Питер Адам. Христос и сотворение мира

ХРИСТОС И СОТВОРЕНИЕ МИРА
Питер Адам

Отношения между Богом, Христом и творением значительны и многогранны,
они отражают различные аспекты Личности и деятельности Христа, а также различные точки зрения на сотворение мира. Эти отношения взаимосвязаны и образуют целостную историю и повествование. Наш обзор охватывает следующие темы: Христос и сотворение мира; Христос и человечество; Христос и воплощение; Христос и чудеса; Христос и преображение; Христос и искупление; Христос, воскресение и возвращение 1. Эти темы помогают нам откликаться на призыв Христа верой, хвалой, послушанием, надеждой и радостью.

Бог, Христос и творение

Жан Кальвин учил о тесной связи между Богом как Творцом и Хранителем и
вселенной. "[Бог] явил Себя и ежедневно открывает Себя во всём творении вселенной… Он являет нам Свою славу, куда бы мы ни обратили свой взор… Этот искусный порядок во вселенной - для нас своего рода зеркало, в котором мы можем созерцать Бога... 2
Как показал Захман, Кальвин видел во вселенной три мощных образа: театр Божьей славы, живой образ Бога и одеяние Бога. 3 Кальвин отвергал заблуждение, которое слишком тесно связывало Бога с миром и впало в детерминизм, отвергнув ошибочное представление о том, что Бог слишком далёк от творения.4 "Ибо вселенная постоянно поддерживается непосредственным действием Бога: «как только Господь отнимет Свой Дух, всё вернётся в прах и исчезнет».5. Таким образом, по мнению Кальвина, мы встречаем Бога в Его творении. "О, если бы мы только по-настоящему были преданы Богу! Я уверяю вас: все стихии пели бы для нас, и мы бы услышали в этом мире мелодию, созданную на небесах, такую невероятно прекрасную. 6
Точно так же Томас Траэрн придерживался сложной теологии Бога и творения "Образ Божий - это самое совершенное творение. Поскольку не может быть двух богов,
высшим проявлением всемогущей силы является образ Бога. Нет никакого богохульства
в том, чтобы сказать, что Бог не может создать Бога: самое великое, что Он может создать, - это Его Образ: самое совершенное творение, способное наслаждаться самыми совершенными сокровищами самым совершенным образом.7

Он знал, что Бог - это Троица.
Как Ты, о Отец, наслаждаешься всем
в творении нас для славы;
так и Твой вечный Сын наслаждается всем
в искуплении их для нас;
и нас для них;
и радостью, которую Он испытывает
видя, как мы достигаем
конца нашего искупления.
Да, поскольку Святой Дух по благости
Наслаждается всем
в Своём избранном народе...8

И он прославил сотворение Божьих творений и их искупление через Христа.

Тому, кто восседает на Троне,
потому что Он их сотворил.
Агнцу во веки веков,
потому что Он купил их для нас.
Чтобы мы услышали всех тварей,
на небе и на земле,
восхваляющих Тебя...9

То же понимание мы находим у Роуэна Уильямса: "Оно [творение] зависит от Него в каждый момент времени, подхваченное течением Его деятельности. За всем, с чем мы сталкиваемся, и под всем этим лежит это действие. Мы можем смотреть на что-то неподвижное и неизменное, например на колонны собора или вершины гор, но внутри и за ними скрывается мощная энергия и движение".10. Аналогичным образом Лосский писал: "Сотворённая вселенная… предстаёт как совершенно новое существо, как творение, только что сотворённое Богом из Книги Бытия, «Который увидел, что это хорошо», как сотворённая вселенная, задуманная Богом и являющаяся радостью Его Мудрости, «гармоничное установление», «чудесным образом составленный гимн силе Всемогущего», как говорит св. Григорий Нисский.11
Какие грехи мы совершаем по отношению к Божьему творению? Мы можем эгоистично использовать творение, нарушать его целостность, снижать его полезность и не «служить земле» [Быт. 2:15, 4:2,12]. Мы можем игнорировать творение или пренебрегать им, не видеть его чудес и красоты и не принимать его как благой дар Божий. Мы можем поклоняться творению или служить ему и не поклоняться Богу, его Создателю, и не служить Ему, получая дар, но не Дарителя. Мы можем злоупотреблять
творением, разрушая его или поклоняясь ему. Злоупотребляя творением, мы наносим вред
творению, вред себе и грешим против Бога и Христа, от Которых и благодаря Им существует всё творение.

