Путешествие в Сибирь. гл. 10. На спуске колонны

                               
                На спуске колонны
                (репортаж)
               
                ч. 1
    
        В три часа ночи полетела коробка передач. Это стало очевидно для всех,
кто находился на буровой: вместо привычного гудения валов послышались перебои и скрежет металла. Бурение пришлось прекратить.
        Как выяснилось, полетела коническая шестерня и подшипник на ведомом валу. Через несколько часов вертолёт МИ-8 доставил на буровую ремонтную бригаду во главе с инженером-механиком А. Швейдом. Также были доставлены коническая шестерня и ведомый вал для буровой установки БУ-75.
       
        Коническую шестерню заменили быстро, а вот с подшипником горячей посадки провозились полдня. Чтобы не терять время, решили заменить и ведомый вал. К буровой подогнали трактор. Стальной трос от него перекинули через одну
из горизонтальных балок в верхней части вышки, после чего трактор стал отъезжать, а вал -- медленно подниматься вверх.
        За верёвку, привязанную к валу, ухватились почти все, кто был на буровой.
        -- Раз, два, взяли! –- скомандовал дизелист Михаил Фанаков.
        Вся операция продолжалась до тех пор, пока вал не оказался на земле. Установка нового вала прошла в обратном порядке.

       В коробке передач слесари обнаружили сколотые зубья от конической шестерни. У зубьев гладкая поверхность излома,
что происходит обычно от усталости металла. Да и на самой шестерне отчётливо видны маленькие трещины.
       Этим станком бурили уже пятую скважину,
и неудивительно, что оборудование уже изрядно износилось.
      
       Только закончили ремонт коробки передач, как возникла новая неисправность: в компрессоре «съело» шпонку.
Перерыв все ящики у слесарей, нашли старую шпонку, которая как раз подходила по размерам. Оставалось только отремонтировать воздухораспределитель.
        А. Швейд по рации передал его чертёж на базу, где в ремонтном цехе изготовили точную копию. Через восемь часов вертолёт доставил устройство на буровую площадку. Началась финальная сборка.

        Спали ремонтники урывками, а их руководитель, Швейд, практически не ложился. Только он заберётся под марлевый полог в балке, чтобы вздремнуть часок-другой, как его тут же вызывают на буровую для консультаций.
        Руки у ремонтников по локоть в машинном масле. И сколько ни вытирай их ветошью, это не помогает. Через несколько минут руки снова оказываются в масле.
        Через двое суток после начала ремонтных работ аварийную бригаду после короткого отдыха направили на ликвидацию новой аварии.

               *              *               *              *            
               
                ч. 2

       После начала буровых работ, настроение в бригаде А. Исаева заметно улучшилось. Казалось, даже дизели прибавили обороты. Первым делом начали спускать бурильную колонну. Молодой помбур Анатолий Голушкин, высокий парень
с вьющимися волосами, забрался на верхнюю части вышки.

       Восемь стальных промасленных канатов, поблескивая на солнце, продвинули мимо люльки, в которой стоял помбур, талевой блок и остановились в тот самый момент, когда элеватор поравнялся с люлькой, Анатолий схватил вершину «свечи», снял её с «пальца» и бросил на элеватор, затем защёлкнул замок.  Его движения были точными, быстрыми, хорошо рассчитанными.
       Подталевый крюкоблок поднял «свечу», в это время Анатолий придерживал её верёвкой, чтобы она не раскачивалась,
а помбуры внизу, поймав нижний конец, установили его на торец бурильной колонны.
         
       Вроде бы нехитрая работа у верхового –- кидай и кидай «свечи» на элеватор. Но стоит ему зазеваться и не закрыть замок элеватора, как вся тяжеленная громада металла может упасть на людей или буровая колонна уйдёт в забой. Тогда попробуй её оттуда достать.

       Хорошо работать в прохладный летний день. А как работать зимой, когда температура опускается до минус пятидесяти градусов? И нет времени спуститься вниз, чтобы обогреться –- спуск происходит непрерывно. Но именно в таких условиях проявляется мужество и стойкость человека, закаляется его характер.
 
       «Низовые» помбуры, поставив «свечу» на торец бурильной колонны, надевают на неё ключ ПБК и отходят в сторону. Взвыв, как тысяча чертей, ключ вращается вокруг «свечи», навинчивая её на колонну.  Серая смазка, выступая на серебристом металле, стекает вниз тонким ручейком. Буровая дрожит и грохочет, как во время землетрясения.

       Освободившись от элеватора, «свеча» уходит в землю. За полтора часа вся бурильная колонна была спущена в скважину
на глубину 1204 метра. Ризабек Шихметов, который управлял талевой системой вытирает пот со лба –- спуск завершён.
Но из-за аварии потеряно двое суток -– теперь нужно наверстывать. Дорог каждый день, каждый час. Ведь в этом году бригада мастера А. Исаева поставила перед собой цель -- пробурить 25 тысяч метров горных пород. И можно не сомневаться, что эта цель будет достигнута.
==================================================
«Свеча» -- это неразъёмные бурильные трубы. В состав «свечи» может входить от двух до четырех труб.
Элеватор –- это замок, устройство для захвата труб.
               
http://proza.ru/2025/06/19/1637         


Рецензии