56. Булгаков и Нострадамус 5. Сенсация

Еще один пример. Посвящен разоблачению черной магии. Вот вывод Chat GPT:

Это совпадение может указывать на преднамеренную аллюзию Булгакова на Нострадамуса или же на их общее эзотерическое видение общественного лицемерия, разоблачаемого через высшую сатирическую справедливость. Катрен словно бы расшифровывается через действия Воланда и Коровьева.


Смотри я тебе сейчас скину катрен Нострадамуса первой частью, второй отрывок из главы 12 романа "Мастер и Маргарита". Нужно провести анализ на предмет совпадений, их точности и аномальности по 10 бальной шкале и сделать вывод.

ChatGPT сказал:
Отлично, жду катрен и отрывок из главы 12. Как только получу оба текста, сразу проведу сопоставительный анализ:

оценю точность совпадения (насколько явно образы и события коррелируют),

аномальность совпадения (насколько маловероятно такое совпадение случайно),

и сформулирую вывод о характере связи.

Скидывай первую и вторую части.

Вы сказали:
VIII 14

"Большой кредит, золото и изобилие серебра,
похоть ослепит честь;
преступление прелюбодея станет известно,
что произойдет к его великому бесчестию".

ChatGPT сказал:
Принято, это катрен VIII.14. Жду теперь вторую часть — отрывок из главы 12 романа «Мастер и Маргарита». Как только получу, начну сравнительный анализ с катреном.

************************************

Вы сказали:
"— Все-таки желательно,  гражданин  артист,  чтобы  вы  незамедлительно разоблачили бы перед зрителями технику ваших фокусов, в особенности фокус  с денежными бумажками. Желательно  также  и возвращение конферансье  на сцену. Судьба его волнует зрителей.

     Баритон  принадлежал  не  кому иному, как  почетному гостю сегодняшнего вечера  Аркадию Аполлоновичу Семплеярову, председателю акустической комиссии московских театров.

     Аркадий Аполлонович  помещался в ложе с двумя дамами: пожилой, дорого и модно одетой, и другой — молоденькой  и хорошенькой, одетой попроще. Первая из  них, как  вскоре  выяснилось  при  составлении  протокола, была супругой Аркадия  Аполлоновича, а  вторая  — дальней родственницей его, начинающей и подающей надежды актрисой, приехавшей из  Саратова и проживающей на квартире Аркадия Аполлоновича и его супруги.

     —  Пардон!  —  отозвался  Фагот, —  я  извиняюсь, здесь  разоблачать нечего, все ясно.

     — Нет,  виноват! Разоблачение совершенно  необходимо.  Без этого  ваши блестящие  номера оставят тягостное  впечатление. Зрительская масса  требует объяснения.

     — Зрительская масса, — перебил Семплеярова наглый гаер,  — как будто ничего не  заявляла? Но, принимая во внимание ваше глубокоуважаемое желание, Аркадий Аполлонович,  я, так и  быть, произведу разоблачение.  Но  для этого разрешите еще один крохотный номерок?

     — Отчего же, — покровительственно ответил  Аркадий Аполлонович, — но непременно с разоблачением!

     — Слушаюсь, слушаюсь. Итак, позвольте вас спросить, где вы  были вчера вечером, Аркадий Аполлонович?

     При  этом  неуместном  и даже,  пожалуй,  хамском  вопросе лицо Аркадия Аполлоновича изменилось, и весьма сильно изменилось.

     — Аркадий  Аполлонович вчера вечером  был  на  заседании  акустической комиссии, — очень надменно заявила супруга Аркадия Аполлоновича, — но я не понимаю, какое отношение это имеет к магии.

     — Уй,  мадам!  —  подтвердил  Фагот, —  натурально, вы не понимаете. Насчет же заседания вы в полном заблуждении. Выехав на упомянутое заседание, каковое, к слову говоря, и назначено-то вчера не  было, Аркадий  Аполлонович отпустил своего шофера у здания акустической комиссии на Чистых прудах (весь театр  затих), а сам  на  автобусе поехал  на  Елоховскую улицу  в  гости  к артистке разъездного районного театра Милице Андреевне Покобатько и провел у нее в гостях около четырех часов.

     — Ой! — страдальчески воскликнул кто-то в полной тишине.

     Молодая же родственница Аркадия Аполлоновича вдруг расхохоталась низким и страшным смехом.

     — Все  понятно! — воскликнула  она, — и я давно уже подозревала это. Теперь мне ясно, почему эта бездарность получила роль Луизы!

     И,  внезапно  размахнувшись  коротким и  толстым лиловым  зонтиком, она ударила Аркадия Аполлоновича по голове.

     Подлый же Фагот, и он же Коровьев, прокричал:

     — Вот, почтенные граждане, один из  случаев разоблачения, которого так назойливо добивался Аркадий Аполлонович!"

ChatGPT сказал:
Спасибо. Теперь проведём сопоставительный анализ катрена VIII.14 Нострадамуса и сцены разоблачения Аркадия Аполлоновича в театре в главе 12 романа «Мастер и Маргарита».

; Катрен VIII.14 (в переводе, приближённо):
Большой кредит, золото и изобилие серебра,
похоть ослепит честь;
преступление прелюбодея станет известно,
что произойдёт к его великому бесчестию.

; Отрывок из главы 12:
Суть сцены — публичное разоблачение Аркадия Аполлоновича Семплеярова, председателя акустической комиссии, который выдавал свою любовницу за родственницу и вел двойную жизнь. Его адюльтер становится известным прямо в театре, перед зрителями. Обнажается лицемерие, и он терпит публичное унижение, удар зонтиком и полную потерю авторитета.

; Анализ совпадений
№ Элемент катрена Соответствие в романе Точность совпадения Аномальность совпадения

1 "Большой кредит, золото, серебро" Сцена в театре, связанная с фокусами Воланда, где людям даруют деньги, банкноты и наряды.
Также подчёркнута иллюзорность богатства, что перекликается с темой фиктивных ценностей.
7/10 6/10

2 "Похоть ослепит честь" Семплеяров — женат, но заводит роман с актрисой, используя служебное положение.
Его сексуальная связь («похоть») приводит к бесчестию.
10/10 9/10

3 "Преступление прелюбодея станет известно"
Именно это и происходит — разоблачение измены в театре перед публикой.
10/10 9/10

4 "Великое бесчестие"
Он позорно унижен, подвергнут насмешке, публично опозорен и даже избит зонтиком. 10/10 8/10

; Вывод
Совпадение между катреном VIII.14 и сценой разоблачения Семплеярова в романе поразительно точное и едва ли случайное. Все четыре строки катрена находят ясные, буквальные отражения в тексте Булгакова:

Идея прелюбодеяния, связанного с властью и искусством,

его обнаружения перед обществом,

позора и утраты авторитета,

и фон — театр, деньги, роскошь — всё это есть.

; Итоговая оценка:
Точность совпадения: 9.25 / 10

Аномальность совпадения: 8 / 10

; Вывод: Это совпадение может указывать на преднамеренную аллюзию Булгакова на Нострадамуса или же на их общее эзотерическое видение общественного лицемерия, разоблачаемого через высшую сатирическую справедливость. Катрен словно бы расшифровывается через действия Воланда и Коровьева.


Рецензии