Катализаторы и ингибиторы в антропологии - 4
Меня окружает плотный, как желе неоднородный туман.
Примерно половина этого пространства, на разных расстояниях друг от друга занята, блекло светящимися расплывчатыми точками, похожими на капельки ртути.
От их чётко отчерченных поверхностей отходят многочисленные короткие лучики, посылающие рассеянный свет, слабо пробивающийся в этом тумане.
Лишь изредка, когда они оказываются рядом, лучики эти могут прикасаться друг к другу, а иногда даже смыкаться между собой, образуют общую поверхность.
Туман, окружающий меня — это скопление чувств и эмоций за все времена их существования, а редкие светящиеся точки - источники части из них.
Здесь были точки, с близким друг к другу эмоциональным потенциалом, которые сомкнувшись, увеличивались образовывая что-то типа семейных пар.
Если поверхность капелек ртути нечиста, они могут лишь находиться рядом друг с другом, но сомкнуться не могут.
Так и светящиеся точки!
Слиться в одну общую могут только те, кто не загрязнены вкраплениями, чуждыми чистым чувствам и эмоциям.
И, оказывается, что только тогда может возникнуть– настоящая дружба, которая, как у спартанцев выдерживала все испытания до самого гибели воспитателей и их воспитанников, либо любовь, которая на всём жизненном пути без сомнений доверяет партнёру, создавая надёжную семью.
***
Между светящимися точками этого тумана была тоскливая монотонность. Там, мужская половина человеческого разума, пользуясь своим физическим преимуществом, почти полностью подчинила женщин, уравняв их с живот -ными, и отказав в праве развиваться, сделав рабынями.
И женщины, почти не сопротивляясь, безразлично и покорно соглашались с этим.
Дети, в самом нежном возрасте находились под влиянием апатичной женской половины.
Чему, в самом продуктивном возрасте они могли научится у своих забитых матерей?
И суммарный человеческий разум сократил свои возможности более чем вдвое!
Вдалеке там, где отдельных точек смыкалось больше, светились нечёткие массивы рассеянного света больших размеров, возникших под влиянием произошедших когда-то крупных событий, породивших мощные чувства и эмоции.
А я, не имея опоры, вдавливаюсь в сравнительно тугой тумана, уплотняя перед собой его временную субстанцию, как сеть, как какое-то «полотнище»!
И не могу это разорвать, но создаю в этой субстанции личный отпечаток - конфигурацию.
Двигаться этот туман мне не позволяет, но придаёт окружению направление, создавая по краям вялые завихрения.
***
В самом раннем детстве неизвестные и не связанные между собой процессы, породили во мне чувство собственной значимости и особенности, не позволяющие от этого ощущения отмахнуться.
Это пробуждало восторженность, о которой, чаще всего, я не мог кому-либо рассказать.
Редко попадался кто-нибудь, кто хотел бы попытаться эту восторженность со мной разделить.
Чаще всего, на короткий период это сближало нас, а затем мы отдалялись, постепенно превращаясь в недругов.
И безрезультатно упираясь в этот туман я задался вопросом какое внешнее воздействие может быть причиной появления у меня чувства собственной значимости.
А может быть не только у меня, может быть и у других людей?
Может быть, и у целых групп людей, к которым мы принадлежим?
Я обращаю внимание на то, что мы разные не только внешне, но и по внутреннему содержанию.
Мы думаем и чувствуем различно и интересы у нас разные.
Может быть, поэтому точки, которые можно различить в тумане, и светятся по-разному.
И лучики от них отходят разные.
Вокруг себя я замечаю светящуюся субстанцию, а вокруг дружка Вовки, с которым мы иногда «шкодничаем» – нет, а вот от Славки отходят лучики, которые тянутся ко мне.
И это всё – других вокруг не видно!
