Жизнь и я. Заметка девятнадцатая. Свободная
Со вступлением заканчиваю, перехожу к сути. В одной из предыдущих заметок я уже вскользь останавливался на теме идентификации и самоидентификации человека. В последнее время, этот вопрос нет, нет, да и всплывает в голове. Если всплывает, попробую его визуализировать в виде текста и может быть, разобраться. Кстати, поймал себя на мысли, что не могу записывать текст на бумаге ручкой или карандашом. Только на клавиатуре. Вспоминаю, что папа тоже практически все печатал на пишущей машинке, даже письма мне в спортивный лагерь. Генетика.
Свой- чужой. На каких уровнях сознания и подсознания происходит эта идентификация? Как инфузория- туфелька отличает свою родственницу от амёбы? И нужна ли здесь высшая нервная деятельность, или эти коды прописаны в изначальной редакции. Ответа у меня нет. Поговорю всё-таки о людях. Просто людей я знаю немного лучше, чем инфузорию- туфельку.
Объединение по родственным связям, самое древнее и устойчивое в человеческом обществе. Здесь всё понятно- есть родители, сестры, братья. Далее – бабушки, дедушки, тетки, дядья, двоюродные братья и сестры и далее, и далее.
Толщина веревки, связывающей нас, меняется в зависимости от родства. Родители, братья, сестры- к ним ты прикован на всю жизнь, хочется или нет. Дальнейший уровень связей уже слабее и чем дальше по родовому дереву, тем они становятся тоньше и тоньше. В семьях, где родовые связи являются определяющими, эти тонкие связи искусственно поддерживаются, но в этом случае, ты не застрахован от внезапного прибытия в гости троюродной тетки из Саратова, со всей семьей, конечно. Но и сам можешь обратиться к любому сидящему на твоем генеалогическом древе.
Такая связь с родственниками и взаимная поддержка, конечно, идёт из нашего крестьянского прошлого. Только большой семьей, «толокой», как рассказывала моя мама, можно было выжить. «Толока – это традиционная форма организации труда в сельской местности, когда жители деревни сообща выполняют какую-либо работу, требующую большого количества работников, например, сбор урожая, строительство дома или другие работы.». Деревенская пастораль канула в лету , люди переехали в города, но привычные связи сохранили. А где еще можно было остановиться, приехав в другой город, как не у родственников? Вопрос с гостиницей в советское время не рассматривался.
Воспоминания из детства: Мариуполь, тогда Жданов. Прокуренная квартира дяди Жоры, с вечно открытыми балконами и окнами. Сквозняк, разгоняющий солнечные зайчики горячего южного солнца. Дядя Жора- маленький, сухой, в холщовых брюках и майке-алкоголичке с Беломором в руке. Одесса. Богатая квартира с ванной и шикарным книжным шкафом с собраниями сочинений. Именно там я прочитал «Затерянный мир» Конан-Дойла. Кто жил в этой квартире и как они выглядели даже отдаленно не помню. Но точно родственники. Думаю, что и конечная точка южного маршрута выбиралась не по туристическим проспектам, а по наличию готовых приютить родственников.
Стали жить лучше. В материальном плане, конечно. Необходимость в поддержании связей с дальними и не очень родственниками как-то сошла на нет. При путешествии в города и веси ночёвка на матрасе в кухне у родственников даже в страшном сне не привидится. Хорошо ли это или мы что-то потеряли? Думаю, что время всё расставит по местам.
Недавно прочитал роман об амазонках. В том числе и о сложном укладе жизни внутри племени воительниц. Каждая амазонка состояла в трех тройках с другими. В одной она была ученицей, в другой наставницей, а в третьей – партнером. Кроме того, в племени соблюдалась сложная иерархия, где все знали своих родственниц до самого дальнего колена. Вся жизнь понятна и регламентирован, как пчелиный улей.
Как не парадоксально, наличие большого количества правил и законов, неукоснительно соблюдающихся, приводят к внутренней свободе и отсутствии рефлексии о смыслах и целях своего существования. Ты знаешь кто ты и зачем ты здесь.
Поэтому, когда посетивший племя амазонок Тезей рассказывал о прелестях свободных демократических Афин, то понят не был. Как может рассуждать о свободе человек из народа, загнавшего сам себя в каменные коробки, и утратившего связи с другими людьми и целым миром.
