Порождение страстей и недвойственность
Саклас / Адам: символизирует глупость, неведение, что порождает состояние неразличения, заблуждения - и в свою очередь, порождает потребность заполнить внутреннюю пустоту.
Ева (Хава) Символизирует жадность, тягу к обладанию. Это ведёт к стремлению обладать и присваивать, стремлению заполнять внутреннюю пустоту внешними объектами.
История Каина и Авеля символизируют процесс проявления зависти к "особому избранию" и агрессии, братскому соперничеству и в финале к убийству.
Рассмотрим подробно логическую последовательность на основе гностической традиции.
В апокрифических текстах Саклас (буквально — «Глупец») выступает демиургом, не обладающим совершенным Знанием и творящим мир из неведения и ложных представлений. Его неведение — исток всех последующих страстей и ошибок. Это «корневое неведение» или авидья, порождает внутреннюю неудовлетворённость и потерю связи с высшим замыслом.
Уже на основе глупости-неведения возникает желание заполнить эту пустоту через обладание (образ Евы/Хавы как олицетворения жадности и влечения к материальному): стремление к обладанию становится инструментом, чтобы частично компенсировать внутреннее заблуждение, но только усиливает иллюзию и страсть к присвоению.
Жадность закономерно переходит в зависть: если кто-то обладает чем-то эксклюзивным (благоволение, дары, принятие — как в сюжете о Каине и Авеле), в душе возникает чувство недостаточности, которое превращается в зависть. Агрессия же становится способом разрешения внутреннего конфликта — отсюда убийство Авеля Каином как итог зависти, рождённой жадностью, которая, в свою очередь, возникла из глупого неведения Сакласа/Адама.
На всё это указывают прямые параллели в текстах. В гностическом трактате «О происхождении мира» (НХ II,5) подчёркивается, что зависть и злость (эмоции Каина) есть прямое продолжение страстей, начатых низшей природой Сакласа.
В исследовательской литературе указывается, что «страсть зависти» в этих текстах всегда связана с цепочкой: сначала неведение — затем страсть к обладанию — затем неудовлетворенность и агрессия. Именно поэтому в гностической антропологии каждый персонаж символически воплощает определённую страсть и её последствия для мира и человека.
Из всего вышеописанного можно сделать вывод на основании кодекса Чакос и гностических апокрифов:
Глупость (Саклас/Адам) — источник неведения и отчуждения от Истинного Света.
Жадность (Ева) — дитя глупости, выражающееся в стремлении к обладанию и захвату.
Зависть и агрессия (Каин и Авель) — неизбежные плоды жадности, проявляющиеся в соперничестве и разрушении.
Этот причинно-следственный ряд - универсальный механизм падения души и общества, что и подтверждается последовательностью персонажей и их качеств в гностических текстах.
Иллюстрация: а всё могло бы быть иначе?.. Может - если вернуться в состояние "до грехопадения".
Учение Недвойственности, как глубокий путь осознания истинной природы бытия, позволяет человеку выйти за пределы иллюзий разделённости и обрести состояние, сходное с состоянием «до грехопадения» — состоянием Адама Кадмон в каббалистической традиции.
Адам Кадмон — это первичный, изначальный архетип человека, носитель полноты и нерасчленённой целостности, проявление единства эзотерического Б-жества (Эйн Соф) и структуры Древа Жизни, состоящего из десяти сфирот.
Его состояние — это состояние полной гармонии, единства и неразделённости, в котором отсутствует раздробленность и падение в разделённость и дуальность.
Недвойственность (Адвайта, буддизм) учит, что разделённость на «я» и «другое», на хорошее и плохое — лишь конструкты ума, обусловленные невежеством - то есть незнанием. Осознание недвойственности освобождает человека от этих ограничений, раскрывая его истинную природу — единую, нерасчленённую, чистую осознанность, которая и есть подлинное "до грехопадения".
Это осознание совпадает с «первоначальным человеком» — Адамом Кадмоном, в котором проявляется целостность и божественная полнота. Через недвойственное осознание происходит «сокращение» двойственностей и восстановления внутренней гармонии, аналогичной состоянию, когда свет Эйн Соф ещё не был разделён в процессе цимцум (самоограничения).
Практика Недвойственности ведёт к распознаванию своей природы как бесконечного и непостижимого, что соотносится с пониманием Адама Кадмона как посредника между Высшим Абсолютом и проявленным миром. Она не просто устраняет иллюзии разделённости, а восстанавливает изначальное единство сознания и б-жественной сути, которое символизирует Адам Кадмон (состояние Акашайи, или Будды). Таким образом, практика позволяет «вернуться» не к временному историческому состоянию, а к вечному состоянию духовной целостности, которое предшествует всякому падению и раздробленности.
Как Адам Кадмон — архетип изначального целого, так и Учение Недвойственности ведёт к распознаванию своей истинной природы как единого и неделимого Целого. Восстановление этого состояния является духовным возвращением «до грехопадения», когда человек осознаёт себя неразрывно связанным с Абсолютом, что является высшей целью всех мистических традиций.
Свидетельство о публикации №225072200343