Космическая гонка
Мне тогда ещё не исполнилось 10 лет, я перешла в 3-й класс, но уже больше года интересовалась космическими исследованиями. О полёте Юрия Гагарина я знала по рассказам старших, как и о других полётах первых космонавтов. Не помню ни передач, ни статей 1966 года о первом выходе человека – Алексея Леонова - в открытый космос. Первое событие, которое меня очень огорчило и потому запомнилось, – это гибель космонавта Владимира Комарова в апреле 1967 года, когда при посадке не раскрылись оба парашюта спускаемого аппарата «Союза-1». Мне, тогда семилетней девочке, стало очень жалко нашего космонавта № 7. А потом в марте 1968 года при выполнении учебного полёта погиб Юрий Гагарин. Вот это меня потрясло! Я отлично помню национальный траур и похороны Гагарина, как их показывали по телевизору. Мы смотрели и плакали, вся семья, а моя бабушка Надя молилась и говорила, что Бог забрал у нас космонавта № 1 за наши грехи…
Эта трагедия всколыхнула во мне огромный интерес к космонавтике и вообще к космическим исследованиям, я даже мечтала стать астрономом. Учась во втором классе, я прочитала много книг на космическую тему. Это были популярные детские книги по астрономии и книги о наших космонавтах. В 3-м классе я начала собирать марки на тему освоения космоса (часть из них сохранилась, см. вложение). Помнится, дефицитную польскую марку к 500-летию Николая Коперника я у кого-то выменяла, а остальные мне покупали родители.
И вот первый человек на Луне! Это здорово, но жаль, что не советский космонавт, а американец. Я спросила у своего папы Николая Алексеевича Егорова, который разбирался в вопросах космонавтики, почему так, ведь мы раньше всегда опережали США в космосе? Папа предположил, что в США, вероятно, нашли более эффективные технические решения, чем в СССР, что наши тоже готовятся и, может быть, скоро полетят на Луну. Папа обратил моё внимание на публикации в газете «Правда» (мы ее выписывали) о прилунении американцев и выходе астронавтов на Луну, и я помню эти заметки, как и объявления дикторов советского телевидения, но телевизионных трансляций не помню. Как выяснилось, у нас высадка астронавтов на Луне и не транслировалось по центральному телевидению. Жаль! Ведь и старт, и выход на Луну, и приводнение экипажа на Земле транслировалась США в прямом эфире. Потом я ещё читала об этом в журналах «Наука и жизнь» и «Знание - сила» и рассматривала фотографии: они там были более качественными и понятными, чем в газетах.
И ещё папа высказал предположение, что лунные пилотируемые экспедиции продлятся недолго, что американцы или наши выполнят первоначальную программу, а продолжат лунные и планетарные исследования с помощью автоматических станций и планетоходов. Причиной он называл огромную дороговизну пилотируемых полётов (потом я узнала, что ежегодно США тратили на космос до 0,8% валового внутреннего продукта США – почти столько же шло тогда на все военные расходы) и опасность этих полётов (вспомните аварийный полет «Аполона-13», но и во всех других были какие-то неполадки). Тут папа как в воду глядел. Обе пилотируемые лунные программы – американская и советская – были свернуты в 1972 году, но причины разные. Американцы в целом план исследований выполнили: высаживались 6 раз в разных местах видимой стороны Луны, ездили по ней на электромобиле (хочется сказать луномобиле), привезли около 382 кг лунного грунта и пород, установили научную аппаратуру, провели различные измерения и т.д. Продолжать дорогущие полёты американцам стало нецелесообразно. Советским космонавтам так и не удалось совершить полёт к Луне, не случилось даже ни одного успешного старта тяжёлой ракеты Н1 (высотой на старте 113 метров!), этот проект оказался неудачным. Но зато 2 советских лунохода бороздили поверхность Луны, автоматические станции вокруг нашего естественного спутника летали и исследовали его… И не только его, а ещё и Венеру (удачно) и Марс (менее удачно). Обе страны активно практиковали орбитальные полёты вокруг Земли, космические станции, запускали спутники связи, а США отправляли зонды в дальний космос – к Юпитеру, Сатурну, Урану, Нептуну, Плутону и дальше…
Нил Армстронг в конце мая – начале июня 1970 г. посетил СССР, сделал доклад на научной конференции в Ленинграде, побывал в Новосибирском Академгородке, в Москве, в Звездном городке, общался с советскими космонавтами, учеными и государственными деятелями, на приёме у А.Н. Косыгина подарил ему маленький контейнер с лунным грунтом и небольшой флаг СССР, который вместе с 129 флагами других государств побывал с астронавтами на Луне. Теперь эти дары – музейные экспонаты (на фото). Нил Армстронг был очень интересный и разносторонний человек: опытный лётчик, астронавт, ученый и инженер. Именно он, совершая полёт на корабле «Джемини-8», осуществил в 1966 году первую в мире стыковку космических объектов, но после расстыковки едва не погиб от аварийного быстрого вращения корабля, которое далеко не сразу удалось остановить с помощью двигателей… Кстати, Нил – ровесник моего папы Николая Алексеевича.
