Жизненные истории 16

Рассказ
Перед отъездом сватов из Астраханской области к Лене на минутку забежала хозяйка и принесла радостную весть: Онисим, один из парней, которые приезжали свататься, согласился встретиться с ней. Лена быстро привела себя в порядок, и они вышли. Михаил, взглянув в окно через десять минут, заметил, что Лена возвращается. «Не поговорили?» — спросил он, когда она вошла, слегка запыхавшись. «Нет, я договорилась встретиться с ним за селом, когда они будут уезжать. Онисим не осмелился на разговор при всех, объяснив, что в их традициях не принято общаться с женщинами после сватовства», — ответила Лена. Поскольку гости уезжали через час, Лена поторопила Михаила: «Миша, давай собирайся! Ты пойдешь со мной, захвати свою видеокамеру». Они вышли заранее, чтобы успеть перехватить Онисима за селом, но пришли раньше и ждали микроавтобус около получаса. Наконец гости подъехали, и Лена отвела Онисима в сторонку, попросив взять икону с собой. Сначала он не соглашался на съемку, но Лена убедила его, сославшись на свои исследования загадочного творчества художника Смирнова. Пока Михаил фотографировал икону «Спас Вседержитель», Лена расспрашивала Онисима о художнике и происхождении иконы. Водитель автобуса несколько раз сигналил им, подгоняя Онисима, пока его старший товарищ, похоже, наставник, не вышел и категорически не приказал ему зайти в автобус. Он беспрекословно подчинился. «Миша, ты успел заснять икону?» — с волнением спросила Лена. «Да, успел», — успокоил её Михаил. После отъезда автобуса Михаил и Лена пошли обратно в деревню окольной тропой, чтобы не привлекать внимания односельчан. По дороге Лена пересказала Михаилу разговор с Онисимом. «Смирнов, скорее всего, был там давным-давно, когда Онисим был ещё совсем маленьким мальчиком и его родители были живы. Его отец тогда был наставником в общине, и приезжий человек, вероятно, художник Смирнов, общался с ним. Потом они с его отцом уехали в большой город, скорее всего, в Москву. А потом Онисим смутно всё помнит, помнит только, как приезжали какие-то люди, искали что-то, и его матушку тоже увезли с собой. После этого никаких вестей от них не было. Он воспитывался с бабушкой, а икона, которую тот человек тогда привёз, так и осталась в их доме», — подытожила она, передавая Михаилу свой разговор с Онисимом. «Сложная ситуация», — произнёс Михаил. — «Этот разговор не разъяснил ситуацию, а лишь добавил загадок. Что на самом деле произошло, пока неясно». «Может, эта икона ; копия?» — задумчиво произнесла Лена. — «Но если это копия, значит, я не понимаю искусства, и мне нужно обогащать свои знания в этой области». Она разочарованно посмотрела на Михаила. Михаил попытался её успокоить, пообещав, что поможет ей во всем, что потребуется. «Для начала, — произнес он таинственным тоном, — у меня есть для тебя сюрприз. Пока ты мило общалась с Онисимом, я занимался съемкой иконы. И вот, посмотри, что у меня есть», — гордо показал он ей небольшой целлофановый пакетик. — «Это фрагменты краски с иконы.
Пусть на мне останется этот грех, но, завершив фотосъемку, я аккуратно соскоблил немного краски с угла ножом и собрал в пакетик, чтобы провести спектральный анализ». Лена засветилась радостью, прижала Михаила к себе и начала целовать, в восторге произнося: «Какой же я была несообразительной! Ведь теперь, благодаря спектральному анализу красок, мы без труда сможем определить время создания этой иконы». Её щёки слегка покраснели от переполнявших эмоций после демонстрации Михаилом образцов краски с иконы «Спас Вседержитель». С нетерпением она сообщила ему: «В АНО «Центр химических экспертиз» есть замечательный специалист, знакомый с моими родителями. Как только мы соберемся в Астраханскую область к староверу Онисиму, я сразу же позвоню им. Они свяжутся с дядей Борей — профессором и директором этого центра; он, я думаю, проведет спектральный анализ иконы по образцам краски, которые ты соскоблил». Лена хорошо знала дядю Борю, который несколько раз бывал у них в гостях. Они всегда с радостью встречали его, а, приезжая в Москву, всей семьей проводили у него по несколько дней. Иногда это происходило в его городской квартире, а летом — на профессорской даче в посёлке Малаховка, расположенном в Люберецком районе. Этот уголок славится своей историей: в конце XIX века здесь начался расцвет дачного общения и отдыха. Расстояние от МКАД до Малаховки составляет всего 30 километров, поэтому Лена была полностью уверена, что с организацией анализа не возникнет никаких трудностей. Лена, обладая глубоким пониманием, что такое спектральный анализ, начала подробно объяснять Михаилу его цели и нюансы: «Спектральный анализ краски иконы позволит нам получить ценнейшую информацию о её химическом составе и времени создания. Миша, благодаря этому анализу мы сможем узнать практически всё, что необходимо: определить концентрацию пигментов и связующих веществ на полотне. Например, изучение связующих позволяет выяснить, когда появились те или иные компоненты. Это, в свою очередь, поможет соотнести каждый слой краски с эпохой его нанесения. Изменения химического состава пигментов на протяжении времени по-разному отражаются на спектре. Но самое важное — это выявление более поздних наслоений, которые могли быть нанесены при реставрации картины. Снятие спектрограмм в разных точках полотна даст нам возможность определить, где и как проводилась реставрация, если она имела место. Что касается методов анализа, таких как рентгенофлуоресцентный анализ (РФА) или лазерный спектральный микроанализ (ЛСМА), это уже вопрос второстепенный», — завершила свою лекцию Лена. Михаил, хотя и не уловил и половины информации, старательно делал вид, что понимает, порой кивая головой и поддакивая. «Нам осталось только уговорить нашего деда Митрофана, наставника общины, чтобы он замолвил за нас словечко на сходе и поддержал нашу поездку в деревню Поморье. Тогда мы с тобой, Миша, с легким сердцем отправимся в гости к Онисиму и заодно заедем в Москву, чтобы провести спектральный анализ иконы», — завершила разговор Лена, радостно обняв своего любимого человека и в душе благодарная ему за сообразительность с образцами краски.
