Призрачно всё. 15. В том краю далёком, 2

Воронина Зоя.

                Призрачно всё. 15.
                (В том краю далёком,2)
В самом начале марта Валентина и Вера устроились на завод, который изготовлял льняное волокно. Девчата всё не могли определиться, куда именно им идти работать. Родители Валентины настаивали на том, что бы дочка не спешила так быстро выходить на работу, прошло ещё мало времени после операции и они боялись, как бы вновь не разошлись швы. Валентина еле дождалась того момента, когда родители дадут добро и она пойдёт работать. И вот пришла весна, родители наконец-то согласились на то, что их дочь пополнит ряды трудового населения, вместе с подружкой своей. Завод этот отрабатывал последнее время, а через несколько месяцев он будет уже переоборудован в трикотажную фабрику. Девчата потому и пошли туда работать, что бы потом остаться на трикотажной фабрике. Шить они умели, но хотели бы овладеть ещё лучшим мастерством швеи. На заводе в их обязанность входило выставлять на просушку льняные снопы и развешивать волокно, которое получалось из просушенных снопов после их трепки. Весь процесс заключался в том, что когда лён созреет, его скашивали и связывали в снопы, потом эти снопы замачивали в специальных водоёмах на несколько дней. А когда они там как следуют промокнут, вытаскивают, ставят в суслоны и снова сушат. А уж потом треплют и получают волокно. Его привозили на машине к месту сушки и сваливали в огромную кучу. Валентина с Верой и другими женщинами растаскивали это волокно и развешивали на натянутую проволоку, прямо как бельё после стирки. Что с просушенным волокном потом происходило, девчатам было неизвестно. Его отправляли на другой завод, который выпускал уже готовые изделия, полученное из этого волокна. Работа не очень тяжёлая, но к концу смены девчата так уставали, что сил ни каких не оставалось. Здесь же трудился и знакомый девчатам, Олег. Не так работал этот Олег, как больше зубоскалил с женщинами. Что конкретно входило в его обязанность, девчата понять не могли. Он появлялся везде, где требовалась мужская сила.
  В марте зацвели сады, покрылись бело-розовым нарядом плодовые деревья, распустились в полях красные маки с тюльпанами. Маки большие и яркие. Их нежные лепестки трепыхались даже от небольшого ветерка. Серединка у мака чёрная и на самом дне цветка выглядывает маленькая зелёная головка мака. Вот только сами цветы мака не долго радуют глаз, быстро цвет облетает. Тюльпаны дольше стоят в цвету. Смотришь на цветущее поле, глаз невозможно отвести, красота была неописуемая! В воздухе стоял такой аромат цветов, что голова от него шла кругом.
  В это самое время, один как-то раз, подруги пошли в магазин за продуктами и встретили там одного симпатичного парня. Он подошёл к девчатам, как будто хорошо знал их. Поздоровался с ними. Оказалось, это был друг Олега, который работал вместе с девчатами. Он то и разболтал всё своему товарищу. Девчатам парень тот представился как Стас. Имена подруг были ему хорошо известны. Оказывается, парня этого призывают в армию и по этому случаю он всех друзей приглашает к себе на вечер. Подруги выслушали его, обещать не обещали, но и отказать конкретно было невозможно. По дороге домой Вера спросила:
-И что ты скажешь по этому поводу?
-Я лично не собираюсь идти, а ты как хочешь.
И подруги договорились о том, что ни куда они не пойдут. Но наступил вечер и Олег со Стасом пришли за ними. Парни были настойчивыми и девчатам ни чего не оставалось, как согласиться, но предупредили их, что будут на вечере том не долго, иначе их мать прибьёт. Стас поклялся в этом и тогда только девчата пошли. В доме у Стаса было полно народу, предпочтительно молодёжь. Новых гостей встретили радостными возгласами.
К нам новенькие пожаловали! Налить им штрафную в бокал! Пейте, девчата, за Стаса, это местное вино. Его у нас на каждом углу продают. Оно из винограда. Посмотрите, как искрится! Чудо напиток!
Как ни отмахивались девчата, но пригубить всё же пришлось. Вино и впрямь было чудесное на вкус и цвет. Искрилось прямо, как и утверждали.
