Портрет в раме - Оммаж

Оммаж ( от фр. hommage — признательность, дань уважения ) в искусстве — работа - подражание ( и жест уважения ) другому художнику, музыканту и т. п.  ( Википедия )   


18+
               
 
« Художник написал картину молодого человека, но когда юноша посмотрел на портрет, он себя на нём не узнал - с картины на него смотрел старик с седыми волосами и небритыми щеками, подбородком и шеей; морщины покрывали бороздами всё его потемневшее с возрастом лицо, как - будто в поле проехал трактор и оставил после себя борозды вспаханной земли, так жизнь, как трактор, оставляет следы на лице, делая его с годами неузнаваемым. Глаза отражали взгляд давно уставшего человека. Верхние веки складками нависали  над глазами; нижние морщинистыми мешками портили и так давно постаревшее лицо. Верхняя губа и участок лица под носом просели, показывая, что у старика нет зубов. Шея складками кожи напоминала шею черепахи.
 
- Вы наверное пошутили - произнёс юноша, - да разве я такой. У меня гладкое лицо, каштановые волосы до плеч... Мне только двадцать лет! И на картине явно не я..., там кто - то другой... - полуулыбка приподняла губы, в пространстве между ними забелели зубы. 
 
- Я хотел представить, каким Вы будете в старости, только и всего, думал, Вам увидеть себя в будущем будет интересно - сказал художник с прищуренными глазами, улыбаясь, смотря на красивого высокого юношу, молодость которого притягивала и не давала оторваться, невольно так и хотелось сказать: " Красив как Бог! " Юное лицо светилось какой - то странной притягательностью, формы лица дополняли неотразимость его, невольно думалось, что оно очень красивое, природа художником постаралась на совесть, как - будто она сама, создавая, очаровалась своим творением. Глаза отражали оптимизм и радость. Было видно, что юноша ещё не бреется: щёки и подбородок были гладкие. Кадык резко выделялся на худой длинной шее. - Интересно, а сколько Вы бы дали лет этому человеку... Я - то когда писал, не думал о годах, а просто " старик " и всё...
- Не знаю..., наверное, лет восемьдесят, девяносто...
- А девушка у Вас есть? - вопрос художника своей неожиданностью привёл юношу в смущения: он ещё не знакомился и даже об этом не думал, хотя секс его волновал и притягивал с неумолимой силой, но знакомство с противоположным полом ему казалось..., он сильно волновался и не знал как познакомиться. Секс ему казался чем - то таким, что может показать девушкам его эгоизм, желание удовлетвориться... Он хотел, чтобы они его видели серьёзным и устремленным, а не каким - то гулякой.

