Как старик Григорий доктора искал

В Неведомом краю, в Старосельском районе, аккурат на краю леса у излучины Серебристой реки стояла маленькая деревня Уллинья. Крепкие домики, укрытые благодарными кронами яблонь широко раскинулись по всему склону от леса до реки. Неспешные жители деревеньки  знали друг друга наперечёт. Двери домов никто не запирал, заборов никто не городил. Вместе строились, вместе и хлеб жали. На самом краю деревеньки, под раскидистым тысячелетним дубом на холме, где только и можно было усмотреть страрую малохоженную дорогу, жил старик Григорий. Много лет назад пришел он в эти края, уставший от городской  суеты. Прижился по-маленьку. Рыбачил, да пчел водил.  И справлялся со всем хозяйством одной рукой. Где и как потерял он вторую помощницу никто не интересовался, да и сам он почти забыл. За долгие годы он научился рубить дрова одной рукой, ловко крутил горшки на гончарном круге и дарил  доброе слово каждому прохожему.
     Спокойно и размеренно шла жизнь в Уллинье. Да только одним июньским утром  собрался местный доктор Иван Петрович и уехал в город Дальний, где по его словам «жизнь кипела ключом и было больше возможностей заработать».
Оставшись без своего верного лекаря, жители Уллиньи отправились к Григорию, единственному человеку, способному совершить путешествие в далекие города и найти замену Ивану Петровичу. 
-Нужен нам доктор. Изба новая есть, огород добрый. Только  бы прижился на наших просторах .
Пару дней думал Григорий, примерялся, а на третий день собрался. Взял дорожный рюкзак, собрал в дорогу еды да воды родниковой, паспорт, да зарядку телефонную и отправился в путь через поля по старой заросшей дороге прямо на железнодорожную станцию. А там уже сел на поезд в сторону Большого города.
 Город встретил его гулом машин, дымкой смога и чужим шумом улиц. Старик смотрел широко раскрытыми глазами вокруг, удивляясь такому скоплению людей и каменных громадин. В деревне каждый угол был знаком и понятен, а тут мир сразу вырос до необъятности, каждый перекрёсток становился новым препятствием, а за каждым поворотом улица была полна неожиданностей.
Освоившись по-маленьку, Григорий поспрошал прохожих и направился к огромной поликлинике в центре города. Но там его встретила длинная очередь раздражённых горожан, недовольных медлительностью врачей и бюрократией.Аккуратно присел Григорий  у входа и ждал. Очередь по-тихоньку таяла. Подошла к нему грузная уставшая женщина в белом халате и спросила:
— Вам к кому, дедушка?
Григорий посмотрел ей прямо в глаза и ответил мягко:
— Ищу хорошего доктора для нашей деревни...
Женщина улыбнулась печально и вздохнула:
— Знаете, дедушка, хорошие врачи сейчас редкость стали. Все хотят денег побольше да славы погромче...
 Прошел Григорий  все кабинеты. Отвечал на строгие вопросы. Сам заглядывал в глаза, спрашивал про жизнь. К вечеру уж и сил не осталось. Не нашел он нужного специалиста.  Собралась вроде одна девушка-студентка с ним в деревню. Расчувствовалась, услышав про красоту неведомой Уллиньи, да к утру передумала. Сказала, что учится ей еще надо.
Каждое утро выходил старик из тесной комнатки вокзальной гостиницы  и  отправлялся в путь через бесконечные переулки и площади. Усталый и растерянный, он брел мимо витрин, рекламных щитов и равнодушных людей, чувствуя всю тщету своих усилий.
Однажды вечером, свернув в тихий дворик между высокими домами, Григорий заметил одинокого мужчину, сидящего на скамейке под ярким желтом светом фонаря. Григорий бы и не обратил на него внимания, да сам притомился очень и присел на ту же скамейку.  С интересом деревенского жителя рассматривал он соседа.  Мужчина был молод ещё, но выглядел сильно утомленным жизнью: плечи были опущены, взгляд тусклый и рассеянный, дорогой костюм под тонкой целлюлозной ветровкой непонятного оттенка. По виду — типичный городской служащий среднего звена, прозябающий в рутинной работе и личной апатии.
- Здравствуйте. Ждёте кого?
Молодой человек растерянно оглянулся :
- Это вы мне?
