Капица Сергей физик-океанолог!! 22ч

Через некоторое время гуппа Капицы узнала,
...что из лаборатории Г. М. Франка*,
отправляется экспедиция на Дальний Восток,
чтобы изучать распространение импульса
...по нервному волокну кальмара...

Кальмар — очень любопытная тварь,
головоногий моллюск, у него 10 ног
и он перемещается как реактивный снаряд,
выбрасывая из себя струю воды.

Вдоль его тела тянется толстый нерв,
который управляет работой мускула,
выбрасывающего воду, этот нерв —
один из классических объектов нейрофизиологии.

Мы никогда не видели кальмаров, но заявили,
что готовы их добывать для научных целей,
  и присоседились к этой экспедиции.
 
  В Институте биофизики Сергей Капица
   обнаружил киноаппарат: стоИт ящик
никем не тронутый, а в нем в полном комплекте
профессиональный 35-миллиметровый киноаппарат
КС-50Б с заводной ручкой, очень простой и надежный,
такими снималась кинохроника во время войны.

Я спросил, можно-ли воспользоваться этим аппаратом
    и получил утвердительный ответ;
Витя Суетин сделал к нему герметический бокс.

Теперь для подводной съемки нам не хватало
    только умения снимать кино.
   Через Людмилу Ильиничну Толстую*
группа-К познакомились с Михаилом Калатозовым*
   — он был тогда на вершине славы,
 его фильм «Летят журавли» получил
  первый приз Каннского фестиваля !!

За дружбу с вдовой Алексея Николаевича Толстого*,
   его прозвали «КинематоГраф».
"КапИшники" попросили Калатозова научить азам
кинематографического искусства не-мЕдля !

 Михаил Константинович пригласил всех
с Мигдалом на Мосфильм, где он в это время
  снимал фильм «Неотправленное письмо».

Он посоветовал сразу снимать на 35-мм пленку,
хотя это в двадцать раз дороже, чем 8-мм,
 и вместе с Урусевским объяснил основные
    элементы сИнема-ремесла'.

 Оказалось, что правила очень простые:
 сценарий писать не нужно, достаточно
«сценарной концепции». Звучит очень гордо,
но означает всего лишь, что надо точно знать,
что ты делаешь на каком Уровне и для кого-чего!

"КапИцникам" объяснили про преемственность
 движения в кадре, основные представления
монтажного движения; эти принципы кинематографии
 очень помогли при работе на телевидении.
  А что-же касается операторской работы,
.....то главное — не вертеть камерой....

Это Урусевский* может снимать, вертя камерой,
 этим он и вошёл в историю кинематографии,
а "капИцных" научили просто менять планы:
   общий, панорамный и близкий план,
 ибо трансфокаторов тогда ещё не было.
Оказалось, что в одной части не должно быть
...больше одного панорамного кадра......

  Разумеется,- ассистент оператора показал,
как обращаться с камерой, и научил проявлять
 цветную плёнку в экспедиционных условиях,
 чтобы проверять правильность экспозиции.

 Перед отъездом нужно сделать эталон:
взять нормально экспонированную пленку,
часть её проявить в черно-белом проявителе,
...а другую оставить непроявленной.....
 
Когда снимаешь под водой, условия неизвестны,
и для того чтобы определить, насколько хороша
экспозиция, надо проявить снятую под водой
пленку вместе с куском эталонной и сравнить.
К-группа все это освоили и отсняли под водой
на Дальнем Востоке полторы тысячи метров пленки.

...Тогда были идиллические времена..:
во Владивосток летели без посадки
..и билет стоил ещё 130 рублей...

В самолет можно было пронести все, что угодно:
помню, у меня были свинцовые противовесы
для погружений — пояса по 10 килограмм каждый;
я с двумя такими поясами сел в самолёт,
......и никто не заметил этого......

 Капишники плавали вокруг острова Путятин.
Этот остров назван в честь вице-адмирала Путятина*,
  кой в середине XIX века присоединил
к российской империи залив Петра Великого
и положил начало торговым и дипломатическим
 тёртым отношениям с Японией !!!

 "Капицников" было пять человек
 и они провели там полтора месяца.
С ними поехала и Таня,- жена Сергея Капицы,
 но она не плавала, а готовила всем еду !
А такое стОит дОрого в тех условиях !!!

  Приехав на место, группа-К выяснила,
что ловить кальмаров совершенно бессмысленно:
......их там ловят тоннами....!!!

Этой белковой пищей кормят местных лисиц
  на здешних зверофермах...
И более того, один раз Капица Сергей
  решил попробовать поймать кальмара:
он забрался в сеть, которой их ловят,
но не смог увидеть ни одного кальмара..;
  ибо они моментально маскируются
под окружающие условия и становятся прозрачными...

 Капица чувствовал, как они прошмыгивают
мимо него нагло, но он ничего не видел...
Их ловить — это всё равно, что ловить стрижей
....сачком, летая на воздушном шаре.
Вот тогда и сосредоточились на съемках кино.

Летом 1958 года подводную группу "капИцных"
пригласили участвовать в комплексной экспедиции,
 организованной аж солидной конторой,-
Институтом биофизики Академии наук СССР !

Экспедиция вела работы на Японском море
в заливе Петра Великого; для работы была
выбрана прибрежная полоса острова Путятин.

 Группа-К, которую возглавил А. Мигдал,*
должна была помочь биологам ловить кальмаров.

  Вторая задача была не менее важной —
заснять фильм о том, как ловят головоногих!

Кроме того, "капИшники" решили снять
цветной фильм о возможности развития
 подводного спорта на Японском море.

Вся группа-Ка с волнением ждали посещения
  мест, где ещё не ступали ласты
 ни одного спортсмена-подводника !!

Подготовка к экспедиции на Японское море
  началась незадолго до выезда.
"Капицники" прочитали всю имеющуюся у них
 литературу о фауне и флоре Японского моря;
получили консультации у биологов и ихтиологов.

    Сконструировали подводный бокс
для широкопленочного киноаппарата КС-50.
   Этот киноаппарат представляет собой
портативную кинокамеру с пружинным заводом.
Полного завода пружины хватает только для 30 м
пленки, что в дальнейшем явилось существенным
...недостатком для подводной съемки.....

   При посадке в УХ-самолет СССР,- Ту-Ту,-
у группы-Ка оказалось много лишнего груза.
....Багаж принимать отказались...
"Капицины" очутились в том же положении,
что и известный подводный исследователь
австриец Ханс Хаас: он набил карманы свинцовыми
грузиками и этим уменьшил вес багажа на 17 кг...

  Тю,- и все последовали его примеру.
«ТУ-104» быстро доставил группу во Владивосток.
   Оттуда до острова Путятин добирались
на маленьком буксире рыболовецкого комбината.

Стоял пасмурный день, сеял мелкий дождь,
по-местному — мОрось. При выходе из бухты
Золотой Рог их остановил пограничный катер!
 «Капицники» приблизились к нему,
  а их капитан прокричал в рупор:
     «Прошу добро Путятин !»

   Через несколько минут услышали ответ
с пограничного катера: «Даю добро Путятин!»


Рецензии