Прошла неделя с тех пор, как уехали сваты из Астраханской области. Лена с Михаилом всё так же трудились, помогая ухаживать за скотом. На полях почти вся работа была закончена, осталось убрать корнеплоды свёклы и вспахать под зиму поля, часть из которых была засеяна озимыми. Озимые — это однолетние растения, засеваемые осенью, зимующие под снегом и дающие урожай на следующий год. К озимым зерновым культурам относятся пшеница, рожь и ячмень. Озимая форма посева — это форма посева зерновой культуры, которая высевается осенью или в начале зимы. Такие растения дольше растут и развиваются, чем яровые культуры, и выдерживают более низкие температуры. Некоторые поля оставили под паром. Понятие «оставить под паром» подразумевает, что часть земельного участка остается необработанной и без посевов в течение определенного времени, обычно на год. Эта агротехническая мера применяется, например, при первых признаках истощения почвы с целью восстановления и повышения её плодородия. Работы стало намного меньше, чем в сезон, и Лена с Михаилом обратились к наставнику Митрофану с просьбой отпустить их на две недели в деревню Поморье. Они не вдавались в детали, лишь упомянули, что их привлекла икона, привезённая одним из гостей, Онисимом. К их радости, Митрофан согласился, оговорив только срок: «Елена и Михаил, я вас благословляю на поездку, но постарайтесь вернуться через десять дней. Нам предстоит много работы: нужно убрать и сохранить урожай свёклы, утеплить скотные дворы к зиме, да и техника ещё не поставлена в машинный двор. Так что жду вас ровно через десять дней». Им выделили микроавтобус, дали деньги на бензин и еду. Лена и Михаил поблагодарили деда Митрофана, непременно используя обращение «отче», поскольку в этом крае не принято просто говорить «спасибо». Вместо этого используются фразы «Спаси (тебя) Христос» или «Благодарю». Это связано с тем, что слово «спасибо» в сокращенной форме утрачивает благодатный смысл благословения. За время, проведённое здесь, Михаил и Лена узнали много нового.
Они выяснили, что в старообрядческой культуре существует особый стиль общения, учитывающий различные контексты. Так, вместо привычного «Здравствуйте» здесь принято говорить: «Здорово живёте!». Слова обычно сопровождаются поясным поклоном, который выражает уважение, чистоту помыслов и скромность. В дни молебнов приветствуют словами «Доброго здоровья!» с аналогичным поклоном. Обращения в старом обряде тоже имеют свои особенности: принято называть человека полным именем с отчеством. Староверы с почтением относятся к своим предкам, и использование полного имени — это часть традиции. К наставнику обращаются как к «отцу», что отражает духовную близость и уважение. Это характерно для беспоповцев, где наставники избираются общиной и ведут молельные службы, не совершая таинств, как это принято в других конфессиях. И Лена с Михаилом при разговоре с отцом Митрофаном старались использовать эти принятые здесь слова. Пообещав своему наставнику Митрофану исполнить его наказ, они запланировали поездку на послезавтра. В первую очередь им необходимо было добраться до ближайшего города, расположенного в ста километрах от их поселения. Затем Лена собиралась позвонить родителям, чтобы те связались с дядей Борей. Только после этого они намеревались отправиться в Москву для проведения спектрального анализа иконы. «Миша, выезжаем в три часа ночи, чтобы засветло оказаться в городе», — предупредила Лена мужа, чтобы он подготовил автомобиль, заправил его бензином и проверил все механизмы. «Наконец-то эта загадка будет разгадана! После спектрального анализа сразу станет ясно, кто написал картину и почему творчество художника Смирнова окутано столь большой тайной», — произнес Михаил, и его глаза загорелись интересом к исследованию этой запутанной истории.
Продолжение следует.


Рецензии