Христос и человечество

Человечество создано по образу и подобию Божьему, чтобы отражать характер Божий, представлять Бога, трудиться для Бога, служить Божьим целям и любить Бога. Поскольку Вселенная - это творение Бога, Его театр, образ и одеяние, человечество должно уважать Вселенную и заботиться о ней. Кальвин писал: "Пусть тот, кто владеет полем, так же, как и его соседи, пользуется его ежегодными плодами, чтобы земля не пострадала от его небрежности. Пусть он постарается передать её потомкам такой же, какой он её получил, или даже в лучшем состоянии. Пусть он питается её плодами,
чтобы он не растрачивал их на роскошь и не позволял им портиться или разрушаться из-за
небрежности… Пусть каждый считает себя управителем Божьим во всём, чем он
владеет.13.
По мнению Кальвина, слава человечества заключается в способностях и дарах, данных нам Богом. "Изобретение искусств и других вещей, служащих для общего блага и
удобства в жизни, - это дар Божий, которым ни в коем случае нельзя пренебрегать, и способность , достойная похвалы… Превосходные дары Духа распространяются на
всё человечество.14. И опять же: "ибо знание астрономии не только приятно, но и весьма полезно: нельзя отрицать, что это искусство раскрывает удивительную мудрость Бога. 15
Ибо все дары, такие как справедливость, гуманитарные и прикладные науки, философия, риторика, медицина, математика и искусство, исходят от Духа Божьего. Если мы будем считать Духа Божьего единственным Источником истины, то не будем ни отвергать
саму истину, ни презирать её, где бы она ни проявлялась, если только не хотим бесчестить
Духа Божьего.16.
Если Адам был «человеком из праха», то Христос - «человеком с небес» [1 Кор. 15:47].  Таким образом, Христос - это исполнение или апофеоз человечности, который пришёл, чтобы быть и делать всё должное людям. Человечество было создано для того, чтобы исправлять и воссоздавать всё, что в мире  разрушено, а также нести спасение и исцеление творению. Итак, «как мы носили образ человека из праха, так будем носить и образ небесного человека» [1 Кор. 15:49]. Всё прекрасное, что есть в человечестве по замыслу Бога, воплощено в Иисусе Христе.
В "Сломанном образе" 17 К. С. Льюис показал огромный контраст между тем, как
человек в средневековой Европе думал о вселенной, и тем, как современные люди Запада думают о ней. Он представил себе средневекового человека, выходящего на улицу, чтобы посмотреть на звезды безоблачной ночью. Хотя этот человек считал, что Земля является географическим центром Вселенной, глядя на
звёзды, он чувствовал, что смотрит в центр реальности, на небеса Божьи, смотрит извне в центр. Современный житель Запада знает, что Земля не является центром Вселенной, но, глядя «вверх» на звёзды, чувствует, что Земля - это центр, а звёзды находятся «где-то там». Поэтому, хотя мы и знаем, что живём не в геоцентрическом мире, в нашей вселенной, центром которой является Земля, мы часто ведём себя так, как будто мы и есть центр вселенной. Мы заменили собой Бога.
Однако человечество тоже искажено грехом, и это искажение делает бессмысленными отношения между человечеством и творением, а также искажает само творение: «проклята земля из-за тебя; ты - прах, и в прах возвратишься» [Быт. 3:17-19].
Проклятие, описанное в  Бытии 3, отражено в теме тщетности в Книге Екклесиаста и в Послании к Римлянам 8. Оно пронизывает человеческую жизнь, а также всё творение. Поэтому наш стон перекликается со стоном творения: "Мы знаем, что всё творение доныне стонет в муках рождения; и не только творение, но и мы сами, имеющие первые плоды Духа, стонем в себе, ожидая усыновления, искупления наших тел [Рим
8:22,23]. Послание к Евреям даёт христологическое представление как о человечестве, так и о творении: "Но кто-то где-то сказал: «Что такое человек, что Ты помнишь о нём,
или сын человеческий, что Ты заботишься о нём? ... Ты увенчал Его славой и
честью, поставив всё под ноги Его».«Ибо, подчинив Ему всё, Бог не оставил ничего вне контроля. Как бы то ни было, мы ещё не видим всего в подчинении Ему, но мы видим Иисуса… ныне увенчанного славой и честью за страдания смерти, чтобы по благодати Божьей вкусить смерть за всех [Евр 2:6-9 18].

