Затяжные прыжки воробьёв
Подходил к окну квартиры, расположенной на одиннадцатом этаже, просто для проверки направления ветра и визуальной оценки погоды. И обратил внимание на РЕГУЛЯРНОЕ странное поведение воробьёв, которых, как всех остальных птиц, подкармливаю аккуратно уже несколько десятков лет.
Картина такая: Воробушки залетают на выступы здания на уровне третьего этажа. Посидев там пару секунд, взлетают на два-три, а то и четыре этажа выше. Опять, короткий отдых, и снова перелёт вверх. Набрав высоту на уровне последних этажей нашего девятнадцатиэтажного здания, отдыхают там полминуты-минуту, затем стремительный затяжной прыжое вниз по крутой параболе, которая вблизи к её вершине переходит в почти параллельный поверхности земли полёт с посадкой на вершине какого-нибудь дерева. И это НЕ некий одиночный, из ряда вон выходящий, случай, а довольно частые «затяжные прыжки без открытия парашюта», коим у птичек являются их крылья.
У хищных птиц понятно, они падают к выбранной жертве с высоты, выставив когти.
Но зачем это делать воробушкам?
Несколько предположений.
Возможно, видеть летающую муху сверху им гораздо удобней, чем снизу, сияющее яркой синевой небо, если смотреть снизу, слепит и не даёт увидеть муху. А сверху на фоне относительно тёмной почвы, отражающие солнечный свет блестящие крылья мухи сразу бросаются в глаза.
Другое предположение: Их гнездо свито где-то около верхушки дерева и добраться до него легче сверху, чем пробиваясь сквозь ветки и плотную листву снизу.
Думаю, что второе предположение ближе к истине – подобрав на земле какую-нибудь пищу, они сначала, держа её в клюве, вскарабкиваются повыше, а затем в крутом пике летят к гнезду.
Самое заметное в их поведении -- это как раз их упорная регулярность в исполнени этой аэробатики! Помногу раз в течение часа!
Интересно, что у голубей такого никогда не замечал. Голуби – птицы более сильные и летуны несравненно лучшие, чем крохотные воробушки.
И питаться им нужно реже – чем меньше живое существо, тем больше у него отношение площади поверхности тела к объёму, а значит, для теплокровных, потери тепла больше. Поэтому самое маленькое млекопитающее – землеройка, весом всего в два грамма, чтобы обеспечить своё существование, должна есть почти непрерывно.
Задевал как-то эту тему, анализируя грубую ошибку учёных Лилипутии, которые считали, что, коль скоро Гулливер в двенадцать раз больше лилипутов, то и есть он должен в 1728 раз больше пищи, чем рядовой лилипут.
То же отношение поверхности к объёму, является важным и для актиноурана 235. НЕ «критическая масса» должна быть фактором, определяющим «взрывную» способность урана или плутония, в именно КРИТИЧЕСКОЕ СООТНОШЕНИЕ поверхности и объёма. Если тончайшая плёнка урана раскатана на десятки квадратных километров, масса её может быть тонны и десятки тонн, а никакого взрыва не произойдёт, ибо «утечка свободных быстрых нейтронов» будет настолько велика, что никакой лавинообразной реакции (а не «цепной») быть не может. Значит не будет и взрыва.
А воробушки – птички умненькие!
20 VII 2025
Свидетельство о публикации №225072100039