У Вовки нет отца, а мой сидит в тюрьме и нас связывает безотцовщина, а со Славкой нас связывает то что, шляясь ночами по улицам, мы распеваем песни, подкрепляемся хрустящими крошками из желоба, по которому спускают хлеб из пекарни и фантазируем.
Наверняка на нас оказывает влияние ментальная предистория и. возможно, экологическая ниша, в которой мы живём и развиваемся.
Но с Вовкой и Славкой мы, живём в одной экологической нише и нам в ней комфортно, а различие в нашем развитии заметны.
Поэтому и возникает вопрос - в чём причина?
А затем возникает следующий вопрос, интересно, есть ли какие-то внешние факторы, которые либо ускоряют процессы нашего развития (катализаторы) и есть ли процессы, замедляющие это развитие (ингибиторы).
Из своего плотного и тесного настоящего мы можем видеть только окружающее и, где-то вдалеке, вместе с другими отдельными точками, массивы рассеянного света больших размеров, породивших мощные чувства и эмоции под влиянием событий, которые когда-то, вероятно, произошли.
Из самых далёких, я смог чётко различить один массив, к которому от более дальних и плохо различимых протягивались, связывающие с ним лучи.
Мы о нём можем узнать из передающихся легенд, и скудных описаний, дошедших до нас.
Они, предвзяты, потому что дошли до нас через поколения рассказчиков и писателей, вносящих своё освещение произошедших событий!
Самый дальний объект, который мне удалось разглядеть – это массив света, оставленный сыновья библейского Ицхака.
***
Близнецы ИСАВ и ИАКОВ – сыновья Ицхака.
Оба были сыновьями духовного гиганта и одной матери, но Иаков был послушным, любознательным и, постоянно находясь при матери Ревекке, развлекал её своими, вопросами, которые были ей понятны.
А те, на которые у её не было ответа, она – свободная женщина, обсуждала с мужем - Ицхаком.
Удовлетворяя своё любопытство, мальчик шатёр не покидал, постигая окружающий мир под влиянием любящей матери и своего мудрого отца.
Процесс его духовного развития растянулся во времени, был обстоятельным и неторопливым.
Ревекка, окружив своей заботой отца и сыновей была связующим звеном между ними.
Её прямая и косвенная отцовская забота о них, стали катализатором духовного развития Иакова, направлявшим его.
И к этому месту, увеличивая его яркость в тумане эмоций, тянулись лучики эмоций матери.
Иаков учился познавать и тоньше чувствовать ауру окружающего пространства.
А для Исава, когда он лишь чуть подрос, опека матери, для его непокорной и своенравной души, была удушающей.
Была ингибитором!
И его тусклое место в тумане было отмечено только личным профилем с эмоциями другого типа, к которым прикасаться не хотелось.
То, что, возвышая привлекало Иакова, мешало Исаву и отталкивало его.
Послеродовой период всех млекопитающихся намного меньше, чем у человека.
Для того, чтобы человек смог выжить в окружающем его мире, необходим период до пяти лет, тогда, когда остальным достаточно и полугода, чтобы они могли самостоятельно питаться, и стараться скрыться от опасности.
В этот период, одного брата вела любознательность, которую он удовлетворял с помощью матери, а другой, перешагнув через это качество, которое ни в руку взять, ни на зуб попробовать, сократил этот период, и довольствовался первобытными инстинктами.
Чувства Исава не интересовали – они были для него неощутимы.
Его вопросов мать – хранительница домашнего очага не понимала, и он убегал от неё, подолгу блуждая вне дома, самостоятельно познавая окружающий мир.
С возрастом, вечно скитаясь в полях, он стал искусным охотником.
Исаак любил больше Исава, потому что по вкусу была ему дичь, которую тот приносил.
И катализатором для развития этого сына стало желание отца!
А Ревекка больше любила Иакова и катализатором для него была её любовь.
Для одного катализатор был материальным, а для другого ментальным.