Христос и Воплощение

Не могло быть более тесной связи между Богом и творением, чем воплощение вечного Сына Божьего, Его принятие обычной человеческой плоти во чреве Марии,
Его рождение, страдания, смерть, воскресение и прославление. Дело не в том, что
Бог пришёл в человеческом обличье, по подобию человека или просто в человеческом теле. Христос был «Бог от Бога, свет от света, истинный Бог от истинного Бога… той же сущности что и Отец». Во Христе Творец принял творение, Слово, которое было «с
Богом» и которое «было Богом», «стало плотью», не отказавшись от того, чтобы быть Словом, а добавив к Себе человеческую природу, воплотившись [Иоан 1:1–14].19.
Желая сосредоточиться на этой тайне Воплощения, некоторые говорят так, как будто до воплощения не было существенной связи между Богом и творением, что Бог-Слово  воплотился на чужой территории и установил Божественно-земной контакт впервые. Конечно, эта точка зрения игнорирует учение о Боге как Создателе и Хранителе
вселенной. Как писал Иоанн о вечном Слове: «Всё через Него… Он был в мире, и мир был создан через Него» [Ин. 1:3, 10]. Именно творящее Слово воплотилось, стало плотью.
В своём воплощении Христос-Слово явил не только Божественность, но и человечность. Он был «образом Бога невидимого» [Кол. 1:15], совершенным примером человека, созданного по Божьему образу. И как человечество несёт ответственность за благополучие творения, так и Христос, «первенец из всего творения» [Кол. 1:15], продемонстрировал эту ответственность уникальным, показательным, всеобъемлющим и эффективным образом [Кол. 1:15–20].
Христос стал Словом, воплотившимся не в призрачной плоти, Сыном, воплотившимся в пыльном, земном человеческом обличье. Таким образом, воплотившийся Христос, через Которого всё было сотворено и в Котором всё держится,
вознесёт творение от «стенания» к «славе» [Рим. 8:18-23].20 Христос не только исполняет
искупительные дары первого века спасения Ветхого Завета. В Своей смерти и
Воскресением Своим Он также приходит, «чтобы исполнить первое творение обновлением его», ибо Он  «могущественный Совершенствователь творения».21

Христос и чудеса

Чудеса Христа, исцеления и освобождения, а также чудеса, связанные с Его природой, были знаками Божьего присутствия в Нём. Слава Бога, Творца мира стихий и Владыки вод с самого начала, проявляется в Личности Иисуса и в Его деятельности…Обладая несравненной властью посреди измученного и
больного мира, Он приносит людям великое Божье здоровье.22
Дело не только в том, что чудеса происходили: дело ещё и в том, что Бог лично присутствует во Христе, совершающем эти чудеса. Бог лично присутствовал при совершении чудес в Библии, и Он лично и сущностно присутствовал в воплощённом Сыне во время чудес Иисуса Христа. Ибо Бог, сотворивший и поддерживающий творение, лично присутствует во Христе, принося здоровье, свободу и знамения обновления творения, которые в конце концов исполнятся, когда Христос снова придёт на землю. Чудеса Христа - это знамения будущего космического возрождения и воскресения, поскольку воскресение Христа - это первое плоды Его воскресения и возрождения.