-А почему ваше вино тёмное? - поинтересовалась Валентина.
-Потому, что это вино сделано из специального винограда. Но если вам нравится светлое, то у нас и такое имеется. Принести?
-Да нет, я просто спросила.
Девчат усадили в середину. Рядом с Валентиной сидел Стас, а с Верой рядом был Олег. К девчатам подошла какая-то женщина средних лет и обратилась к Валентине:
-Извините, тебя Валентиной звать? Ты невеста моего сына, Стаса?
-Мама, перестань! Ну что ты такое городишь, на самом деле?
-Не мешай матери, я хочу знать всё!
Валентина не знала, как ей быть, в более нелепую ситуацию она ещё не попадала. Девушка краснела и бледнела, не зная, что ответить. Это длилось какое-то мгновения. Наконец, она собралась с мыслями.
-Вы меня простите, но вашего сына я знаю без года неделю. А про то, что я невеста чья-то, впервые слышу. И на проводы эти не собирались мы идти. Так что, простите нас, если что не так сказала. Ваш сын очень симпатичный мальчик и невеста у него есть, я думаю, но это, к сожалению, не я.
-А Стас мне про тебя говорил, я не могла с кем-то спутать.
-Что он мог такое сказать, если меня он не знает толком?
-Что ты его невеста и скоро поженитесь.
-Фантазёр ваш сын. А я вообще-то ни кого не люблю и заму ни за кого не собираюсь! Вера, пойдём отсюда!
Она встала, но Стас усадил её на место. Мать его отошла от молодых, что бы не мешать им выяснять свои отношения. Стас обратился к Валентине:
-Ну, прости ты меня, пожалуйста. Мать меня достала совсем: «познакомь меня с невестой своей, да познакомь», вот и пришлось ей врать. Знаю, что поступил скверно, как идиот. Но ты ведь меня простишь? Иначе я всю службу маяться буду, высохну весь с тоски! Кому я тогда такой нужен буду? Простишь?
-Хорошо, на этот раз прощаю. Но мог бы и раньше сказать об этом, предупредить меня.
Компания подобралась весёлая, пели, шутили, о службе в армии говорили. Девчата сидели за столом и старались в их разговор не вмешиваться. Вера стала толкать подругу ногой незаметно для других. Валентина наклонилась к ней.
-Слушай, по-моему они так гулять до утра будут и нас домой не отпустят. Ты как думаешь? Хватит нам тут сидеть. Давай незаметно домой слиняем.
-Незаметно вряд ли получится, за нами всё время следят. Вот влипли в историю! Давай скажем, что нам надо в туалет, а сами удерём.
-Хорошо, пошли.
Подруги встали, осторожно вышли из-за стола и направились на выход. Стас заметил это и спросил:
-Девушки, далеко ли собрались?
Валентина поманила его пальцем, а когда он подошёл к ней, шепнула на ушко:- в туалет. - На что Стас ответил:
-Хорошо. Мы вас с Олегом проводим. Вы же не знаете, где он находится. Подождём вас у туалета.
Дом Стаса стоял у дороги, а туалет был на улице и подходил к самому забору, что отгораживал поместье от переулка, через который можно выйти сразу к клубу. В голове у девушек сразу возникла мысль о том, что именно отсюда им проще скрыться, чем идти по уличной дороге. До клуба они незаметно доберутся, а там перейдут через дорогу и дом почти рядом. Парни остались на тропинке и стали курить. На улице уже стемнело и темнота стояла такая, что ни чего кругом не видно, хоть глаз выколи. Девчата прошмыгнули за туалет. Они хотели проделать дыру в заборе и это им не составило бы большого труда, ведь забор этот был сплетён из прутьев. Такой забор был у многих здесь. Поместье у Егоровых было окружено тоже таким же забором. Поэтому Валентина знала прекрасно, как можно быстро проделать дыру в нём, сама это делала, раздвинуть прутья и всё, дыра готова. Но девчатам повезло, дыру кто-то уже проделал без их участия. Девчата прошмыгнули в эту дыру и со всех ног побежали в сторону клуба. Они миновали клуб, перешли через дорогу и по тропинке пустились к дому через пустырь. Остановились девчата только у дома, дыхание перевести и с мыслями собраться.