Я специально подобрала для этого поста материалы советских газет и не самые известные фотоснимки, на которых видна Земля над поверхностью Луны (первый – астронавта Андерса с окололунной орбиты, сделанный из иллюминатора «Аполлона-8», второй – с лунным модулем «Аполлона-11» - сделан с поверхности Луны). Также на снимках Олдрин, устанавливающий сейсмическую станцию; Армстронг, убирающий собранный лунный грунт в специальный контейнер лунного модуля, и многочисленные следы на лунной пыли от «калош» астронавтов. Как поётся в песне: «На пыльных тропинках далёких планет останутся наши следы». Однако лунная пыль очень цепкая и вредная, она состоит из микроскопических колючих частиц, которые между собой сцепляются, как цемент, прицепляются к любым поверхностям - попробуй стряхни. Для людей при снятии скафандра лунная пыль может оказаться сильным аллергеном. Эти лунные «колючки» остаются такими, потому что на Луне нет атмосферы и нечему их отшлифовать после того, как микрометеориты выбили их из лунных пород. Ещё на одном снимке Нил Армстронг на Дворцовой площади с космонавтом Георгием Береговым и учеными.
Популярные снимки я не стала приводить потому, что среди них немало фальсифицированных. Уже много лет разгоняется сначала в печати, а потом и в огромных масштабах в интернете теория так называемого «лунного заговора» или даже «лунного сговора» США и СССР. Причем так настырно и в таких объемах, что чуть ли не половина россиян и четверть американцев в пресловутый заговор верят. Сторонники данной конспирологической теории считают, что никакого освоения Луны (а также исследования космическими зондами других планет) американцы не совершили, а свои достижения фальсифицировали (телетрансляции, фото- и киносъемки, телеметрию, лунный грунт и т.д.), сняли все на Земле или в павильонах Голливуда (в доказательство приводятся частенько фото и видео со съемок художественных фильмов или тренировок астронавтов, а то и фальсификат настоящих снимков). В общем, ловкие американские авантюристы и лжецы, мол, надули весь мир, чтобы их возвеличивали и считали победителями в космической гонке, а выделенные огромные средства разошлись по карманам высокопоставленных участников программы. Руководители СССР всю эту ложь принимали ради каких-то благ (разрядка международной напряженности, возможность иметь компромат для шантажа США и прочее). Такое преимущественно распространяют, конечно, не специалисты, а журналисты (едва ли не сразу после полёта «Аполлона-11» начали) и ныне блоггеры, тут развернута целая PR-индустрия и крутятся большие деньги, можно и прославиться, и обогатиться…
Однако наш президент Владимир Путин назвал «лунный заговор» полной чушью. И он, разумеется, прав. В СССР очень пристально следили за лунной программой США, поскольку она имела и военные цели, что было важно для нашей безопасности. Наши инженеры создали специальное оборудование, чтобы напрямую отслеживать телеметрию с космических кораблей и переговоры экипажей, а также телевизионные сигналы, которые доходили, правда, ослабленными. Советская внешняя разведка тоже не дремала, а разведчиков на мякине не проведёшь. В обеих странах в лунной гонке были заняты многотысячные научные и производственные коллективы, а в США также крупные частные компании. Это не какая-то там игра «веришь – не веришь», а серьезное соревнование двух мировых держав на пределе их возможностей. К тому же, по мнению специалистов, подделать лунный грунт невозможно, как и фальсифицировать лунные трансляции с околоземной орбиты или с Земли. Космонавт и конструктор космических кораблей Константин Феоктистов так писал в своей книге «Траектория жизни. Между вчера и завтра»: «Когда Армстронг, Олдрин и Коллинз летели на Луну, наши приёмные радиосредства принимали сигналы с борта „Аполлона-11“, разговоры, телевизионную картинку о выходе на поверхность Луны. Устроить такую мистификацию, наверное, не менее сложно, чем настоящую экспедицию. Для этого надо было бы заранее высадить на поверхность Луны телевизионный ретранслятор и проверить его работу (с передачей на Землю) опять же заранее. А в дни имитации экспедиции нужно было отправить на Луну радиоретранслятор для имитации радиосвязи „Аполлона“ с Землёй на траектории полёта к Луне. Да и масштабы работ по „Аполлону“ они не скрывали. А то, что они мне показывали в Хьюстоне в 1969 году (Центр управления, стенды, лаборатории), заводы в Лос-Анджелесе по изготовлению кораблей „Аполлон“ и вернувшиеся на Землю спускаемые аппараты, по этой логике должно было быть имитацией?! Слишком сложно и слишком смешно».
О том же писали и другие космонавты и ученые. Их мнение основано на точном знании, а не на вере. Однако что-либо доказать адептам «лунного заговора» практически невозможно, для них он нечто вроде постулата или «священной коровы». Как писано в Евангелии от Луки, «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят».
Нам же в те годы, когда американцы высаживались на Луну, даже в голову не приходило, что это может быть надувательством. Мой отец очень хорошо разбирался в технике, работал заместителем начальника конструкторско-технологического отдела крупного оборонного завода, участвовавшего и в советских космических программах в числе других коллективов. И он знал, а не верил. Вместе с ним и все мы, хотя он нам ничего лишнего не рассказывал.
Ступая на Луну, Нил Армстронг сказал: «Это небольшой шаг для одного человека, но гигантский скачок для всего человечества». Он, как и Юрий Гагарин, чувствовал себя в космосе представителем не только своей страны, но и всей планеты Земля. И был прав.
Свидетельство о публикации №225072100857
Фахретдин Биктимиров 24.07.2025 13:07 Заявить о нарушении
Елена Николаевна Егорова 24.07.2025 13:58 Заявить о нарушении