13. Воскрешение мертвеца

13. ВОСКРЕШЕНИЕ МЕРТВЕЦА. Славянские вторжения середины 6 столетия были для Империи крайне разорительны, мягко говоря, неприятны, но они не несли за собой потерь территорий, и все ограничивалось лишь грабежами, да насилием. Бесспорно, что слово «лишь» в данном контексте звучит весьма цинично, и, тем не менее, именно благодаря этому «лишь», Юстиниан мог позволить себе смотреть на славянскую проблему несколько иначе, чем, скажем, на проблему персидскую или германскую. А потому, махнув рукой на людские и материальные потери на севере, император вплотную занялся территориальными приобретениями на западе.
 
В 551 году византийцы высадились в Испании, разгромили вестготов и отвоевали у них юг полуострова. Еще через год началось мощное наступление имперских войск на Апеннинах. Остготы были разгромлены, их король Тотила погиб в сражении. К 555 году вся Италия была очищена от варваров и целиком вошла в состав Византийской Империи. Юстиниан с упорством фанатика шел к достижению своей цели, не считаясь с потерями.

В 559 году склавины и булгары вновь переправились через Дунай и тремя отрядами прошлись по Фракии и Македонии, разоряя то, что еще каким-то чудом уцелело после предыдущих вторжений. От стен Константинополя их опять с большим трудом отогнал престарелый Велизарий, специально ради этого возвращенный из отставки.

Примерно в эти же годы резко осложнилась обстановка в Северном Причерноморье.

В середине 50-х годов 6 столетия в районе Алтайских гор и Семиречья возник Тюркский Каганат, ядром которого стали гуннские племена и их сородичи, вошедшие в историю под общим именем «тюрки». Каганат просуществовал недолго, но этого времени ему оказалось более чем достаточно для того, чтобы подчинить своему влиянию всю Среднюю Азию, Южную Сибирь и Монголию. Тюрки разгромили эфталитов в междуречье Сырдарьи и Амударьи, выбили с берегов Волги хазар и выгнали из степей Татарии сильное полуоседлое племя огров или обров, которых считают последним «скифским» осколком в Средней Азии. Хазары и обры в поисках пристанища отступили к Кавказу и начали накатываться на Алванию и Атропену. Чтобы отразить эти набеги иранцам пришлось срочно укреплять «Железные Ворота» и строить громадную дербентскую стену, один конец которой упирался в неприступную горную крепость, а другой уходил далеко в море. В конце концов, шах Хосров сумел-таки разгромить и рассеять орды степняков, однако вслед за хазарами тут же явились эфталиты. Почти одновременно на юге зашевелились арабы. Персам пришлось даже обращаться за помощью к тюркскому кагану. Все это заставило Хосрова спешно сворачивать боевые действия на западном фронте и договариваться с византийцами о мире. В 562 году был заключен мирный договор, по которому греки удержали за собой Лазику, а Сванетия и другие части Грузии отошли к Персии.

Константинополь также был крайне обеспокоен возросшей активностью кочевников, ибо это могло представлять угрозу для его владений в Северном Причерноморье. В 550-х годах в степях Причерноморья объявились обры, более известные в Европе как авары. Юстиниан, желая защитить свои владения в Крыму и на Кавказе, поспешил заключить с аварами взаимовыгодное соглашение, тем более что они на первых порах действовали под «крышей» сильного аланского царя Саросия. При этом не обошлось без подарков и больших денежных выплат. Чтобы хоть как-то оправдать свои немалые расходы, Юстиниан перенаправил азиатский удар от границ Империи в центр Европы против беспокойных славян.

В 565 году византийский император Юстиниан I Великий умер. Он так и не сумел выполнить свое намерение возродить Империю в границах времен Траяна. Со смертью главного утописта 6 века канули в вечность и надежды на воскрешение Великой Империи. Всем стало ясно, что выкопать останки римского великана из могилы и вернуть его к жизни силой оружия уже не удастся. Юстиниану это удалось только наполовину. Однако и его великан уж очень сильно смахивал на зомби и признаки жизни подавал лишь до той поры, пока был жив его творец. Сразу после смерти византийского Франкенштейна из Центральной и Восточной Европы в Империю немедленно нахлынули новые толпы «могильщиков», которые покидали истлевшие останки обратно в яму, завалили их глиной и камнями, а саму могилу сравняли с землей. В 565 - 568 годах лангобарды, уступившие долины Дуная аварами, рассовали свой небогатый скарб по повозкам, посадили туда же жен и детей и всей своей массой обрушились на Северную Италию. До-смерти напугав бедных итальянцев своими татуированными, косматыми, выкрашенными в зеленый цвет лицами, они двухсоттысячной ордой прокатились по полуострову, грабя уже и без того разграбленные города и повсеместно оседая на новых землях. Вместе с лангобардами шли саксы, свевы, булгары и славяне. Византийцам удалось отстоять только Равенну. Оборону всей остальной территории пришлось взять в свои руки местной знати и Западной Церкви. Папе Григорию стоило больших трудов уберечь от штурма Рим.

Римская Церковь в ту эпоху переживала не самые лучшие свои времена. Под властью варваров она начала заметно отставать от своей византийской соседки, особенно в плане просвещения. В то время как в Константинополе велись тонкие и сложные споры о догматах, в совершенно разоренном Риме боролись за выживание и старательно копили деньги. Некоторые папы и читать-то толком не умели. Главным козырем при избрании нового кандидата на папский престол считалось его умение петь псалмы и способность трактовать их сокровенный смысл. Суеверия и предрассудки стали главными составляющими западной церковной догмы. Попирая ногами могилу святого Петра, папы грозили кулаком всему остальному миру и обещали отомстить варварам за разорение Рима, возродив могущество Вечного Города руками самих же варваров. Святые отцы вовсе не собирались идти по стопам Юстиниана и выкапывать из земли бренные останки великой империи. Для этого требовались солдаты и оружие, а у «батюшек» не было ни того, ни другого. Зато у них в руках было «Слово Божье» - этакое волшебное заклинание, при умелом использовании которого можно было добиться власти, в том числе и над теми, у кого и оружия и войск было предостаточно. В укреплении своего влияния на соседние страны и на сильных мира сего святые отцы видели единственный путь к воскрешению Римской Империи, сначала к духовному, а затем и к территориальному.


Рецензии