Что же такое поэт Сергей Есенин

       Что же такое поэт Сергей Есенин….
     Мысли одна за другой льются, только успевай ловить. Первый день Петровского Поста, Апостольский пост.  Когда слышу Евангелие : « Глаго;ла ему; тре;тiе: Си;моне Ио;нинъ, лю;биши ли Мя;? Оскорб;; [же] Пе;тръ, я;ко рече; ему; тре;тiе: лю;биши ли Мя;? И глаго;ла Ему;: Го;споди, Ты; вся; в;;си: Ты; в;;си, я;ко люблю; Тя. Глаго;ла ему; Иису;съ: паси; о;вцы Моя;.»
 Евангелие от От Иоанна, гл. 21 стих 17
« Петр опечалился, что Иисус спросил его в третий раз: «Любишь ли ты Меня?» — и ответил: — Господи, Ты знаешь всё, Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус сказал ему: — Паси Моих овец.»-перевод.
Пасти, значит ни на минуту  не упускать из виду, и, главное, не потерять. А вот кто же Сергея Есенина не  смог сохранить, как талантливого поэта. Ведь его жизнь сплошные взрывы и падения. И Все имеет трагическую окраску.
Когда-то, работая в филармонии,  будучи уже крепким мастером художественного Слова,  добившись успеха и признания публики, я делала  большие литературные работы, так называемые , литературные полотна .возила на гастроли по всей стране. Программы разные ,и, в том числе, и поэзия Есенина. Моя   мама очень любила Есенина. Рассказывала, что когда он был запрещен, они с подругами  переписывали книги поэта в  тетради  и хранили, скорее прятали,  на чердаках, в потайных местах. Она мне его и читала и пела. У меня зародилась мечта  побывать на родине Есенина. Помнится, были   80 е годы. Классическая культура еще держалась и пользовалась интересом. И вот в моем гастрольном  графике стоя Рязань, а это значит Константиново-музей Сергея Есенина. Когда я шла по улице Константиново, где был дом-музей Есенина,  я увидела, что дома с наличниками, как и у бабушки в Нижней Салде. В окошках цветы, обязательно, очень красивые-тяга к прекрасному. И на доме Есенина, я тоже увидела наличники, потом деревянное крыльцо со ступеньками, как  у моей бабушки.. В комнатах  очень знакомую мебель, буфет с посудой, комод с ящичками, на кроватях подушки должны быть взбитыми - особая красота.. А еще  половики белые самотканые, в ручную сделаны, прямо как у моей бабушке-белые, храню до сих пор бабушкины половики. Расстелены и у меня до сих пор на полу, ну не чудо ли, эти русские половики ! Это наша русская картинка.-белые дорожки на полу, чистые, всегда  их стирали. Вот вам Русская Изба - и Русский дух и Русью пахнет. Русь ,ты моя Русь, домотканная. Не помню, были ли иконы, власть – то была советская, да и у бабушки где-то в уголке висела  и  не заметишь. Но зато у бабушки на маленьком резном стоике лежало Евангелие, которое мне бабушка читала, потому   что я все время просила бабушку  почитать эту книгу, слушаю, слушаю и  не понимаю.. Но бабушка  мне поясняла: «Это особая книга. Священное писание». А потом разные притчи мне рассказывала, да еще и пела, красиво так, говорила, что певчей была в церкви. Мне еще  в советское время, открывались  эти духовные понятия  через мою бабушку. Она  же в этом духе  была воспитана. И вот  когда я ходила по музею в Константиново, я этот русский дух, как у бабушки, видела и чувствовала. Значит и Сергея Есенина растили в духовности, в вере к Богу, в любви к своему русскому, к природе…я ходила и дышала этим родным простором, этим  воздухом с соловьями. Вспоминаю  и думаю, как же этот русский соловей и в России – то, в родной России,  был запрещен. А потому и был запрещен, потому что  этого русского поэта заметила и обласкала вниманием Царская Семья, а Великая  Княгиня Елизавета Федоровн  подарила ему икону Серия Радонежского,  его  небесного покровителя. Он  рожден в Державной России ,и был ее гражданином и почитал царя, и моя бабушка говорила, что при царе они хорошо жили    и непонятно зачем его убрали. А как не  вспомнить «Общество возрождения художественной Руси» Это же Государь Николай Второй  благословил создать, и  поддержать  русских  художников, поэтов таких, как Васнецов, Нестеров, Ремезов,  и крестьянские поэты Н Клюев и С. Есенин.
Вот ведь не говорят, что  Есенин был обласкан Царской Семьей. Ведь Государыня Александра Федоровна      разрешила написать Ей посвящение, и он же  написал на сборнике  « Голубень» «благоговейно посвящаю Александре Федоровне»(Царице) Он стоял с Царской Семьей на службе    в Царском селе, он дышал с ними одним воздухом, он читал им стихи, он посвящал им стихи и читал им свои посвящения, его приглашали, он своими глазами видел этих девушек –княжон, а с младшей Анастасией он даже прогулялся по парку, и посвятил этим юным созданиям  пророческие строчки « В багровом зареве закат шипуч и пенен,/  березки белые горят в своих венцах.. и конец:  О, помолись, Святая  Магдалина, за их судьбу…»  И как он мог так тонко ощутить и сердцем увидеть  их трагическую гибель? Его русскую душу и Григорий Распутин рассмотрел,  услышал и понял….Значит, общаясь с ними, он уже видел мученические венцы. И как  же точно надо было чувствовать время, чтобы увидеть трагический их конец. Он был очень приближен к Царской Семье, и своим талантливым видением поэта он предвидел  трагедию России, а значит и трагедию русской деревни. И видел все в багровом зареве заката. Он идет в армию, чтобы ехать на фронт, и дает клятву верности Государю на Евангелии и Кресте. И потом, когда приезжает в Царское, где уже нет Семьи, и  где он читал Им стихи и где он  гулял по аллеям с Вел Кн. Анастасией, он снова дает клятву верности Государю, но уже группе монархических офицеров, готовивших спасение  арестованной Семьи. Конечно, Советское литературоведение не пропускало этих страниц, очень важных для поэта в понимании общей трагедии, а, главное, это была трагедия внутренней души поэта Есенина, от которой он так и не смог освободиться, и, может, утешился, забывался в винном спасении. Его русскую душу и Григорий Распутин рассмотрел,  услышал и понял. И сегодня, когда открываются архивы злодеяний большевиков –революционеров. Это подтверждает душа Русского поэта Есенина тоже была жестоко простреляна.
Потом его  по-разному воспринимали и понимали, А, скорее, просто не понимали.
И  когда он пришел к эстетам на знаменитую башню поэтов Серебряного века, его и там  не поняли и не приняли. Почему? Потому что для них он был чужой и не понятный. Представьте, он пришел  в русских валенках, русской  шапке, тулупе-все деревенское,  громоздкое, тяжелое, пахнущее навозом, -ДЕРЕВНЯ-поэт таким быть  не может, а  он-то  и был русский поэт  из глубинки, понятый и принятый Царской Семьей, он нес народную  самобытность, а  они  этого то не увидели ,и не услышали  в нем русского соловья.  И жестоко над ним простым, очень  естественным, надсмеялись. Он с горечью вспоминал язвительную фразу Зинаиды Гиппиус. « Какие на Вас оригинальные гетры». Так она назвала его деревенские валенки. «Змея, Гиппиус» - вспоминал  обиду он. Да, рассмотреть талант - не всем дается этот дар- взять да и раскрыть. Зато  его смог рассмотреть  Александр Блок, увидев его в русской рубахе. Вот у него-то  был дар увидеть талант. И, конечно, это было для Сергея Есенина поддержкой его творческого начала ,  и потом знаком  дальнейшего признания. И как же важна была эта оценка для молодого Есенина. Если признал Блок, то с этим уже нельзя не считаться. Сам Блок. Так Сереже повезло с Блоком.
Мне навсегда запомнилась фраза экскурсовода :  «Соловьи его научили петь». Особый соловьиный рай и русская православная  духовность. И чтобы в его жизни не происходило, и в кого бы он не влюблялся, и в каких бы странах не был, даже там жил….. соловьиная природа глубинной Руси не отпускала  его никогда, и все это живет в его бессмертных стихах, в его поэмах, в его ритмах, в его мелодиях.  Русскость поэта Есенина уникальна. Она окрашена жестоким убийством Царской Семьи.
Народная артистка России  Тамара Воронина
Г. Екатеринбург
21 июля 2025г.