Христос и Преображение

Ту же траекторию мы видим в повествовании о Преображении Христа, или Его
«прославлении».23 Ибо Преображение Христа, подкреплённое словами Бога, обращёнными к ученикам, является одновременно и откровением Божественности, и преображением человечности. Слава - это Божественная слава, но это также и слава человеческая, которая предвосхищает работу Духа в верующих, поскольку, видя славу Господа, они изменяются по Его подобию «от одной степени славы к другой» благодаря работе Духа [2 Кор. 3:18].
И это преображение верующих предвосхищает как наше окончательное преображение, так и преображение вселенной, как мы уже видели. По словам Джозефа Холла, жившего в XVII веке, "Христос - наш Глава, а мы  Его члены; как мы все были в первом Адаме, как невинными, так и грешными, так и во втором Адаме... сияем на Фаворе... Мы не так уверены в смерти, как в преображении; поэтому все дни, отведённые нам, мы будем ждать, пока не наступят дни нашего преображения.24. И опять же: "Тот, Кто не хотел, чтобы о Его преображении говорили до тех пор, пока Он не воскреснет,
хочет теперь, когда Он воскрес и вознёсся, чтобы об этом говорили во всём мире, чтобы по Его прешедшей славе мы могли судить о вечном".25
Как отметил А. М. Рэмси, именно преображение человеческой природы Христа
стало великим знаком надежды для всего творения. "Тот, Кто преобразился, - это Сын Человеческий; и, открывая на горе Хермон другой мир, Он показывает, что ни одна часть сотворенного пространства и ни одно мгновение сотворенного времени не находятся вне власти Духа, Который есть Господь, изменяющий славу в славу.26. С точки зрения реальной связи с творением, земная историчность этих событий крайне важна. Если Воплощение - это историческая реальность, то чудеса, преображение, смерть, воскресение и вознесение тоже должны быть историческими реальностями.

