Капица Сергей физик-океанолог!! 23ч

 ПристАв к берегу 'острова Путятин,
  а по названию мОря,- Японское,-
   группа Капицы,- группа-Ка
поспешили разгрузить буксир, и едва вещи
экспедиции были приведены более-менее
    в относительный порядок,
 помчались на подводную экскурсию.

Первое, что поразило — это исключительно
    чистая и прозрачная вода !!!
Морской ландшафт, манящий исследователей
  любого уровня, стАтуса и любительства
  просматривался в десятки метров.
Температура воды 18–20 °C, и как им сказали,
...держится на протяжении всего лета
.........почти без колебаний.

Физики-«кинооператоры» А. Мигдал и С. Капица
не выпускали из рук киноаппарата и старались
  зафиксировать на плёнку как можно
    больше интересных эпизодов.
Им удалось снять момент, когда кальмар,
помещенный в белое эмалированное ведро,
   мгновенно за доли секунд менял
свою окраску и становился прозрачным.
....Если же подводили темный фон,
кальмар становился темно-коричневым.

  Через микроскоп киноаппаратом КС-50
    снимали изменения цвета кальмара.
Аппарат не был предназначен для микросъемки
и пришлось сделать много приспособлений,
чтобы получить микрофотографии кожи кальмара.

__________Сохранились фото_______:
На сейнере Главный оператор за работой.
В один из солнечных дней на сЕйнере.
 Главный оператор за работой.

  В один из солнечных дней А. Мигдал
увлекся съёмкой зарослей морской капусты.
Помогая ему, группа обнаружила отвесную скалу,
    поросшую актиниями* и водорослями.
Картину дополняли большие колонии морских ежей
и скопления звезд. Опускаясь с киноаппаратом,
старались снять панораму стены и показать,
как меняется цвет и характер растительности
   морского дна с увеличением глубины.

Это было важно не только для всего фильма,
но и для анализа возможностей киносъёмки
   будущих подводных фильмов в СССР.

С помощью отснятого материала в дальнейшем
можно было проанализировать, на какой глубине
  ещё можно производить цветную киносъемку,
как увеличивается освещенность снимаемого
    предмета за счёт света,
   отражённого от морского дна.

У этой живописной стены группа и отсняла
ныряние в маске и ластах, а также сбор
морских звезд и переход ко второму эпизоду
  фильма — погружению в аквалангах.

К этому "Капишники" готовились особенно тщательно:
заправку аквалангов сжатым воздухом группа-Ка
 могла производить двумя способами:
у них был компрессор с бензиновым двигателем,
  фильтром и соединительными трубками;
были транспортные баллоны со сжатым воздухом
под давлением 150 атмосфер, что позволяло иметь
в запасе некоторое количество сжатого воздуха
и в любой момент быстро заряжать акваланги.

_________Сохранилось фото:________
А Б Мигдал Ольга Северцева с добычей

Много времени "Ка-группа" уделяла
 и подводному фотографированию.
  У них было два фотобокса:
первый фотобокс представлял собой простую
  герметическую коробку из силумина,
в которой находился фотоаппарат «Зоркий-3»
с объективом «Юпитер-12»; ручки управления
  были выведены наружу через сальник.
Конструкция оказалась простой и безотказной
в работе и этим аппаратом Капица Сергей
сделал около двухсот подводных снимков !

Второй их фотобокс имел более сложную конструкцию:
в герметическую коробку из органического стекла
толщиной в 10 мм был помещен фотоаппарат «Ленинград»,
там же была смонтирована электрическая схема
и размещена батарея на 300 Вт для лампы-вспышки.

Благодаря этому можно было снимать на больших глубинах
при малой освещенности. Аркадий Мигдал фотографировал
морских ежей камерой со вспышкой, а Сергей Капица
фиксировал на кинопленку момент фотографирования —
  так начинался в их фильме эпизод погружения
в аквалангах с корабля к обравам бЕрега.

Бывали случаи, когда группа попадала в сильные
течения и их относило далеко от места погружения.
Страхующий в лодке внимательно следил за течением
и пузырями от аквалангиста. На этой лодке всегда
был запасной акваланг. Направление и скорость
течения определить с берега не всегда было возможно
и море преподносило неожиданные сюрпризы !

 Однажды Капица с Ольгой Северцевой
   попали в очень сильное течение:
под нами быстро проносилась панорама дна!
Сопротивляться течению было бесполезно.
Они всплыли на поверхность и оказалось,-
  их выносило в открытое море !!!
К счастью, лодка вовремя пришла на помощь
  и они благополучно вернулись !

 Привезли все плёнки — это больше двух часов —
  и проявили их в лабораториях Мосфильма.

  И тут группа-Ка допустила ошибку:
все девять коробок с проявленной плёнкой
  сразу-жЖже понесли к своим шефам —
Калатозова и Урусевским — и вместе сели смотреть.

Всем крутят наши пленки — и мы в полном ужасе:
  видят, что сделаны все возможные ошибки,
.......характерные для новичков.....
Единственное, чего группе удалось избежать,—
  это плёнки совсем не экспонированной
или экспонированной дважды, но все остальные
....возможные ошибки были налицо......

 "Капицники" были в полном расстройстве,-
ибо им  казалось, что весь труд, целый месяц
 тяжёлой работы — всё коту под хвост.

 И тут Урусевский поворачивается, говорит:
«- Знаешь, Мишако, пожалуй, из этого
 можно сделать одну приличную часть.»

  Мастер увидел-таки жемчужное зерно!
После "Ка-группа" поняли, что прежде чем
   показывать кому-нибудь материал,
  надо было просмотреть его самим
 и выкинуть треть, если не половину !

С помощью студии научно-популярных фильмов
группа смонтировала вполне сносный фильм
на 15 минут, который назвали посто:
   «Над нами Японское море».

 Закадровый текст наговорил Мигдал
  и была специально написана музыка.

 Тогда группа-Ка сдружились с молодым
  композитором Колей Сидельниковым*,
он и сочинил музыку, причём в манере
........додекафонической*........,
которая была тогда страшным образом запрещена.

К счастью, в кинематографии никто не знал,
....что такое додекафоническая манера....,
а если "капИцинцев" спрашивали за стиль,
   они отвечали, что это подражание
«Коньку-Горбунку» Римского-Корсакова...

  Фильм был отпечатан тиражом ажЖж
в 1000 экземпляров и вышел на экраны
         по всему СССР !!!

Мигдал всегда был известен тем,
   что очень любил розыгрыши.

  Но вот у Капицы Сергея появился случай
       разыграть самого Мигдала..:
дело в том, что во время экспедиции
група-Ка получили поддержку от военных моряков,
  когда очень помог адмирал Исаков*!
Когда сделали фильм, то показали его морякам,
и они были очень растроганы: многие просят помочь,
.....а затЕмм — даже не поблагодарят......
___________И всё-таки,-
   в результате знакомства,-
у них наладились дружеские отношения !


Рецензии