Исав был первенцем, а первородство в древнем мире имело огромное значение и многие материальные и ментальные преимущества.
Но, без долгих раздумий проголодавшись, ради плошки похлебки, отказавшись от какого-то, им совершенно не интересующего на тот момент, «первородства», он этими преимуществами с легкостью жертвует.
На тот момент ему хотелось есть!
И не чечевичная похлебка стала причиной незатухающей вражды на ментальном уровне между братьями.
Одни уважали своих матерей и жен, а другие ни во что их не ставили!
Так складывалась история народов, произошедших от них.
И это нашло отражение в, возникших религиях породивших, в тумане эмоций, массивы рассеянного света больших размеров.
Следующий массив рассеянного света в тумане эмоций был ближе и чётче.
Историки и легенды искажали его меньше. Их было больше и можно было сопоставить.
***
ЦАРЬ КИР.
Воспоминания о царе Кире, оставленное историками, были высказывания Диодора Сицилийского, подтверждаемое словами Геродота и Ксенофонта:
«Царь Мидии Кир, сын Камбиза (Камбиз, сын верного вассала Астиага, персидского царя), считался, по словам Геродота, «тихим и вдумчивым принцем».
Сверстники говорили:
- Остерегайтесь Кира Ахеменида, когда он начинает думать!
Мать его умерла вскоре после родов.
Рос в высокой, располагавшейся почти у кромки снегов, долине меж гор.
Имя его означало «кураш» - Пастух, как в легенде о царе – пастухе Кураше, который присматривал за своим народом, вёл его на поиски пищи, охранял от диких зверей, демонов и набегов других племён!
Легенда породила в нём чувство личной ответственности за окружающих и была катализатором, влиявшим на его жизнь.
В возрасте 5-6 лет, как и все мальчики горцев, он научился ездить верхом и смотреть свысока на тех, кто ходит по земле пешком.
Письменности они не знали, доверяли словам учителей, поэтов, впитывая мудрость цифр, врачевания травами, в уме решали численные задачи и учились хорошо ездить верхом, метко стрелять и говорить правду.
Он был сыном вождя одного из трёх племён, но оставшись без матери не имел родных братьев, и сверстники, особенно дети вождей других племён, не относились к нему, как равному.
Он, среди них, был одинок!
Только в плаваньи мальчик превосходил сверстников и часто переплывал бурную горную реку, чтобы уединиться в пещере богини вершин - Анахиты, рядом с которой была похоронена его мать.
Там, скрашивая одиночество, он расслаблялся, отдыхал душой, мечтал и предавался размышлениям.
Уже в этом возрасте, под влиянием обид сверстников, в нём развивалось стрекало, ставшее катализатором его природных задатков.
Уже взрослым, чтобы спасти от гнева мужа, его усыновила Мандана, дочь Навуходоносора и жена царя-злодея Астиага.
В нечастые встречи отец, видя характер сына предостерегал его от влияния трёх демонов: гнева, неизвестной женщины и слепой отваги, но Кир, доволь -но поздно начал понимать значение этих наставлений.
Просто его сопровождала удача и эти демоны не смогли навредить ему.
Его вело собственное имя зовущее, в первую очередь, заботиться о своём племени.
Окружающим было ясно, что он сотворит великие дела, так как не по годам проявлял своё превосходство.
Поэтому в памяти он остался выдающимся среди людей своего времени в мужестве, мудрости и других добродетелях, не стесняясь подражать высшим достижениям других народов.
Ещё в возрасте менее 15 лет он убедился в том, что в бою древнее оружие – меч менее эффективно, чем копьё и скифские луки и вооружал свою армию ними!
Увидев у какого-то народа плуг, который одновременно помогал сеять он, широко распространил это изобретение и, вместе с поливными каналами, отходящими от рек, резко поднял продуктивность земледельцев, решив проблему неурожаев.
Он не стеснялся учиться, хоть и не всегда понимал значение этих знаний.