- Ну-ток здесь более никого и нет.
Выдержав долгую паузу, мужчина протянул неспешно:
- Просто.
Григорий, оживился на продолжение беседы:
 - Скажите-ка мне, добрый человек... Не знаете ли вы хорошего доктора? Мне бы толкового надо найти...
Мужчина поднял голову, посмотрел на Григория пустым взглядом, вздохнул глубоко и медленно ответил:
— Знаю одного отличного специалиста. Живёт недалеко отсюда, доктор Игнатович Андрей Сергеевич. Только вот беда — работает он сейчас в частной клинике, а значит дорого берёт за визит. У вас есть деньги?
Старик опустил глаза, смущённо кашлянул:
— Денег-то маловато будет...
Молодой мужчина задумался, помолчал немного и долго протянул:
— Что? Очень доктор нужен? – он сказал на отсутствующую руку старика.
Нужен очень. Только вот настоящий нужен. Я тут от всей деревни.
Через длительную тишину горожанин удивился:
- Так ты не для себя.
- И для себя и для всех.
Так началась странная дружба старого деревенского жителя и молодого городского чиновника Павла Петровича Смирнова. Павел жил одиноко, жизнь текла однообразно и бесцельно, день сменялся днём без ярких событий и переживаний. Встреча с Григорием неожиданно встряхнула его душу, пробудила давно забытые чувства доброты и сострадания. В тот памятный вечер он позвал старика к себе, в гости на чай с пряниками и выслушал неспешную историю про жителей Уллиньи. И где-то  в глубине души позавидовал  такой жизни. Без отчетов и совещаний, без дедлайнов и бесконечных новостей и без дорожных пробок каждое утро. Никто в деревенской глуши не стремился в депутаты или не строил огромные пустующие галереи. Даже банка у них ее было. Не было в Уллиньи и важных инспекций, не было и филиалов корпораций. Павел Петрович даже пытался найти деревеньку на карте, да был Старосельский уезд в таком уголке меж двух рек и трех дорог, что на картах значился как зеленое поле.
Утром рано собрались Павел Петрович и старик Григорий   в серьезнейшую городскую контору -  Большой отдел здравоохранения. Там Павел Петрович достал нужные бланки, заполнил  нужные заявления и уже вместе с Григорием занесли они заявления и запросы в нужные кабинеты. К обеду старик так  устал  уже от тесной рубахи, от узкого налстука и от бесконечных повторяющихся вопросов, что умоляюще попросил:
- Павел Петрович, может оно здесь без меня всё  справится ? Я бы уж домой, коли дело такое долгое выходит.
 Отпустил чиновник старика с миром в милую деревню. Сам до поезда проводил. И уверил, что обязательно будет хороший доктор к ним в Уллинью.
В Старосельский район на берег Серебристой реки телеграмма прилетела раньше, чем вернулся старик.  «Новым сельским врачом назначен доктор Иван Петрович Смолин, прибудет незамедлительно». Вся деревня встречала Григория радостно, с пирогами и гармонью.
Прошло около месяца, и, действительно, в Уллинью  прибыл молодой доктор. Вместе с ним приехала его милая супруга Мария Петровна, женщина мягкая и нежная, полная заботы о муже. Выделили им избу знатную, сад богатый.  Иван Петрович  для порядку сделал обход жителей.  Особо болезненных не нашел и удивился – пошто старик так горячо хлопотал .
- Здоровы у вас все.
- Это ничего,  – радостно улыбался ему Григорий. Они с молодым доктором третий день вместе рыбачили по утрам. – При хорошем докторе всё  надежнее.
А к обеду  ждала Смолина  молодая супруга с пирогами и молоком.  Посмотрела на мужа ласково и произнесла:
— Видишь, Николай Иванович, каким рассудительным человеком ты становишься вдали от шума города. Вот уже и лицом порозовел.  И не кричишь больше.
А к осени  переехал на Серебристую  речку и Павел Петрович. К старику Григорию жильцом да помощником. Ох и много он вещей привез. А книг больше всего.  В одной избе места не хватило.  Пришлось отдельную строить. Но это уже совсем другая история.
А старый Григорий жил ещё долго после тех событий, радуясь миру и покою родного края, зная, что дела его живут дольше самого человека, оставляя светлый след в сердцах других людей.


Рецензии