- какое  у тебя мягкое тело! Ты такая тёплая, как печка ...
- И ты не айсберг... Твоя страсть, как солнце, не то, что греет - плавит!
- Вера, так мы ещё такие молодые - мне двадцать пять и тебе ещё двадцать...
-А почему ещё? Уже!
-Ещё, Верунь, потому что для меня ты будешь всегда молодой. Твоё тело для меня никогда не будет старым! Я тебя просто обожаю...Обожаю твои глаза, волосы, нос, губы..., такой мягкий живот... Ну - ка, повернись на живот... Ого, какая попка! Давай я тебе массажик сделаю...
- Борь, не хулигань.
- Верунь, так природа! Разве я могу ей противиться. Ты думаешь, это я хочу..., не, это природа меня мучает. Я ничего с собой не могу поделать... Когда такое прекрасное тело рядом! Верунь, скажи, я тебе нравлюсь? Посмотри какое у меня тело, какие большие мышцы! Вот, потрогай, какие они крепкие!
- Борька, ты маньяк какой - то...сексуальный. Ты мне не то что нравишься, я когда о тебе думаю - возбуждаюсь. Ты меня привязал к себе своим телом... и лицом. Я когда впервые тебя увидела, подумала, что вот кому отдамся без ужимок, игры..., просто разденусь... и делай, что хочешь. У тебя сексапильное лицо - оно просто притягивает к себе, и ничего с собой нельзя поделать.
- Верка, скажи, ты просто выдумала. Раньше ничего такого ты мне не говорила.
-...какие у тебя упругие ягодицы, ммм, хочется их гладить и гладить
- Вер, мы как дети, забавляемся своими телами, как с игрушками..
- Так ты и есть моя игрушка - кукла, я тебя то одеваю в разные одежды, то раздеваю...
- Ага, когда раздеваешь, небось думаешь, а что там под штанишками..., ха - ха!
- Борь, прижмись ко мне, я хочу твои губы высосать, как  маньячка, все без остатка...Какие у тебя сладкие губы!
- А мне хочется в тебя...
- Ну, чего ждёшь..., глубже, давай, аааа!
- Ты чего кричишь?
- От удовольствия. Мне с тобой так приятно и сладко, что хочется кричать... Ого, какой ты страстный! Ты прямо мотор машины!
-...какое это удовольствие - секс! Захватывает всего и ты просто бессилен - делай с тобой что хочешь... в сексе человек уязвим, получается. Получается, секс - самое слабое место у человека! Он как раб, за природой следует беспрекословно... и, что самое интересное, о свободе и не помышляет; он её просто не желает...
- Борис, так ты оказывается не только маньяк, ты ещё и философ!
- Вер, дай я тебя пощекочю... Ты щекотки боишься...?
- Ой, щекотно, Борис, ну не надо...
- Надо, Верунь, надо...
- Ну, Борис, не надо...,ты хочешь, чтобы я умерла от щекотки...? Ой, шекотно!
- Вот видишь, как природа устроила, что мужчина на порядок сильнее вас. Мужчина, благодаря своим мышцам, может силой навязывать вам свою волю... А если ослушаетесь, так может и побить крепко... В общем, потому и слабый пол!
- Борь, меня ты не побьёшь, надеюсь?
- Верунь, да ты что! Я тебя на руках носить буду. Ты сокровище, которого люди порой ищут всю жизнь.
- Борь, а где ты такие красивые розы купил...? Дорого, небось.
- Где, где, в магазине... Зашёл и купил..
- Так прямо зашёл и купил?
- Ну да.
- А о чём ты думал, когда выбирал ?
- О чём, о чём, о цене, естественно. О чём ещё думают, когда покупают
- Как, о обо мне ты не думал?
- Думал, только уже когда вышел из магазина... Представил, какое у тебя будет лицо и выражение глаз...
- Небось, о сексе думал...
Верунь, для меня секс и ты - одно и тоже. Разницы вообще не вижу. Когда мне хочется удовольствия, я вспоминаю, как мы с тобой будем гладить и трогать друг друга...
- Борь, я ж говорю, ты маньяк какой - то.
- Верунь, с тобой я готов хоть всю жизнь быть маньяком. Дай мне по попке тебе ладошками пошлёпать. Шлёп, шлёп..., ну как, приятно!
...Ве - ра..., вот что я написал пальцем на твоей попке. Сейчас лаком покрою.. и в музей - на всеобщее обозрение. Так, где у нас лак для ногтей...?
- Ты что, серьёзно...?
- Конечно, чего мелочится. Такой красивой попке место только в музее..., правда, после меня! Сначала я - потом весь мир!
- Ха - ха - ха! Борис, так ты ещё и Наполеон!
- Ага, Наполеон секса! Вот это мой скипетр - символ власти... А это булава..., вторая запасная, хе - хе! Давай целоваться, мне уже опять хочется секса... Я какой - то неугомонный. Ты представляешь, мне всегда хочется секса...
- Странно, но как бы мы с тобой не крутились, не играли в сексуальные игры, что бы ни делали в сексе, всё в итоге укладывается в некий порядок...
- Что ты имеешь в виду?
- Ну..., мы как ключ и замок... Даже если бы мы захотели всё по другому, у нас ничего не получилось. Мужчина владеет и покрывает, он как хозяин, барин... Его положение в сексе - сила,  напор, агрессия, удовлетворения удовольствия и поз,  в которых ему хочется чувствовать свою значимость... Мужчина в сексе - это ключ, который входит и открывает, открывает путь жизни, роду...
Напористость мужчины в сексе - это напор самой природы, стремящийся продолжаться в индивидуумах.
Зато в сексе нет идеологии, политики; никто не поставит по стойке смирно... В сексе законы не пропишешь. За секс налоги не назначишь. От людей, государства человек свободен в сексе, как ни в чём. Парадокс: раб для природы, а для общества, государства - самый свободный, независимый... Никто свою волю в сексе не навяжет.
- А как же свобода где - нибудь в лесу, в тайге, например. Уж там - то свободы хоть отбавляй.
- Не скажи. Природа - тиран: шаг влево, шаг вправо... и всё,  считай себя покойником. Не, с природой договориться нельзя, только по её правилом, иначе, замучает... Чтобы это понять, достаточно заблудиться в лесу или ночью там оказаться...
На природе свободы нет. Если внимательно так посмотреть на развитие человечества, то увидим, как человек, развиваясь, обособлялся от природы. Построил города, как замена лесу, создал законы,  развивает промышленность и экономику - основа основ независимости от природы...
- Борь, так теперь и на природу не ходи?
- Почему, ходи, только помни, что ты крепостная, раба, а Природа - твой барин, хозяин... Природа делить свою власть не станет, даже и не мечтай.
- Ну, так к сексу это тоже относится.
- Относится. В сексе человек свободен не от природы, а от общества, государства...