Так, использовав знания халдеев в астрономии он, предсказав затмение, предотвратил ошибочное, как ему казалось, передвижение войск своих союзников и выиграл важное сражение, подтвердив правильность своего решения.
Кир, как рассказывали, был не только мужественным человеком на войне, но и внимательным и гуманным в обращении к своим подданным, думая в первую очередь не о себе, а о них.
И именно по этой причине персы, добавив к прозвищу «Пастух» называли его «Отцом».
Иудеи называли его помазанником Яхве, на основании библейского пророчества в книге пророка Исаии, где «помазанник Иеговы», завоевавший многие народы и приказавший отстроить Иерусалим и Храм, дважды назван именем Кир.
Предполагается, что река Кура названа его именем.
Популярность личности Кира в древности была настолько велика, что ему приписывались феноменальные способности (например, что он поимённо знал своих воинов).
Противники также признавали его величие, что подтверждает эллинская традиция.
Несмотря на то, что могущественное государство, Кира, в течении последующих двух столетий являлось для Греции источником угрозы, более поздние греки отзывались о нём как о мудром и справедливом правителе.
Александр Македонский, увидев, как запущена его могила приказал вос -становить и охранять её.
Так она, до сегодняшнего дня, сохранилась для потомков.
Сохранилась также гробница под названием Гур-э Дохар, что в переводе с персидского означает «гробница дочери» - приёмной матери Кира царицы Манданы.
Влияние царицы на воспитание Кира напрямую нигде не описывается, но косвенно можно видеть, что Астиаг, прислушивавшийся к знамениям и воевавший с названым сыном, войну проиграл, был закован в цепи и остаток жизни провёл во дворце Кира, где жена не хотела навещать его.
***
АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ.
Более близкий ко и видный чётче, светящийся в тумане эмоций большой объект рассеянного света, который мне было удобно рассмотреть был массив эмоций, порождённый завоеваниями Александра Македонского.
Его история хорошо описана Арианом.
Семейная легенда причисляет Александра, и со стороны матери - эпирской царевны Олимпиады, и со стороны отца - Филиппа, к потомкам героев древности.
Происхождение отца, через одиннадцать описываемых поколений, возводили его к Гераклу, а происхождение матери, тоже через много поколений, к Ахиллу.
Осознание этого факта существенно повлияло на характер Александра, придавая ему ощущение личной особенности и важности, став для него постоянно действующим и направляющим катализатором.
Отец был чрезвычайно умным, хитрым и изобретательным правителем.
Именно он создал политическую, экономическую и военную платформу, ставшую условием для восхождения Александра.
Эмоциональный Филипп ничем не ограничивал свои человеческие страсти.
Создавая государственные союзы, он женился на дочерях соседних правителей, но желал, чтобы наследником стал чистокровный македонянин.
Олимпиада – шестая жена Филиппа и мать Александра, македонянкой не была, поэтому к юному сыну, несмотря на его личные достоинства и ранние военные успехи, отец относился пренебрежительно.
Александра это возмущало, придавая катализации новое, негативное, но тоже подстёгивающее значение.
Обида тоже стимул!
Влюбившись в молодую, красивую и знаменитую македонянку по имени, Клеопатра, Филипп развёлся с матерью Александра, и готовился жениться на ней.
Властная Олимпиада, мужу этого не простила и уехала с сыном к родителям, но потом Александр вернулся.
Через год Олимпиада узнала, что в день свадьбы в присутствии Александра, царь был заколот своим телохранителем.
Участие царевича и матери в заговоре считается вероятным, но недоказуемым.
Македонское войско, хорошо знавшее и видевшее юношу в сражениях, провозгласило его царём.
Помогали этому верные товарищи, которые так и назывались - «друзья».
Надёжные, они во всём поддерживали его и, во время походов, назначались Александром в военачальники.
Александр, в своих войнах шёл на восток, спасая эллинский мир от персидского завоевания.
