было волюнтаристское решение руководства страны, не соответствуют действительности. Этому свидетельство то, что в основу нового устава школ с раздельным обучением были взяты "Правила для учеников гимназий и прогимназий, утвержденные в 1877 г". Правила, принятые, столь ненавистным большевиками царским режимом, основанные на Православии. Об этом свидетельствует архив переписки Жданова и Молотова

А о том периоде, всем критикам раздельного обучения ответил наш стратегический противник, будущий президент США Джон Ф. Кеннеди, сказавший 18 февраля 1958 года на встрече выпускников колледжей, (уже после полёта «Спутника») следующее:

«Америка уже проиграла «холодную войну» СССР в науке и образовании. Если мы начнём догонять сейчас, мы сможем вернуть себе лидирующую позицию в 1970-х или даже 1980-х годах. Но 1960-е годы уже потеряны»

НЕМНОГО СТАТИСТИКИ.
"КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ, ПОЛУЧИВШИХ МЕДАЛИ В 1953 ГОДУ,,
СОСТАВИЛО :
- В МУЖСКИХ ШКОЛАХ — 11,6%,
- В ЖЕНСКИХ ШКОЛАХ – 10,5%, в то время как в школах - В ШКОЛАХ СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ - 4,4 %"
(Пыжиков, А.В. Раздельное обучение в советской школе / А.В. Пыжиков // Педагогика. – 2004. – №5. – С. 78-85)

УВЕЛИЧЕНИЕ МЕДАЛИСТОВ:
- МАЛЬЧИКИ, В 2,63 РАЗА;
- ДЕВОЧКИ В 2,36 РАЗА.

Кто-то скажет, ну да конечно, ведь раздельное обучение было введено в столичных городах, областных центрах. Там и преподаватели лучше, и условия получше. И ...
Будет на 100 % прав.... НО...
Американцы это тоже поняли, и решили проверить....

"Исследователи из Стетсонского университета во Флориде завершили трехлетний пилотный проект, сравнивающий однополые классы с классами с совместным обучением в начальной школе Вудворд-авеню, государственной школе по соседству. Например, учащиеся 4-го класса Вудворда были распределены либо в однополые, либо в совместные классы. Все соответствующие параметры были согласованы: размеры классов были одинаковыми, демографические данные были одинаковыми, все учителя имели одинаковую подготовку в отношении того, что работает, а что не работает и т. д. На FCAT (Флоридский комплексный оценочный тест) были результаты:

Процент студентов, успешно сдавших FCAT на хорошо:
- МАЛЬЧИКИ, посещающие СОВМЕСТНО занятия - 37%;
- МАЛЬЧИКИ, посещающие РАЗДЕЛЬНО занятия - 86%.
- ДЕВОЧКИ, посещающие СОВМЕСТНО занятия - 59%;
- ДЕВОЧКИ, посещающие РАЗДЕЛЬНО занятия - 75%.

УВЕЛИЧЕНИЕ УСПЕВАЕМОСТИ:
- МАЛЬЧИКИ В 2,32 РАЗА;
- ДЕВОЧКИ В 1,27 РАЗА.

Что мы собственно и пытаемся донести через нашу общественную организацию "Здоровое воспитание" и нашего фронтмэна Аркадия Розбаша, что раздельное обучение более всего важно для мальчиков:
Повышение успеваемости у мальчиков в раздельных классах, по сравнению со смешанным обучением, в СССР в 1953 году, и позднее в США, коррелируют:

МАЛЬЧИКИ СССР, 1953 - В 2,63 РАЗА;
МАЛЬЧИКИ США, - В 2,32 РАЗА

Спасибо за внимание!
Участник правления Учреждения "Здоровое воспитание",

Эдуард Детко-Пеннер


Рецензии