Из истории русской оперы. Александр Огнивцев

"QUI la VOCE", 13 сен 2020

 
В августе этого года исполнилось 100 лет со дня рождения
 Александра Павловича ОГНИВЦЕВА,
одного из ярчайших артистов Большого театра 1950-х-1970-х годов.
 
Легенда гласит, что когда студент Кишинёвской консерватории Огнивцев предстал в 1949 году перед жюри Всесоюзного смотра молодых певцов в Москве, Антонина Васильевна Нежданова, увидев его, воскликнула: "Боже, да это же Фёдор!"
Это было поразительно: фактура, тип голоса, даже черты лица напоминали Шаляпина.
Нежданова посоветовала ему окончить оставшиеся два курса консерватории за один год, после чего Огнивцев снова приехал в Москву и был принят в Большой театр. Нежданова и Голованов сразу взяли его "под своё крыло".

В 1950-м году Голованов ставил свой легендарный спектакль "Хованщина" и Огнивцев стал готовить сложнейшую партию Досифея в параллели с великим Марком Рейзеном. Молодой артист сдал экзамен великолепно и даже в числе главных участников постановки был награждён Сталинской премией. А роль Досифея на всю жизнь осталась одной из лучших в его репертуаре.
В том же году он снялся в главной роли в фильме-опере "Алеко".

 
 Сходство же с Шаляпиным отмечалось и позже, в частности, когда певец гастролировал за рубежом, причём там это подавалось как сенсация - что-то вроде: вот, мол, "реинкарнация" легендарного баса.
Он и сам в своих творческих устремлениях во многом шёл как бы "по шаляпинскому следу".(Кстати, его даже сняли в роли Шаляпина в фильме о Римском-Корсакове).
Но при этом А.П. обладал мощной индивидуальностью, как певческой, так и актёрской.
Его голос очень интересен и своеобразен по тембру: одни находили его необыкновенно красивым, другие так не считали и их смущало, что часто в его звучании присутствовала так называемая "ноздря".
Певец стремился к максимальному расширению динамической палитры в пении: от лавины мощных "раскатов" форте до мягкого "воркования" пиано и фальцетных тонов. Что касается актёрской стороны, то когда на сцене был Огнивцев - на ней всегда была "жизнь".
Среди лучших ролей А.П., кроме Досифея - Иван Грозный в "Псковитянке", Борис Годунов, Галицкий, Гремин, Дон Базилио, Мефистофель в "Фаусте", Филипп II ... Огнивцев великолепно исполнял партии в современных операх: Старика Болконского в "Войне и мире", Николая I и Бестужева в "Декабристах", Вожака в "Оптимистической трагедии", Тезея в опере Бриттена "Сон в летнюю ночь". И, конечно, совершенно выдающаяся его работа - Генерал в опере Прокофьева "Игрок".

Камерно-концертный репертуар певца был очень разнообразен и своеобразен: в нём, наряду с классикой и популярными русскими песнями и романсами, было место не слишком часто исполняемым (особенно басами) произведениям Листа, Грига, Массне, Рахманинова, Метнера, Оннегера...
 
Александр Огнивцев ушёл из жизни после тяжёлой болезни, когда ему исполнился 61 год.
 
Ирина Архипова сказала о нём: "Он был выдающимся певцом, великим артистом, человеком, в котором преданность театру жила до последней секунды".


Рецензии