И чем дальше он уходил, тем меньше сказывалось на его поведение влияние матери, которая критически оценивала его поступки.
А наследственность, доставшаяся от отца, постепенно, сказывалась.
Его внутренний мир был отмечен недостатком самоконтроля, яростных вспышках темперамента и предрассудков, амбициозном эгоизме, граничащем с мегаломанией и непотребном поведении в пьяном виде.
Эти качества губили его личность и были ингибиторами, постепенно разрушающими его притягательную силу среди окружающих.
И созданная им империя, в отличие от империи Кира, быстро развалилась, но оставила мощный всплеск эмоций!
***
ГАННИБАЛ БАРКА.
А совсем недалеко от этого массива, но ближе по времени в тумане све тился другой, протягивающий к нему свои лучи.
Примерно через сто лет после Александра, появился человек, породивший чувство, что его появление изменило людей того времени.
Жизнь его окутана завесой тайны, но память о нём сохраняется до сих пор.
Это – Ганнибал Барка!
Детство своё он провёл на горе, в укреплённом лагере своего отца Гамилькара Барки – из знатного рода карфагенян, которые вели своё происхождение из Кирены.
***
Тир - родной для финикийцев города Карфагена был уже разрушен Александром Македонским.
Но империя Александра распалась и влияние в мире, постепенно начал захватывать Рим.
Финикийцы Карфагена теряли торговые связи с восточным средиземноморьем, с которым столетиями торговали и посылали дары в храмы своей родины.
Потеряв в битвах порты Сардинии и Корсики, часть карфагенского совета, тяготевшего к религиозному фатализму, уплатили победившим римлянам двойную контрибуцию, чтобы оттянуть их продвижение к западным портам средиземноморья.
И был сделан первый шаг к большему конфликту в борьбе за влияние на море, которое было в крови карфагенян.
Гамилькар, с семьёй, частью поддерживающей его воинственной аристократии и тяжеловооруженными всадниками-ветеранами, уходя от римской экспансии, тайно перебрались из Африки на Пиренейский полуостров и двинулись к океанскому побережью чтобы возродить Карфагену новую жизнь.
Уже на новом месте, во время традиционного жертвоприношения, девятилетний Ганнибал, со своими малолетними братьями, по просьбе отца, поклялись, никогда не становиться друзьями римлян и что их вражда к Риму никогда не угаснет.
Клятва содержала заверение, что они никогда не подчиняться римским нормам поведения.
Это стало катализатором и было движущим мотивом всей его жизни.
***
Гамилькар погиб, когда вместе с Ганнибалом, которому уже исполнилось 18 лет и младшим сыном попали в засаду.
Убегая, он отвлёк нападавших, дав возможность сыновьям скрыться.
Карфагенян возглавил муж сестры Ганнибала – Гасдрубал Великолепный.
Он перебрался с западного Гадеса на восточный берег полуострова, где в удобном устье реки Эбро заложил новый город.
Город постепенно становился центром торговли: земля обрабатывалась и кормила, с гор, где находились рудники, волы тянули телеги с драгоценными металлами, которые шли для поддержки Карфагена.
Но новый порт был замечен с торговых кораблей Марселя, который был союзником римлян и через некоторое время появились алчные посланники с Тибра.
Они потребовали, чтобы карфагеняне не пересекали реку Эбро и, сохраняя ранний договор, Гасдрубалу пришлось согласиться.
Так на большом расстоянии от Тибра карфагеняне признали власть Рима, ограничивающего былую свободу.
Но шпионы Марселя и Рима продолжали доносить, что Гасдрубал склонил часть местного населения присоединиться к нему.
Он мог содержать наёмную армию, оплачивая ей содержание добываемым серебром.
В одном из боёв с местными племенами, Гасдрубал был убит, и Ганнибал, в возрасте 26 лет стал во главе карфагенян.
