Письма Учителю. Поиск уклониста

   "   Поговорим сегодня, граф, о Ваших гражданско-правовых деяниях.

 А вот и свеженький пример.

 В четверг 13 июня 1889 года утром получаете письмо от Хилкова. Боевой офицер, участник турецкой баталии, сейчас Димирий Александрович в качестве Вашего информатора. И не какого-нибудь шпика, убежденного толстовца.

 Прочитав послание, Вы, не вынеся "ночную вазу", мчитесь из поместья в Тулу. На пересыльном пункте тщетно ищите Любича. Напрасно, этап уже отбыл.

 Любезный граф, разумна ли такая рефлексия? Пожилой человек, уже признанный мэтр русской классики и такое мальчишество. Да ещё не убрав за собой постель.

 Да, ладно бы один. В организованной Вами группе. Под Вашим же влиянием царкий офицер, граф Хилков становится убежденным пацифистом, а потом и революционером. Извините, это не в какие рамки скрепоносности и гражданской позиции не лезет. Так и до потрясения основ недалече.

 И кому? Стороннику эволюционного развития России, медиатору хтонического, пусть пока темного большинства и атлантов монархии.

 Харе Кришна, князь Хилков в конце своего жизненного пути вновь в боевых рядах. Но пока, в июне восеьдесят девятого, пытается облегчить судьбу осужденного уклониста.

 Кто же он, искомый Вами на пересыльном пункте? В канцелярских документах весьма скудно. Уроженец Черниговской губернии Кролевецкого уезда села Вишенки. Потомственный механик, набрался опыта у отца. Сейчас Ефим, сын Николая   поедет по этапу до славного города Зайсана, где будет отбывать альтернативную службу в сводном лазарете.

 И чем, Лев Николаевич, Вы могли бы помочь деревенскому парню, механику-самоучке?  Оттрубил, хоть и противился, в предгорьях хребта Саур от сих до сих.

 Но судя по дальнейшей судьбе Ефима, Ваши устремления не пропали даром. В 1902 году одесская типография господина Каранта печатает книгу Е.Н. Любича. Название, как и содержание, непритязательно: "Из жизни.Расказы и наброски"

 Думаю, Вы не читали. Мне же понравилось. Хоть и уклонист, но весьма выпукло описаны образы новобранцев на сборном пункте и обратные-"дембелей".

 Ну и рассказ "Ведьма", близкий по стилистике к гоголеской панночке. Ефим сумел сохранить дух первородной Малороссии, показав в одноименом рассказе образ бандуриста.

 Короче, Лев Николаевич, рекомендую. Думаю, не зря прошел Ваш утрений забег из Ясной Поляны в Тулу.

 А как с гражданско-правовой позиции? Поддержка толстовца-уклониста соучастие или поступок гражданина?

 Как там  у упомянутого Николая Васильевича... Куда несешься? Не дает ответа. Лишь эхо в горах Саура.

                Ваш ученик ЕС.

 A propos!

 Бывший механик-самоучка Ефим Любич после альтернативной службы подался в журналисты"


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.