Христос и искупление

Современные высказывания о сотворении мира часто фокусируются на Божьем провидении, на воплощении, на воскресении Христа, на Святом Духе и на ответственности человека. В них часто игнорируется искупительная смерть Христа.
Однако эта связь ясно прослеживается в Послании к Колоссянам 1, где прославление Христа в сотворении мира и в возрождении завершается такими словами: «Ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно...  Через него Богу было угодно примирить с Собой все сущее, будь то на земле или на небесах, установив мир кровью Своего креста" [Кол
1:19,20]. Слова "установление мира кровью Его креста" странным образом удалены
из песнопения для Субботнего утреннего богослужения в молитвеннике для Австралии, поскольку они часто странным образом отсутствуют в некоторых обсуждениях Христа и творения. Другие тексты Нового Завета о восстановлении творения также связаны с искуплением [Рим 3:21-31, 8:18-25 и Откр 5, 21, 22].
Как мы уже видели, Траэрн прославлял радость творения. Он также признавал реальность греха и искупительной смерти Христа в рамках этого творения. Он познал славу Божью во славе вселенной, но также познал и тёмную сторону человеческой греховности и необходимость искупления "Я  не могу встретиться с грехом лицом к лицу, но он убивает меня, и только благодаря Иисусу Христу я могу убить его и спастись… Один грех - это ужасный камень преткновения на пути к небесам. Он
порождает долгую паузу в наслаждении нашими радостями… Нет другого бедствия, кроме греха как такового.27. Траэрн осознал силу искупительной жертвы Христа в борьбе с грехом: "Разве мой Спаситель не умер? Его кровь на Немпроклятие; мой бальзам, блаженство, радость, вино; проклятие уничтожит тебя; это исцелит, накормит, сделает меня божественным.28. Он писал о смерти Христа в таких выражениях: "Искупление - это умилостивление или удовлетворение, которое приносится Божественной справедливости… или жертва, которая приносится и принимается Им.29
Дениз Инге комментирует Траэрна: "Ххотя модель искупления в виде космического Христа хорошо сочетается с позитивным взглядом на сотворение мира, она не даёт адекватного ответа на вопросы о жертве, искуплении и плате за грех.30. Акцент на искуплении через смерть Христа и прощении грехов имеет решающее значение при любом обсуждении сотворения мира и окружающей среды. Ведь мы живём в обществе, в котором повышение осведомлённости об окружающей среде означает, что наше общество лучше всего осведомлено об экологической ответственности и экологических грехах. Нам недостаточно сделать все возможное, чтобы исправить огромный ущерб, который мы причинили, хотя мы должны работать над этим. Человечество нуждается в прощении Бога через искупительную смерть Христа за грехи, в том числе против Божьего творения и окружающей среды. Грехи в отношении окружающей среды  - грехи против Бога, это один из самых вопиющих грехов эгоизма и несправедливости в современном мире.
У нас есть только одна хорошая новость для испорченного мира - смерть Христа, и мы чтим Христа только в том случае, если чтим Его спасительную смерть. Нам нужно искупление, и творению оно тоже нужно. Независимо от того, злоупотребляем ли мы творением, уничтожая его или поклоняясь ему, нам нужно Божье прощение через искупительную смерть Христа. Ибо проклятие земли в Бытии 3, ставшее результатом греха Адама, перекликается с проклятием народа Божьего за его непослушание и нарушение закона и завета [Втор 27,28]. Наша единственная надежда - это смерть
Христа. Поэтому Павел утверждал, что «Христос искупил нас от проклятия Закона,
став проклятием для нас, ибо написано: “Проклят всяк, висящий на древе”»
[Гал 3:13]. Как прокомментировал Н. Т. Райт: "Поскольку Мессия представляет Израиль, он способен взять на Себя  проклятие Израиля и искупить его... Распятие Мессии - это... квинтэссенция проклятия изгнания и его кульминация.31\
Это проклятие проявилось во время распятия в виде тьмы, опустившейся на всю землю. Морна Хукер пишет: "Тьма, опустившаяся на всю землю...это знак ужасной природы того, что происходит... Тьма символизирует суд, который обрушится на
землю Израиля после отвержения Царя израильского.32. В этой искупительной смерти Христос претерпел проклятие Божье, заключив мир кровью на кресте. Как проповедовал Джон Донн, "Крест, к которому Моисей пригвоздил горькое проклятие, с самого начала был с тем, кто повешен, [не только проклят Богом, как в нашем переводе], но он был
проклятием от Бога, [как в оригинале],  не простым проклятием, а проклятием Божьим.33 Ибо, как мы видели, Христос примирил всё, «умиротворив через кровь креста Своего» [Кол. 1:20]. Нам нужен мир с Богом, а не только с творением: этот мир можно обрести
только через кровь, пролитую на кресте Христом.