Наёмники получали уверенную оплату, верили в его военную удачу и, в надежде на военную добычу, которая честно делилась, пополняли ряды его армии.
Правда, торговая элита Карфагена, не желая конфликтовать, надеялась как можно дольше протянуть состояние, когда они откупались от Рима.
Боролись два мировоззрения, и Ганнибал принял решение не подчиняться диктату и идти на Рим войной.
Но победили его не военные поражения – он был величайшим полковод -цем, а косвенный отказ элиты Карфагена помогать ему.
Это было постоянно действующим и тормозящим его ингибитором.
***
СЦИПИОН.
А в Риме, сенат, напуганный военными победами Ганнибала на итальянской земле, был в растерянности, и многие молодые патриции уже готовились покинуть город, предложив свои услуги правителям других стран.
Этот панический заговор разрушил молодой и полный решимости Сципион, уже показавший себя в битвах и создавший личный катализатор - легенду о своих вещих снах, которую тщательно поддерживал.
Рассказав заговорщикам одну из них, он заставил их поклясться в верности Риму и сумел убедить сенат выступить против Карфагена в Африке.
Понимая психологию людей, он, перед боями рассказывал, что вещие сны связывают его с высшими силами, помогая в битвах, а результаты предыдущих сражений доказывали это.
Он был великим стратегом!
Но слабости были и у него: он не мог воспринимать низких нот – узости и низости, до которых люди могут опускаться, а возвышенность духа, рождённая из его власти над людьми, мешали ему различать первые ноты дисгармонии что, в конце пути, отдалило его от сената и власти.
***
От сената Сципион получал ещё меньше поддержки, чем Ганнибал от Карфагена.
Поход в Африку из Сицилии организовывался с согласия сената, но с без достаточной помощи, потому что материк, где уже был Ганнибал, должна была покинуть часть армии.
Желая, чтобы вся армия осталась в Италии для защиты от карфагенца, сенат позволил Сципиону лишь набор добровольцев, предложив творчески решать эту проблему.
Как гарантию поддержки, полководец потребовал, чтобы 300 знатных семей отправили своих сыновей, которые с детства обучались военному искусству, сопровождать его в африканском походе.
Дело было почётным, но опасным и знатные юноши, с согласия Сципиона предпочли, вместо себя, обучить и экипировать добровольцев.
Так Сципион получил отряд личной охраны из 300 хорошо подготовленных и преданных воинов.
На острове в ссылке находились остатки двух легионов заслуженных и опытных солдат, наказанных за поражение при Каннах.
Зная, что поражение было виной бездарных, узколобых командиров, и видя желание легионеров смыть позор, Сципион сам проверив каждого, отобрал пригодных, пополнив армию добровольцев опытными и преданными воинами.
И победил!
Он был поистине государственным человеком мирового масштаба и его усилия были направлены, в первую очередь, на благо и величие республики.
Сплавив лучшие элементы Греции и Рима, он, избавившись от грубости и узости раннего Рима, не уменьшил его мужественности и стал одним из основателей римской цивилизации!
Воин-мыслитель уважающий, в отличие от других, мнение своей жены, он был редчайшей «птицей» своего времени!
А она воспитала дочь Корнелию, вышедшую замуж за Тиберия Гракха, родившую и воспитавшую реформатов Римской республики Тиберия и Гая.
Поздние историки назвали его более великим, чем величайшие из плохих людей и лучшим из тех, кого называют лучшими из хороших.
Цицерон написал, что на небо вознеслись только трое: Геракл, Ромул и Сципион.
***
ВАНДАЛЫ И ГОТЫ.
Следующим примером может оказаться история с вандалами и готами.
ВАНДАЛЫ, германское племя, которое изначально обитало в южной Скандинавии, а около времени рождения Христа переместилось на южный берег Балтийского моря, а ещё через 200 лет оказались ещё южнее – на берегу Дуная.
