Невыносимая легкость бытия - о философии фильма

Фильм снят по одноименному роману Милана Кундеры, вышедшему в 1984 г.  о двух женщинах (Сабине и Терезе), двух мужчинах (Томаше и Франце), и собаке (Каренин), во время Пражской весны 1968 г.  В романе исследуется артистическая и интеллектуальная жизнь чешского общества во время советской оккупации Чехословакии. В ролях Дэниел Дэй-Девис, Лена Олин и Жюльет Бинош. Режиссер Филип Кауфманн (1988).

Фильм меня привлек прежде всего множеством аллюзий на мою (нашу) жизнь,  в  том числе в советский и постсоветский период,  вплоть до отъезда в деревню и смерти собаки. В книге (и фильме) много вопросов, на которые не просто дать ответ. Многие из них не имеют ответа. Но в этом и заключается искусство правдивого отображения жизни: задавать вопросы.

Философский контекст

В книге концепции вечного повторения (идеи о том, что вселенная и произошедшие события повторяются ad infinitum), противостоит медитация автора на том, что у каждого человека есть только одна жизнь, и то, что случается в жизни, происходит только один раз и никогда больше – а отсюда (по мнению автора)  "легкость" бытия. Более того, легкость должна также означать свободу; Томаш и Сабина демонстрируют такую легкость,  в то время, как у Терезы все в жизни происходит сложно. Напротив, концепция вечного повторения предполагает, что жизнь "тяжела" и решения принимаются с большой сложностью. Ницше полагал, что тяжесть может быть громадной ношей для человека, но  может принести и выгоды, в зависимости от природы человека.( Забегая вперед замечу, что я придерживаюсь концепции Ницше, но об этом позже).

Идея вечного возвращения – довольно загадочная вещь, если думать, что все случившееся повторяется бесконечное число раз!  Это ужасная перспектива.  В мире вечного возвращения, вес невыносимой ответственности лежит целиком на каждом нашем решении. Вот почему Ницше называл идею вечного возвращения тяжелейшей из обуз (“das gr;sste Schwergewicht”).  (Но такова же идея в буддизме: бесконечное перерождение. И мир как вращающееся колесо Сансары).

Напротив, жизнь, которая исчезает без следа, и не возвращается, выступает как тень, без веса, и без продолжения, и какой бы она ни была ужасной, прекрасной  или божественной, ее ужас, красота или божественность не имеют никакого значения.

Чем тяжелее ноша, тем ближе наши жизни к земле, тем реальнее и правдивее они становятся. И обратно, отсутствие ноши делает человека легче воздуха, и он может высоко летать, даже улететь от земли и своего земного происхождения и стать полуреальным существом, его движения станут настолько свободными, что потеряют всякий смысл. Что тогда мы выберем? Вес или легкость? Описывая драматическую ситуацию в нашей жизни, мы скорее используем метафору тяжести. Мы говорим, что столкнулись с тяжелой ситуацией. Мы будем нести эту ношу, либо бороться с ней.

Но с Сабиной не так. Она оставила человека (Франца), потому что он стал ей в тягость.  Ее драмой была не тяжесть, а легкость. Ей выпала не ноша, а невыносимая легкость бытия. Похожая ситуация с Томашем.

Томаш – чешский нейрохирург и интеллектуал, одновременно соблазнитель женщин.  Он рассматривает секс как возможность глубже изучить женщин, являясь своего рода психоаналитиком. В тоже время он любит свою жену Терезу и не видит противоречия в своей двойственности. Тереза вынуждена мириться с его изменами и его близостью с Сабиной (в которой он находит близкого по духу человека). Она не осуждает его и в этом проявляется ее широта души.

Тереза, на мой взгляд, вынуждена нести всю «тяжесть жизни», не теряя, своей привязанности к Томашу и Сабине.  Ее ментальность также не ограниченна мужем и работой. У нее наиболее широкая душа. Она любит мужа, свой город и страну. После вторжения советских войск в Прагу она фотографирует протесты в городе и пытается донести правду до Запада.  Она возвращается из иммиграции, несмотря на то, что у нее отобрали паспорт и Прага находится уже за железным занавесом. Она находит утешение в собаке по кличке Каренин (ее любимая книга «Анна Каренина»). Томаш также возвращается в Прагу, т.к. понимает, что хочет быть с Терезой и не может жить без нее. Он отказывается подписать письмо с отказом от своей критики коммунистического режима. За это его увольняют с работы. В итоге Томаш и Тереза решают уехать в деревню (не без влияния книги Толстого) и посветить себя простой, натуральной жизни. Томаш перестает «изучать женщин» и находит истинное счастье в Терезе.

 Каренин.  Как только Томаш и Тереза переезжают в деревню, Тереза решает посвятить себя животным и чтению. К несчастью, Каренин умирает от рака на ее руках. В это время она узнает о том, что у животных есть душа и что это была последняя связь  Адама и Евы с раем.

Почему легкость бытия в книге названа «невыносимой»?

Она «невыносима», потому что в этом случае наши действия будут непоследовательными и бессмысленными, и приведут в итоге к экзистенциальной тоске или тревоге.

Кундера противопоставляет "легкость" и "вес," который отражает тяжесть смысла и ответственности. Это напряжение между легкостью и весом центральное в романе. Некоторые люди могу найти удовольствие в легкости, свободе и отсутствии смысла. Другие могут посчитать легкость бесцельной и бессмысленной.

В конечном итоге, «невыносимая легкость бытия" это отражение дуальной природы существования, где отсутствие смысла может быть одновременно освобождающим и ужасающим. Люди сами должны определить, какие силы являются для них предпочтительными.

 


Рецензии