Христос, воскресение и возвращение

Существует множество версий о том, на что мы можем надеяться в будущем. Для многих будущее - это нечто духовное и нематериальное; а некоторые евангелические, экзистенциальные или мистические теологии считают творение ненужным. Некоторые считают, что будущий суд будет настолько суровым, что почти ничто не уцелеет. Наш взгляд на эсхатологию часто влияет на наше представление о воскресении Христа. Одухотворённая эсхатология часто отражается в одухотворённом воскресении. Ибо воскресение Христа - это первая плоть воскресения, а также космического обновления [Еф.1:20–23]. Кажется странным настаивать на физической природе воплощения, но не настаивать на физической природе воскресения и эсхатологии. Они находятся на одной теологической траектории от сотворения к новому творению. По словам Эмиля Бруннера, «конец пути Божьего - в телесности»…Сотворение - это не ошибка, не то, что должно исчезнуть, когда Бог станет всем во всём... человечество, достигшее совершенства в мире воскресения, должно включать в себя аспект телесности через парадоксальную идею духовного тела. 34
Н. Т. Райт отмечал, что сотворённый порядок, который Бог начал искуплять в воскресении Иисуса, - это мир, в котором небо и земля созданы не для того, чтобы быть разделёнными, а для того, чтобы соединиться. В этом объединении «очень хорошее», о котором Бог сказал в начале творения, будет усилено, а не уничтожено.35. Это соответствует мнению Кальвина. Он писал, что «элементы мира…будут поглощены, чтобы получить новое качество, в то время как их сущность остается прежней. 36 Ибо, как все вещи были сотворены во Христе, так и все вещи будут восстановлены во Христе.37 Так он писал о творении, поддерживаемом надеждой: "Весь механизм мира вышел бы из строя почти каждый момент и все его части разрушились бы в печальном беспорядке, последовавшем за грехопадением Адама, если бы они не были поддержаны откуда-то извне какой-то скрытой поддержкой ... Поскольку Он дал им надежду на лучшее состояние, они поддерживают себя этим и откладывают свое стремление к нетлению, которое наступило. То, что было обещано им, раскрыто.38

Заключение

Мы проследили путь от сотворения мира до нового творения, увидели, как Бог постоянно заботится о Своей вселенной и участвует в её жизни, осознали важность человечества в творении и полноту человечества во Христе, Его земное воплощение, чудеса, преображение, искупительную смерть, воскресение и окончательное завершение творения при Его возвращении. Мы научились видеть Божью славу в творении, слышать песнь творения, созвучно откликаться на стоны творения и человечества, доверять Христу - откровению Божьему и человечества, надеяться на силу Его искупительной смерти, видеть в Его воскресении великое знамение и причину надежды и с верой ждать обновления всего во Христе. Когда мы видим, слышим, откликаемся, доверяем, надеемся, различаем и ждём, мы поклоняемся Христу как космическому Спасителю и Господу и принимаем все его дары с верой и хвалой, во славу Бога.

Вопросы.

i. Каковы характерные грехи западных христиан по отношению ко Христу и
творению?
ii. В чём эта глава противоречит нашему представлению о Христе как о чём-то слишком малом, слишком ограниченном, слишком неясном или слишком узком?
iii. Как мы можем развивать и практиковать библейскую духовность Христа и
творения, индивидуально и коллективно?
iv. Как вера во Христа должна привести к глобальной этике ответственности за наших ближних и мир, который мы разделяем?