Затем, под натиском гуннов они в 406 н.э. вторглись в Галлию и три года опустошали её, а в 409 году, теснимые франками и другими племенами ушли в Испанию.
Там продержались 20 лет, а затем, переправившись в Африку создали там независимое королевство и навсегда покинули Европу.
Столицей этого королевства стал Карфаген.
Приход вандалов в Африку был с энтузиазмом встречен многими римскими подданными, приверженцами различных христианских сект, подвергавшихся за это преследованиям со стороны римлян.
Воины, сами ничего не создававшие, нуждались в пище и жаждали обогащения.
Это им поставляли местные земледельцы из римских имений.
Чтобы не подпасть под влияние романизированного городского населения Северной Африки и Рима, вандалы, придерживаясь арианской веры, преследовали в городах католическое духовенство и эта борьба стала основным внутренним конфликтом в королевстве вандалов.
Конфисковав неугодные имения и подняв остальным налоги, вандалам в Африке удалось, поддерживая законность, порядок и использовать накопленное богатство, что позволило им, единственным среди всех германских племён, создать собственный флот.
И следующие полвека они господствовали на просторах западного Средиземноморья.
Наиболее известным деянием вандалов стало разграбление Рима в 455, сделавшее их имя нарицательным («вандализм»), когда они в течение двух недель подвергали город систематическому разграблению, а что не могли забрать, уничтожали.
Северной Африкой они владели, пока небольшой корпус войск Велизария не ликвидировали их крепости, где они скрывались от гнева возмущённых аборигенов - христиан.
После этого вандалов не стало.
***
А судьба готов оказалась другой.
После того, как в 476 году прекратила свое существование Римская империя, в кровавой борьбе за Рим в 493 г. побеждает король остготов Теодорих, который основывает королевство в Италии.
В Испании, слившись с местным населением в единую политическую систему и, впоследствии, в монолитный этнос – испанцев, готы создали устойчивое королевство.
После обычного для победителей грабежа они, получив желаемое, мигри -ровали, пока не смогли, заставить мирных земледельцев создать для себя надёжные источники пищи и богатства.
Вандалы захваченное продолжали терзать и, поняв, что получить уже нечего, обозлившись уничтожали чуждое, непонятное, ненужное!
Их мысль говорила: если не мне, так пусть никому и не достанется!
Такое наплевательское отношение в первую очередь опустошая их души, было губительным, им самим!
Оскудение природы и уничтожение шедевров культуры нельзя считать следствием борьбы за существование, а надо рассматривать как преступление по отношению к потомкам, которым придётся прозябать на оскоплённой планете с ограниченным культурным слоем.
Если, после набега готов место приходило в запустение «засыхая» до поры, пока не появлялись благоприятные условия, под влиянием которых следы набега постепенно сглаживались, то вандалы оставляли за собой незаживающую природную, и культурную, рану, превращая эти места в «пустыню» и разрушая саму основу, мест в которых они побывали.
И уже никакие изменения не могли вернуть её к жизни.
Вандалы не единственные!
На земной поверхности есть множество пустынных мест, где можно найти следы присутствия человека.
Такой вид деятельности не присущ человеку, как виду, а является побочным следствием особого мировоззрения и ментальности.
Взаимоотношения между предводителями готов складывались под действием усвоенных и пришедших к ним более ранних ментальных понятий, уже существовавших в мире, которыми, сами не придавая этому значения, они пользовались, влияя на будущие решения.
Это было результатом более тонкого ощущения ауры окружающего пространства и свободного осмысления происходящего вокруг них!
Предводители вандалов этим не заморачивались, и при принятии решений поступали безрассудно, полагаясь на удачу и веря в счастливый исход.
Это, как в Гуляй Поле было волей!
В этом и заключается разница в их ментальности.
Свобода, позволяет строить новое, а воля, разрушает уже существующее!
Свидетельство о публикации №225072101177