-Слушай, Валентина, что матери-то скажем? От нас спиртным пахнет. Мать сразу это заметит. Ведь пили мы, немного выпили, но ведь пили! У них вкусное вино из винограда. Мне оно понравилось. А тебе?
-Не знаю. Я не об этом думала. Ладно, идём. Не прибьёт же она нас!
Валентина тихонечко постучала в дверь. Вышла мать и спросила шёпотом: - Кто?
Валентина так же шёпотом ей ответила: - Свои.
-Явились, не запылились! Где шлялись, отвечайте живо?
-Парня в армию провожали, вот и задержались.
-Тётя Мария, вы не подумайте ни чего плохого про нас. Мы немного только выпили вина, вот и всё.
-Рано вам вино пить ещё! С этих лет за бутылку схватитесь, трудно потом с ней расстаться будет. Что, на создателей своих стать похожими собираетесь? Я про отцов ваших говорю. И тот отец не подарок, и другой не краше. Стыдобушка на вас смотреть! Проходите и ложитесь спать скорей.
Вера и Валентина спали в одной кровати. Так им было теплее и веселее. Перед сном они всегда делились своими сокровенными мыслями, строили планы на будущее. В этот раз они упали и разом уснули.
Утром к ним заглянул Олег. Он долго топтался перед окнами, пока его не заметила Вера и не вышла.
-Вы куда подевались вчера? Мы на минуту отошли покурить и вот тебе, проворонили девчат! Мы вас целый час ждали, потом заглянули в туалет, а вас там нет. Побегали, поискали, вы словно сквозь землю провалились. Мимо нас не проходили, это точно, крыльев за вашей спиной не видели, шума ни какого не наблюдалось. Испарились и всё тут! Как вы так умеете исчезать незаметно?
-А мы и не исчезали, просто ушли и всё. Мы же предупреждали вас, что не задержимся долго. Нам и так от матери Валиной досталось.
-Пойдёмте проводим Стаса до автобуса. Мы у клуба стоим, автобус должен скоро подойти.
-Извини, не можем. Мать оставила нас с Валентиной за братьями следить. Не можем мы их бросить одних. С нас достаточно того, что мы вчера на проводах были. А сегодня ни какой охоты нет. Извинись за нас. Он парень не глупый, всё поймёт.
Олег так и ушёл ни с чем. Это было воскресение, а в понедельник Вера и Валентина, как всегда, вышли на работу. Мария, провожая их, наказывала постоянно:
-Вы только не отдыхайте на старых кучах льна, там могут прятаться змеи. Они любят такие места. Лучше на открытом месте посидите, а если в холодок куда заберётесь, то не спите. А то, не приведи Господи, уснёте, рот откроете, змея и влезет. - Мария уже наслушалась разных историй и очень боялась за девчонок.
-Мама, ты что такое говоришь-то? Разве такие змеи бывают, что в открытый рот могут вползти?
-Бывают, девочки, бывают. Горлянкой её в народе называют. Она влезает к спящему человеку в пищевод и там поселяется. Всё, что ест человек, достаётся ей. А человек с каждым днём всё худеет и худеет. Одни кости остаются. Змею эту трудно выманить оттуда. Мне рассказывала в магазине женщина одна, что соседка её так заболела. И что только муж её не делал, ни чего не помогало, пока не узнал хорошее народное средство. У кого-то взял лошадь на прокат, привёл её домой и гонял её до тех пор, пока она потом не покрылась. Мужчина этот пот собрал и заставил жену выпить его. Жену рвало от этого так, что она чуть на изнанку всё не вынесла. Но зато и змея вылезла. Её тоже конский пот не понравился. Есть и ещё средства какие-то, но я их не помню точно, забыла. Я не знаю, как вы реагируете на змей, но я их страшно боюсь. Они на меня просто ужас наводят. Уж вы подальше от этих гадов будьте, умоляю вас!
-Ладно, мама, всё будет в порядке, не переживай за нас.
-Мне вам неудобно говорить, но я в церкви купила крестики специально для вас. Будьте добры, оденьте их, ведь вы обе крещённые. Мало ли что может случиться, пусть вас Бог бережёт от всего дурного! Носите их всегда, не снимая.