Для меня родственные связи заканчивались на двоюродных братьях и сестрах. И то эти связи зачастую были мимолетными. Всё было достаточно прозаично. Отправляют тебя на два месяца к бабушке Гале в Лиозно- твои двоюродные сестры становятся лучшими подругами. Вернулся домой- необходимость в общении отпала. Написал и вижу, что как-то цинично получается. Хотя я думаю, что и сестры меня не особо вспоминали. Или встретишься с родственниками на юбилее. Как хорошо, что встретились, надо общаться, ведь мы же семья. Праздник закончился и всё. Даже совместных фото не увидишь.
Как-то так произошло, что садовник жизни обрезал мое генеалогическое дерево, оставив только несколько основных стволов. На что он надеялся, на новые побеги? Кстати, вы знаете, что оливковые деревья изначально расщепляют на три ствола, что бы солнце попадало в середину. Оливки живут тысячи лет, и в Греции я видел обрезанные практически до основания этих трех стволов пни. Жизнь, как всегда, побеждала и старые пни зеленелись новыми ветвями.
Мы разбегаемся. Как Вселенная, после Большого взрыва продолжает разлетаться, так и мы отдаляемся от своих родственников. Современный человек, как ему кажется, не нуждается в безусловной поддержке членов своего клана. Он самодостаточен, живет в комфортабельном отдельном жилище (вспомни каменную коробку), окружен современными гаджетами и иллюзией общения в виде социальных сетей и интернета.
Хорошо, если связывается со своими родителями пару раз в месяц. А дни рождения двоюродных сестер и братьев записаны в календарь. Но в большинстве случаев ты их и не поздравляешь. В прошлом году не поздравил и ничего не случилось. Надо звонить, расспрашивать о неинтересных тебе вещах, всяких малознакомых и забытых людях. Зачем?
«Я свободен ...» - поется в песне группы Ария. А что такое свобода? Все помнят представление о свободе как об осознанной необходимости. Авторство этого изречения всё-таки приписывают Баруху Спинозе. И если верить ему, то свободы, как абсолютной пустоты белого листа, с возможностью писать всё что хочешь не существует. Природа это, кстати, подтверждает. В хирургии любое свободное пространство организмом тут-же заполняется. Только что была полость, раз и уже заполнена какой-то тканевой жидкостью.
Отсутствие четкой иерархии, понятных социальных связей и целеполагания у нас, коллективных животных приводят к одиночеству и, как следствие к попытке создать собственные правила и установки. Так появляется многообразие во всех его проявлениях.
Заполнив свое представление о жизни голубыми волосами, боди- позитивом, небинарными сущностями, хобихорсингом … люди все равно сбиваются в стаи, но уже не по родственному признаку. И, надо понимать, что никакой «толоки» в данном объединении не предвидится, вместе пахать и сеять никто не пойдет. Максимум, по команде из социальных сетей, выйдут на акцию в поддержку таких же угнетенных. Извините, если кото-то невольно обидел.
Человеку необходима стая. Миллионы лет эволюции в одночасье не выкинешь на помойку. Как говорит мой старший товарищ: «Я так люблю одиночество, и особенно люблю чтобы было кому рассказать, как мне хорошо одному.» Семейный связи становятся слабее, человек вырывается на простор и тут же окружает себя новыми иерархиями, сообществами, ранговыми отношениями. Скауты, элитные гольф-клубы, объединения охотников и рыболовов, спортивные клубы и многое и многое. Суррогат родовых отношений с правилами, распорядком, взносами и подчинением. Нашел свою стаю и свое место в ней, может быть даже отвоевал, и всё, ты на какое-то время счастлив.
А чем были плохи семейные праздники, в которых участвовало четыре поколения? Бутылка водки покупалась одна на весь вечер, и ты мог тихонько подсесть к пьющим поближе и слушать их рассказы, а потом набраться смелости, залезть на табуретку и громким голосом прочитать стих. И слушать аплодисменты, кланяться и знать , что тебя действительно любят, не за то, что ты хорошо прочитал стих, а за то , что ты свой, родной.
Человечество движется по спирали, раз за разом возвращаясь, наступая на грабли, и, ничему не научившись, прыгает с обрыва. Всё уже было, и всё еще будет, а может, в соответствии с современными физическими теориями всё и происходит сейчас. Но код определения свой- чужой выжжен в наших душах Божественным пламенем. И, видимо, без него никак.
Теперь мораль. Немного отвлеченная. Свобода человека, как это понимал Спиноза, в понимании смысла своих действий. Получается, что свободным человека делает мысль, понимание. Тот, кто просто слепо подчиняется обстоятельствам - не свободен. Тот, кто понимает, что это за обстоятельства, к чему они ведут, и может руководить своим поведением, исходя из этого знания – свободен.
Свидетельство о публикации №225072201026