Рецензии
Доброго дня, Тамара!
Спасибо за публикацию. Для меня это открытие, что Есенин был знаком с семьей царя и обласкан ею. По возрасту я ещё довоенный. Главным поэтом нам тогда называли Маяковского. Вот я на него и "навалился", читал, заучивал, благодарил за работу "Как делать стихи". Знал и его реплику по поводу кончины Есенина: "В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней». Впервые строки Есенина услышал я на улице в Кузбасском городе Осинники. Был это 1953 год. Их на ходу декламировал возбуждённый мужчина средних лет. "И тебе в вечернем синем мраке \Часто видится одно и то ж:\Будто кто-то мне в кабацкой драке\ Саданул под сердце финский нож". Я остолбенел! Ведь это стихи! Но чьи? Не этого же мужика? Так и не узнал. Как-то постепенно, из разных источников доходила до меня поэзия Есенина. И вот в начале семидесятых годов вдруг его стихи стали распевать и со сцены, и по радио, и дома! Тогда и я много узнал о поэте и полюбил его стихи. А сегодня Вы добавили очень ценные штрихи к его биографии. Боже, как же трудно было этому деревенскому пареньку в той ожесточенной обстановке! И всё же он разглядел пользу революции.
Спасибо Вам за воспоминания!
Творческих Вам радостей!
Василий.

Василий Храмцов   22.07.2025 12:17     Заявить о нарушении
Благодарю Вас,Василий.Желаю творческих удач.

Тамара Воронина 2   26.07.2025 19:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.