Мария каждой надела на шею крест, перекрестила. Девчата не спорили с матерью, носили всегда крестики, не снимая их даже в бане. А в баню они ходили постоянно раз в неделю, в общую. Своей бани у них не было. Женщины, что были в мойке, с удивлением смотрели на них, такие молодые и уже носят кресты. Молодёжь при Советской власти сплошь и рядом безбожники были, а тут…
  Девчата выслушали наставления матери и ушли на работу. Во время перерыва девчата сели на землю в тенёчке около вешалов, на которых уже навешаны были волокна для просушки. Вашалами называли рабочие так проволоку, натянутую на землёй. Служат они для того, что бы на эту проволоку вешали волокно для просушки. Девчата поели тем, что им дала Мария на обед, и прилегли немного отдохнуть тут же, в тенёчке.
-Вера, ты забыла просьбу матери, соблюдать осторожность. Вдруг, заснёшь ещё, мало ли что случиться может?
-Да не бойся, ни чего не произойдёт. Или ты предлагаешь, не спать?
-Почему, не спать? Конечно, вздремнуть немного не мешает, только рот завяжем платком и нос за одно.
-За чем?
-На всякий случай. Я, конечно, не верю в это горлянку. Это мать нас припугнула, не иначе. Но вдруг, чем чёрт не шутит! Так мы будем в безопасности.
Они завязали рот платком и мирно уснули. Ведь ночью им выспаться как следует не удалось, брат маленький заболел, всю ночь ревел и куражился. Мать его и лекарством поила, и на руках качала, он всё не переставал плакать. Заглянул к ним Олег на минутку.
-Это что за маскарад? Вы почему перевязались платком?
-А ты кто такой, что бы перед тобой отчитываться? Как нам хочется, так и отдыхаем.
-Ладно, девчата, я к вам почему зашёл.
-Почему?
-Позвать вас хотел на пруд, рыбу ловить. Вы были хоть раз на рыбалке? Знаете какое это увлекательное дело? Пошли, не пожалеете! После работы сходим, ближе к вечеру.
-А у вас на пруду рыба водится или идти надо на речку? - Местный пруд девчата уже видели. Это был довольно большой водоём, только девчата не знали, природный был этот водоём или его специально выкопали тут. Находился он на середине посёлка, за домами сразу же.
-Конечно на пруду. Рыбу специально развели там, что бы народ развлекался. Они не простая рыба, а зеркальный карп. И ловить её можно только удочкой. Вы хоть видели зеркального карпа?
-Нет. Карасей видели, а карпов ни когда, даже простых не видели.
-И вряд ли увидите, если сидеть дома станете. Погода стоит тёплая, середина апреля же. Пошли, не думайте ничего. Вера, ты как на это смотришь? А там вода чистая, прохладная, просто красота!
-Ладно, не соблазняй. Уговорил. Пойдём с тобой на рыбалку. Вот только в душе ополоснёмся чуть раньше и домой скорей побежим. А ты нас где ждать станешь?
-На дороге у вашей тропинки. Только вы дома не задерживайтесь, я на мотоцикле буду. Вмиг домчим куда надо. И обратно вас доставлю, не сомневайтесь.
На заводе имелся душ. Каждый день после работы можно было мыться в нём. Работа была слишком пыльная. Рабочий день у девчат кончался на час раньше, ведь им ещё не было восемнадцати лет, они считались малолетками. Девчата не спешили обычно домой, мылись в душе долго и основательно. Бывало, женщины в душ уже идут, а девчата только из душа выходят. Так они всегда говорили:
-И что там вам размывать? Помылись быстренько и побежали скорей домой, мама же дожидается. А вы тут плещетесь, размываетесь, словно на вас пуд грязи набралось.
-Вам что, воды жалко? - пожимали плечами девчата.
  В одной бригаде с ними вместе трудилась женщина одна. У неё мужа не было, а детей целая куча. Один раз Валентина услышала ещё в бригаде, как её ругали за что-то женщины. Только Валентина понять не могла, чем та женщина провинилась. И как только несчастную бабёнку не обзывали. Валентина спросила у такой же, как и они с Верой, малолетки, когда шли по дороге в душ:
-Не знаешь, за что женщины Эльвиру прорабатывали?