1 Я благодарен другим членам Комиссии по доктрине за их полезные комментарии
к предыдущим версиям этой статьи.
2 John Calvin, The Institutes of the Christian Religion, vols. 1 and 2, tr. Ford Lewis
Battles, The Library of Christian Classics, from 1.5.1, The Westminster Press,
Philadelphia 1960, p. 52,53.
3 Ronald Zachman, John Calvin as Teacher, Pastor, and Theologian, Baker Academic,
Grand Rapids 2006, pp. 234-238.
4 Susan E. Schreiner, The Theater of His Glory: Nature and Natural Order in the
Thought of John Calvin, Baker Academic, Grand Rapids, 1991, pp. 16-21.
5 John Calvin, A Commentary on Genesis, [on Genesis 2:15], tr. John King, Banner of
Truth Trust, London [1847] reprint 1965, p. 74.
6 Calvin’s Lecture on Jeremiah 5:25, as cited in Marijn de Kroon, The Honour of God
and Human Salvation: Calvin’s Theology according to his Institutes, T&T Clark,
Edinburgh and New York, 2001, p.208.
7 Thomas Traherne, Centuries, Poems and Thanksgivings, ed. H. M. Margiliouth,
Volume I, [The Third Century, 61], Clarendon Press, Oxford, 1972, p. 146. I have
retained original spellings.
8 Thomas Traherne, Centuries, Poems and Thanksgivings, ed. H. M. Margiliouth,
Volume II, [Thanksgivings for the Blessedness of God’s Ways, lines 218-227],
Clarendon Press, Oxford, 1972, pp. 262,263.
9 Traherne, Volume II, [Thanksgivings for the Glory of God’s Works, 175], pp. 248,9
10 Rowan Williams, Tokens of Trust, Canterbury Press, Norwich, 2007, p. 36.
11 Vladimir Lossky, The Mystical Theology of the Eastern Church, James Clarke,
Cambridge and London, 1973, p. 95. See also the article by Duncan Reid.
12 I use the NRSV unless otherwise indicated.
13 Calvin, Genesis, p. 125.
14 Calvin, Genesis, pp. 217, 218.
15 Calvin, Genesis, p. 86.
16 Calvin, Institutes, p. 52,53.
17 C. S. Lewis, The Discarded Image, Cambridge University Press, Cambridge, 1964, p.119.
18 Я оставлю понятие "сын человеческий" из Псалма как христологический аргумент Послания к Евреям
19 См. также  у Дороти Ли.
20 См. также статью Марка Томпсона о стонущем творении.
21 Leonhard Goppelt, Typos: The Typological Interpretation of the Old Testament in the
New, Eerdmans, Grand Rapid 1982, pp. 184,194. See also the article by Heather
Thomson.
22 Gerhard Gloege, The Day of his Coming: The Man in the Gospels, SCM Press,
London, 1963, pp. 151,154.
23 Arthur Michael Ramsey, The Glory of God and the Transfiguration of Christ,
Longmans, Green and Co, London, 1949, p. 101.
24 Joseph Hall, Contemplations on the Historical Passage of the Old and New
Testaments, no date, Google Book Search, http://google.com/books?id=l8-pGIhF_W8C,
p 518, [accessed 19 January 2010]
25 Hall, Contemplations, p 512.
26 Ramsey, p. 147
27 Traherne, Volume I, p. 141.
28 Traherne, p. 140.
29 Denise Inge, ed., Happiness and Holiness; Thomas Traherne and His Writings,Canterbury Press, Norwich, 2008, p. 166. See also her summary of Traherne’s views on pp. 147-150, 164
30 Inge, p. 147
31 N. T. Wright, The Climax of the Covenant: Christ and the Law in Pauline Theology,
T&T Clark, Edinburgh, 1991, p. 151.
32 Morna Hooker, The Gospel According to St Mark, Black New Testament
Commentaries, Hendrickson, Peabody, 1991, pp. 375,376.
33 John Donne, The Sermons of John Donne, eds. M. R. Potter and E. M. Simpson,
University of California Press, Berkeley, Volumes I – X, 1953-1962, Vol. IV, p. 296.
34 Emil Brunner, Eternal Hope, Greenwood Press, Westport, 1972, pp. 203,204,
35 N. T. Wright, Surprised by Hope, SPCK, London, 2007, p. 271.
36 John Calvin, Commentary on Hebrews and 1 and 2 Peter, Calvin’s New Testament
Commentaries, Vol. 12, tr. W. B. Johnston, [on 2 Peter 3:10], Eerdmans, Grand Rapids 1963, p. 365.
37 John Calvin, Sermons on Ephesians, revised translation, The Banner of Truth Trust, Edinburgh, 1973, pp. 261,262.
38 John Calvin, Commentary on Romans and Thessalonians, tr. R. Mackenzie, Calvin
New Testament Commentaries, Vol. 8, [Grand Rapids: Eerdmans, 1980], p. 173. Cм. также у Гленн Дэвис

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии