1455. Х. чертовщина. Холодный расчёт путь к успеху
Когда отчётливо различив фигуры и поняв что один из них старших лет, а другой молодой, набросал в уме план своих предстоящих действий на случай непредвиденных обстоятельств.
Можно было подумать, что старший вывел в поле молодого, как это делают те же волки, под натаскать молодь для предстоящих разбойничьих ухищрений.
Какое противодействие следует предпринять с оказанием достойного сопротивления, если вдруг до этого дойдёт?
В любом случае и при любом раскладе обстоятельств следует всё своё внимание устремить на старшего, у него по больше не только жизненного опыта, но и быстрого принятие решения стремительного воздействия.
Вот его в первую очередь и придётся нейтрализовать, достаточно будет двух точных попаданий и с ним будет покончено.
Молодой не ожидая такого поворота событий засуетится, потеряв пару секунд драгоценного времени, что для него окажется роковой оплошностью.
Если вдруг окажется где-то по близости их отряд, то придётся воспользоваться одной из лошадей и постараться оторваться от преследования, но это опять же на крайний случай, а на данный момент постараться свести всё к обычности делового разговора.
Ты ж только посмотри, этот молодой полон желания выдобриться перед старшим, ему не терпеться проявить инициативу и показать себя с лучшей стороны, вон уже подстегнул своего коня и на рысях скачет под перёд одинокому путнику.
Ну что ж, ситуация ясна, придётся остановиться и проявить уважительное отношение к этим двум всадникам, будь они приверженцы новой власти или же обычные бандюки, подобные Гавриле Кондратюку и его приспешникам Стёпке и Виталику.
Молодой казачок ретивый и не сдержанный по молодости лет, придав своему голосу напущенной важности, выкрикнул.
- Кто таков будешь и чего здесь делаешь?
Из первой сказанной им фразы не трудно было догадаться, что эти двое будут из приверженцев новой власти Советов, а потому могут затребовать документы, чего бы не хотелось делать в данный момент.
Чего им предъявишь?
Временное удостоверение?
Так оно давно просрочено.
Или документы на приобретение поместья, так сразу же возникнет полное недоверие, как к классовому врагу и эксплуататору трудового крестьянства.
В таком случае следует действовать убеждением, подобно опытному гармонисту надавливая на клавиши свойственные душевным потребностям.
А какая у казака потребность?
Всё довольно просто, как новый день: земля и воля!
Вот с этого и предстоит начать свою незамысловатую беседу, большей частью уделяя внимание старшему казаку.
Молодой как и его строптивый конь, которому не стоялось на месте, а потому приходилось на него покрикивать, подёргивая на себя повод и в тоже время пронзительным взглядом дырявить странного путника, подозревая в нём если не шпиона, то в точности контру, чему явствует его необычный облик и козлиная бородка.
Подъехал старший на своём спокойном коне, таким же медлительным и в почтенных годах, как и его всадник, остановившись в пяти шагах пристально уставившись в Злотазана.
В таком случае любая даже не значительная пауза окажется против него, дав время этому казаку поразмыслить и задать довольно щекотливый вопрос, а посему вынужден действовать на опережение.
-Здравствовать вам служивые и не хворать.
-Вот забрёл в ваши земли, хожу осматриваю.
-Да позабыл представиться, землемер я по своему призванию, послан земельной палатой осмотреть эти поля.
-Хочу заметить, что там наверху, как вы понимаете во Владикавказе намерены объединить бывшие казачьи земли.
-Для чего это нужно, так я вам сейчас объясню на примере.
-Вот недавно, совсем на днях пришлось мне побывать на броде через канал, тот что в той стороне, так был поражён безразличием местных властей.
-Это сколько же лет прошло, как прокопали канал, а моста через него ни как не могут построить.
-А всё от того, что не могут договориться, вы случайно не из станицы переименованной будете?
-Приходилось ведь ездить в Прохладную на базар, чтоб продать там вами выращенный урожай?
-И каково перебираться с одного берега на другой?
-Скажу так проблематично, к тому же неудобно, опять же приходиться рвать упряжь, погонять лошадей, а телега после переезда с колёсами налипшими от грязи полнейшее безобразие.
-Вот и задумано построить добротный мост, чему я обязательно приложу свою руку, постараюсь в кратчайшие сроки выбить деньги для строительства и закупки необходимых строительных материалов, ведь какая будет красота в любое время года беспрепятственно переезжать через канал.
-Хорошая задумка, одобряю это решение,
ответил старший,
-ведь верно рассуждаешь, как ехать в Прохладную, так с проклятиями вспоминаешь этот брод.
- Ладно когда на подводе, а пешему совсем беда, летом ещё ничего разулся и перешёл, а когда захурдыбачит непогода, сплошное бедствие.
-Слышь папаша, чего там на счёт земли для казачества?
-Чего слышно?
-Не собираются ли нас вовсе лишить своих законных прав?
-Иной раз слышим, что казачество хотят выселить подчистую и заселить переселенцами из голодающей России?
-Всё это враки, особо не следует этому верить.
-Лучшего землепашца чем казак, ещё не родила здешняя земля.
-Кому как не вам выращивать хлебушек, а без него родимого все загнутся поголовно, изойдясь в голодных коликах.
-Я ведь не просто забрёл погулять в эти степи, а имею пригляд, где сподручнее выбрать земельку под новые хутора.
-Поди в станицах скученно живётся, оттого казаку и неймётся, ему волю и простор подавай, да особо не обижай поборами и тогда золотая пшеничка польётся ручьями и реками из добротных амбаров для рабочих в обмен на сельскохозяйственные орудия.
-Я ведь чего по полям расхаживаю, высматриваю, как организоваться в совместные артели по обработке земли.
-Как гляну сколько брошенной и необработанной земли, так сердце кровью обливаются.
-Зарастают родимые без должного ухода, ещё год два и здесь будет сплошная целина, а на поднятие залежных земель придётся потрать уйму труда.
-Иду глянуть, где в параллель этому каналу прокопать ещё один, чтоб ближе к балке был, эта земля при обильном поливе таким урожаищем наградить, что до этого в этих краях и не видывали.
-А скажи дядя,
всё допытывался старший казак,
-чего тогда пеши ходишь?
-Чего тебе коня не дадут?
-Пешком много не находишь по нашим степям.
-Ну как же предлагали и коня и бидарку к нему, да только за тем же конём добротный уход требуется, опять кормить надо, за упряжью приглядывать, это не для меня.
-Я больше пешочком привычный ходить, иной раз семьдесят вёрст могу отмахать за день и ничего, если где в степи ночь прихватила, так найду заброшенную копёшку, да и заночую.
-Я не прихотлив по своей натуре, придерживаюсь спартанского образа жизни, минимум затрат, максимум отдачи.
-Вы сами-то в разъезде или кого разыскиваете?
-В разъезде дядя в разъезде, присматриваем, за порядком, ныне по степи бандиты рыщут, не боишься к ним в лапы попасть?
-Да кто ж сейчас не боится, опасаюсь, а как же, без этого нельзя, но и работу кому-то следует исполнять, вот и хожу среди бела дня, а к вечеру стараюсь вернуться в станицу или напроситься на ночлег в одном из местных хуторов.
-Ну бывай дядя, а насчёт воды ты прав, так что под суетись, намекни начальству, что в степи без воды больших хлебов не вырастить.
-А мы с Микишкой далее проедем, глянем нет ли свежих следов оставленных бандитской шоблой.
-Поезжайте, поезжайте служивые, как кость в горле, всё к порядку следует привести, вдоволь навоевались, пора и мирным трудом заняться.
Всадники поехали далее, молодой придерживал своего ретивого коня, а старший наоборот, подгонял свою старую ленивую лошадь, Злотазан глядя им в след облегчённо вздохнул, вынул вспотевшую руку из кармана и обтёр о пальто, что ни говори, а сказанное вовремя доброе слово имеет большую силу.
Ведь всё довольно хорошо обошлось, а могло выйти и иначе не найди он правильного подхода к этим казакам.
Надо будет поторопиться, как бы вновь с ними не схлестнуться, когда будут возвращаться обратно воспользовавшись степной дорогой, что проходит по его землям, пересекая поместье наискосок.
Войдя в свою вотчину и оценив масштабность своих владений имел некую восторженность и в то же время разочарование.
Понимая, что по бумагам в его портфеле это всё принадлежит ему, а с другой стороны он лишён возможности заправлять этим поместьем, но в нём ещё теплиться надежда, что новые власти всё же пойдут на уступку, видя не решительность крестьянства и не возможности их к праведному труду, ибо многие века привыкли жить из под палки.
Оглядывая скудные поля озимых, не мог не отметить, что зажиточное хуторское крестьянство в отрыве от бедноты засеяли поля с исключительной целью, выращивать урожаи для личного потребления и не более того, не имея ни какого желания, отдавать излишки за здорово живёшь.
И если Ивашка Кулешов хуторской председатель по молодости лет не сумеет организовать артель по совместной обработке земли, то быть беде и голодному году, ведь большой надежды на свои огороды можно и не рассчитывать, без хлеба и еда не еда.
Хотя какое дело Злотазану до этого, свои бы проблемы успеть разгрести, да взять за жабры того же Гаврилу и его приятелей по банде, да истребовать в полном объёме контрибуцию по предъявленному ультиматуму.
Под эти размышления изворотливый, что старый лис, интриган сам того не ожидая оказался на гребне водораздела, а глянув в сторону заката был немного разочарован, рановато он прибыл в пределы видимости хутора, поспешил, явно поспешил, оно бы ещё часок непринуждённой прогулки, чтоб с приходом ночи заявится к подворью Харитоновых.
А стоять и красоваться на виду у всех дурное знамение, следовало поторопиться и спуститься вниз, к тем же усадебным развалинам, где и переждать часок в полном уединении, по надеясь на отсутствии там представителей местного крестьянства из числа местных вандалов и расхитителей.
Наискосок под уклон обладатель поместья Мамкиных вскоре прибыл к развалинам усадьбы, пройдя через заброшенный и захиревший сад к усадебному дому остановился на дорожке аллеи.
Удручающая картина, ничего не скажешь и тем более не попишешь, не имея при себе письменных принадлежностей, но вот странное чувство охватившее его было на удивление спокойное по отношению к этим развалинам.
Ведь буквально ещё на днях он готов был драться за каждую украденную дощечку, за каждый кирпичик, а теперь смотрел как на брошенную нисколько ненужную ему рухлядь.
Возможно пришло осознание, что нечего держаться за старое, которое не представляет собой ни какой ценности, за исключением добротного кирпича использованного для отопительных печей.
А всё остальное хлам, если и годившийся, то для крестьянских потребностей, подправить сарай или баз, да и это уже давно вытаскано по ночам, если что и осталось, то требует больших усилий для изъятия или годившееся на растопку печей.
Как вспомнишь, так смешно становиться, это надо же было обитать в сыром подвале, оберегая оставшееся после пушечных обстрелов хламьё.
Удивительно, как вообще не загорелся усадебный дом с попаданием в него снарядов, ведь в нём столько высохших за многие годы деревянных конструкций, что казалось достаточно одной искры, чтоб всё вспыхнуло огненными языками.
Вероятнее всего причиной оказался толстый слой глины на чердаке превратившийся в пыль, обрушившись покрыв всё толстым слоем тлена.
Не тем он занимался эти долгие годы, ох не тем, впустую истратив столько времени, это надо было быть каким недальновидным глупцом не понимая своей выгоды, ведь именно сегодня это выглядит смешно и нелепо.
И если трезво рассудить, то все его имеющиеся накопления в спрятанных кладах есть результат самого обычного воровства.
Нет за это он себя не станет упрекать и корить, ничего в этом нет презренного, если правильно поставить вопрос и в точности в перпендикуляр ребру, то вскоре выясниться, что всё добытое им золото, также своего рода является воровством и где-то даже наглым грабежом, того же подневольного крестьянства.
Уж если у кого и поучиться из ничего создавать для себя богатства, так это у Борис Ефимыча и его подручного Аграфен Карловича, а если вспомнить своё пребывание во Владикавказе, городе перепутья дорог Европы и Азии, то жульё окружавшее Анну Владимировну и есть пример подражания, где показное благородство уживается рядом с подлостью и обманом.
Как бы там ни было, а вскоре придётся быть их последователем в этом хитросплетённом клубке, добывая себе честным обманом хлеб насущный.
А под набив руку подобными махинациями можно будет замахнуться и на более значительные аферы, собирая золото по крупицам, чтоб в итоге восполнить свои былые необдуманные траты.
Чувствует нутро, что скоро сбудется давнее предсказание, когда отданные по недомыслию червонцы потекут в вспять, только бы не прохлопать своими ушами этот скоротечный момент.
Эти приятные мечтания были нарушены внезапным вторжением в усадьбу кого-то постороннего, пришлось проявить невероятной ловкости сноровку найдя для себя укромное местечко, да и выяснить, кому это не сидится в хуторе и кто посмел явиться в его усадьбу.
Долго ждать не пришлось, было слышно, как-то пробирается среди завалов, пробует выдернуть изломанный древесный хлам, но для подобных целей следует иметь если не дюжую силу, то лопату для раскапывания и отбрасывания мусора.
Настырный и упорный оказался мужичок, вон слышно, как напрягается и пыхтит, а когда не удалось выдернуть подвернувшуюся деревяшку, разразился нецензурным ругательством.
Как было не признать этого расхитителя, отчего даже стало весело и в какой-то мере радостное торжество его присутствия.
Покинув своё укромное место и с осторожностью крадущегося лиса, Злотазан подобрался как можно ближе со стороны спины озадачившегося объекта своей неудачей и для порядка кашлянув в кулак, грозно и грубо произнёс.
-Кто позволил заниматься воровством чужого имущества?
Васятька не ожидая подобного подвоха так и прогнулся в коленях от страха, а когда решил обернуться и посмотреть, кто же этот за грозный страж застал его на месте преступления, то на его бледном лице с выпученными глазами читался ужас и страх.
Уж не признал ли со страху Васятка Пал Андреича или ещё находился под воздействием панического помешательства, как результат ещё не выветрившейся из сознания привычки всё делать с оглядкой в ожидании немедленного наказания.
-Здорово Василёк!
-Аль не признал меня?
-Уж не куриной ли слепотой захворал, смотришь вроде на меня, а признать не признаёшь.
Васятка только что скованный и парализованный страхом в один момент расслабившись обмяк и повеселел, не без собачьей преданности едва не взвизгнул, с пересохшим горлом каркнул в невпопад, будто грач задавившийся найденным червяком.
-Павл Андреич, вот так потеху надомной устроил.
-Вышло так неожиданно, что я заметно струхнул.
-Даже по началу показалось, что это Анисим Горячков меня окликнул.
-Бывший усадебный сторож, строгий был до жути.
-Боялись его пуще огня.
-Откуда и чего здесь делаешь?
- А я Василёк с Прохладной возвращаюсь, дорогой идти не стал, а решил срезать угол, чтоб по короче было.
-Спустился с водораздельного гребня, да и заглянул для порядка в усадебные развалины.
-Смотрю, а ты чего-то копошишься, чего-то пытаешься вытащить, да вижу у тебя силёнок и немного ума не хватает.
-Думаю чего бы мне Васильку не помочь, да вместе не вернуться в его скромное обиталище.
-Только не пойму, чего пришёл без топора или плохенькой пилы?
-Да-к Павл Андреич таскаться с лишним грузом как-то не сподручно.
-Мне вполне бы крупных щепок для растопки кизяков вполне бы хватило, да вижу успели подобрать до меня.
-У нас ведь какой народ, шустрый и наглый, чуть припоздал, считай ничего не досталось.
-Всё подобрали, что можно было взять или легко выдернуть, осталось то, что присыпало мусором, как вот и эти громадные дубовые балки, их только с помощью лошади возможно выволочь.
- Эх Васятка, Васятка, а где твоя смекалка?
- Чего ты хватаешь, то что одним краем на поверхности торчит.
- Ты не первый, кто за них хватался, да как видишь, ничего из этого путного не вышло.
-Ты пройди вот на тот угол, где рванул снаряд и поройся среди оставшейся на поверхности трухи.
-От взрыва всё разнесло в пыль и щепы, а тебе этого как раз и нужно.
-Ты Василёк особо не спеши, давай для начала выкурил по папироске, подымим в удовольствие, поглазеем на развалины, а с приходом сумерек снесёшь дровишек до дому, а я тебе в таком важном деле составлю компанию.
Как и было оговорено, Васятка увязал вязанку измочаленных взрывом дров, через бывший палисадник покинули пределы усадьбы, прошли через выгон, а там воспользовавшись тыльной стороной Васяткиного подворья вышли в его двор и шумно ввалились в хату.
А дальше произошло невообразимое уму представление, когда Пал Андреич небрежно выставил свой портфель на стол, попросил хозяйку прикрыть занавесками окошки, затем с не спешной манерой фокусника щёлкнул и вскрыл замки, приоткрыл клапан и вот тут-то и началось самое настоящее волшебство.
Он вынимал то левой рукой, то правой пачки денег и с циничной небрежностью бросал на столешницу.
С последней вынутой пачкой денег из портфеля и брошенной им на стол представление не закончилось, ловкий интриган и авантюрист театральных помостов, приподнял на уровень своих плеч раскрытые ладони с растопыренными пальцами в стороны, с педантичностью хирурга, резкими движением двух пальцем расстегивает пальто, с пронзительным взглядом уставившись в супругов, вынимает одну пачку за другой пятисот рублёвых денежных знаков и вот он заключительный момент, поверх свей этой денежной горы водружается не большая кипа достоинством тысяча рублей каждая.
Окончание представления ожидалось громогласными аплодисментами и одобрительными выкриками подобно «браво» и «бис», но публика молчала и хлопала своим глазёнками, зачарованная необычным видением сказочного волшебства.
21-22 июль 2025г.
Свидетельство о публикации №225072201624