-Как не знать, конечно знаю. Она полгода тому назад родила ребёнка, а недавно его продала кому-то за большие деньги.
-Не может быть!!! Разве детей можно продавать? Это ведь люди, а не телята или поросята! И что это за мать такая? - Это известие потрясло девчат до глубины души.
-Вот и женщины возмущаются, ругают её, клянут, на чём свет стоит. А ей хоть бы хны! Твердит одно, мне деньги нужны, что бы остальных детей вырастить. А я не понимаю, за чем тогда их рожать, коли прокормить их не можешь, да ещё и без мужа?
-Она что, таскается с кем попало?
-И не говори. Потому и мужа найти не может. Был у неё в начале какой-то мужичишко, но не стал с ней жить, когда она принесла ребёнка не от него.
-А с чего он взял, что ребёнок не его?
-Ему донесли, что видели и не раз её с Николаем. Был у нас такой козёл. По бабам шлялся до тех пор, пока его не поймали и не вломили, как следует. После этого он скрылся, а куда, ни кто не знает. Он не женат был, хотя уже и в возрасте. Приехал откуда-то и уехал, наверное, туда же.
-Да, весёлая у вас тут жизнь! У нас подобное в Сибири я не слышала. Таскаются и у нас, но детей не продают, пока не слышно было. Может, втихомолку и были случаи, но нам они не были известны.
  Вера и Валентина вымылись в тот день на скорую руку, им сегодня было не до разговоров. Домой прибежали, перекусили и опять убежали. Олег уже ожидал их у тропинки. Они уселись на мотоцикл, прижались плотнее, что бы не свалиться по дороге и поехали. Мотоцикл был без люльки. На пруду было тихо. Он находился чуть в стороне от жилых домов. Шум сюда не долетал. Людей в это время на пруду ни кого не было. На воде видно, как что-то или кто-то плеснёт, словно рыба хвостом махнула, а круги потом расходятся. Валентина подошла к воде, потрогала рукой её, а она как парное молоко.
-Почему ни кого не видно на пруду? Вода такая тёплая и ни кто не купается. Вера, а давай мы откроем купальный сезон. - и Валентина начала стаскивать с себя платье, за ней последовала и Вера.
-Девчата, вы что сдурели? Рано ещё купаться, апрель стоит только. Вода холодная, не прогрелась.
-Какая холодная? Ты ещё не видел холодной воды. Покупался бы у нас в Абакане или  в Енисее. Вот там, да, холодная вода. Или ты боишься, что мы тебе рыбу распугаем? Мы отойдём в сторонку, там купаться станем, а потом и к тебе придём.
-Мы ведь рыбу ловить пришли!
-Да пошел ты с этой рыбой! Накупаемся, тогда и рыбачить начнём, если желание появится такое. Всё равно, у нас удочек с собой нет.
-Я и на вас прихватил, дело только за вами.
Девчата поплыли на ту сторону пруда, а потом обратно. А Олег не смотрел на свои удочки, любовался тем, как они плывут. Он забыл на время про рыбу.
-Смотри, Олег, у тебя клюёт! - подсказала ему Вера.
Парень спохватился, схватился за удочку, успел и выловил небольшую рыбку.
-Охота тебе из-за этой мелюзги время проводить? - съехидничала Валентина.
-Что вы понимаете в колбасных обрезках? Не важно, сколько вы поймаете рыбы, важен сам процесс!
-Ой, Олег, хорошо-то как! Сидел бы тут вечно, однако, пора и меру знать. Поехали домой. А как ты?
-Ладно, поехали. Когда-нибудь свожу вас на реку Чу, сходим в сад на её берегу.
-Что за река такая? - заинтересовалась Валентина.
-О! это удивительная река. Течение у неё такое, что того и гляди, унесёт. Сама не глубокая, примерно по пояс, но волны, когда её переходишь, по грудь достают. Вода в ней очень холодная. С гор она стекает. А куда впадает, не известно, в песках она теряется.
-А разве такие реки бывают? - удивилась Вера.
-Конечно. Реки бывают разные и такие тоже.
Олег свернул свои удочки, а маленькую рыбку отпустил на волю и они помчалась обратно.
                Продолжение следует.


Рецензии