»

 
Он проснулся и долго лежал, не открывая глаза. Жизнь сном на экране собственного мозга высвечивалась перед ним. Он лежал и думал, как быстро проходит время. Давно ли он учился в школе - помнит как вчера, а ему уже девяносто три года... Он давно уже смирился с зеркалом, со своим двойником по ту сторону стекла. Наконец он открыл глаза. На стене напротив дивана висела картина: когда - то давно - уже и не вcпомнить когда - его портрет написал художник. Это единственное, что его смиряло со временем, со своим возрастом... На него с картины в раме смотрел очень молодой человек - лет двадцати, не больше. Юное лицо светилось какой - то странной притягательностью, формы лица дополняли неотразимость его, невольно думалось, что оно очень красивое, художник постарался на совесть, как - будто он сам, создавая, очаровался своим творением. Глаза отражали оптимизм и радость. Было видно, что юноша ещё не бреется: щёки и подбородок были гладкие. Кадык резко выделялся на худой длинной шее. Полуулыбка на его лице приподняла губы, в пространстве между ними белели зубы. Гладкое лицо, каштановые волосы до плеч - всё подчёркивало молодость и красоту, как - будто молодость и красота неразрывно связаны друг с другом... Казалось, портрет посмеивается над ним, мол ты такой старый, а я через столько лет всё ещё молодой, двадцатилетний... Языком старик провёл по дёснам, лишний раз убеждаясь, что зубов нет. " Надо будет протез вставить... - подумалось ему - вон стакан с ним на столе стоит... "
 
« Неожиданно юноша сошёл с картины, став реально осязаемым, кого можно потрогать, ущипнуть... Старик удивился этому. " Так вот каким я стану, когда постарею как ты " - удивился юноша, обращаясь к старику, который сидел в кресле. " У тебя шея, как у черепахи..., неужели я таким когда - то стану...! "
" Не станешь  - ответил старик - ты же рисованный, весь из краски. »
 
Старик знал, что уже давно краски дали то тут, то там трещины - кракелюры, - да и картина давно уже постарела вместе с ним. Получается, что на портрете изображён юноша, а сама картина старая - как - будто юность в плену у старости или юность внутри старости... Он лежал и думал о проницательности своего мозга: ему уже столько лет, а мозг ещё может сложно мыслить: вот яйцо - идея, - а вот она, взмахнувшая крыльями и готовая улететь, чтобы воплотиться - так мысль, подобно птице, из головы, родясь, летит в пространство то, что может лишь приснится... тому, кто яблоком лицо скрывает...
Иногда он проваливался в сон, потом просыпался и удивлялся, что заснул.
 
« Старик сидел в кресле и смотрел на юношу. Тот что - то говорил ему, но старик не слышал его голос, он был как бы в прострации, оцепенении... Старик перевёл взгляд с юноши на картину: но картины не было, была только рама и пустой холст внутри неё. " ... пустое место - подумалось ему. - Юноша сошёл с пустого полотна, хм, странно! Это потому что я не помню прошлое - забыл, а помню только себя... Забавно встретить себя из прошлого. "
- А как твоё имя? - спросил старик юношу.
- Борис - последовал короткий ответ.
- Так ты, значит, из прошлого, моего прошлого; ты - это я в прошлом. Тебе уже семьдесят три года..., не такой уж ты молодой, только делаешь вид, что а - ля молодой; ты - старик!
- Да я... - не успел юноша что - то сказать в ответ, как тело его стало меняться: и в считанные секунды он превратился в старика.
 
Гроб стоял на подиуме - на небольшом возвышении - без крышки. Покойник лежал под белым покрывалом и только голова была открыта. Недвижность умершего символизировала конец его жизни, его устремлений, желаний..., как - будто яйцо скатилось со стола и... полёт птицы прервался на лету... »    
 
Старик открыл глаза и не увидел на стене картину. " Хм, как странно, а где же она...? " И только посмотрев вниз, он увидел её на полу.  Она лежала недвижно лицом вверх... Портрет всё также смотрел, улыбаясь, оголив слегка белые зубы. Всё также молодость красками излучала картина.   
 
« Похороны прошли быстро. Гроб засыпали землёй и все разошлись. Через месяц поставили надгробие с фотографией: на ней был улыбающийся молодой человек - так захотел умерший: чтобы фотография на могиле была помещена его ещё молодого. Он и после смерти не хотел, чтобы видели его старым. »
 
Старик лежал недвижно и спал, как - будто умер... Он больше не просыпался. Какие он видел сны никто никогда не узнает. Он спал тихо и долго. Ему незачем было рано просыпаться. 
 
Июль 2025
Санкт - Петербург


Рецензии