Дорогу осилит идущий XIV. Кто ты, Пророк?

               
                "Не бойся незнания, бойся ложного
                знания, от него всё зло в мире"               
               
                Л. Толстой




                Очень сложная и взрывоопасная тема, но как говорят: истина дороже. Пример - те же Пророки в истории человечества, которые вопреки всему, наперекор всем испытаниям пытались нести свою истину, которую обрели. Кому же не хочется узнать истину о каком-то явлении, о человеке, о героях, о государстве, о мире, естественно о Боге. А чтобы приблизиться к этой истине, к истине о Боге необходимо знать истину о тех, кто, как предполагается, знал о Нём, по крайней мере, о Его существовании. Самый близкий во временном отрезке к нам Пророк, это Мухаммед. Историю ислама и жизнь Пророка Мухаммеда я впервые узнал, прочитав избранные главы первого тома книги немецкого учёного Августа Мюллера, труд которого считается одним из ценнейших историографических исследований.
             Итак, приблизительно в 570 году нашей эры в Мекке у Абдуллы сына Абд-аль-Мутталиба из семьи Хашим и Амины дочери Вахба из семьи Зухра родился сын Мухаммед. Кстати, согласно легенде в ночь его рождения, якобы зашатался дворец Хосроя Анушарвана короля сасанидского в Ктезифоне и священный огонь персов, горевший 1000 лет погас. Легенда легендой, а как вам такой факт: государство Саудовская Аравия(родина Пророка) находится  в жёстком противостоянии с Ираном (родиной персов), спустя почти 1500 лет с того времени, как погас «огонь персов». Особенно это касается вопросов религии (Иран это приверженцы имама Али зятя и двоюродного брата Пророка, шииты) и Саудовская Аравия (приверженцы имама Мухаммеда ибн аль Ваххаба - XVII век, государство потомков первого короля Фейсала аль Сауда 1932 г, ваххабиты сторонники «чистого ислама», относят себя к суннитам). Можно предположить «где собака зарыта» и почему две сильнейшие мусульманские державы Ближнего Востока не могут найти общий язык? Но продолжим, отец Мухаммеда умер, не увидев сына, оставив после себя семье 5 верблюдов, козье стадо и рабыню по имени Умм – Аиман. Амина с шестилетним Мухаммедом поедет к себе на родину в Иасриб, где находилась и могила мужа. При возвращении Амина умрёт в местности Абва, оставив сына на попечение рабыни. Она привезёт Мухаммеда к деду Абд-аль-Мутталибу, который к тому времени был в возрасте 80 лет. Тем не менее, вплоть до самой смерти дед будет оберегать своего внука, через два года после смерти деда, будущий Пророк окажется под попечительством своего дяди Абд Менафа, известного больше как Абу Талиб. Это был благородный и возвышенный человек и хорошо относился к племяннику. Увы, он был беден и имел многочисленную семью, двух жён и десять детей, поэтому маленький Мухаммед с детства пас овец и собирал за городом плоды и ягоды для пропитания. В двадцать четыре года Мухаммед идёт на службу к богатой купеческой вдове Хадидже, которой к тому времени было 39 лет и трое детей от покойных двух мужей. Они поженились и у них родились шестеро детей, двое сыновей Аль-Касим и Абд-Менаф и четверо дочерей Зейнаб, Рукайя, Умм-Кульсум и Фатима. Оба сына умерли в младенчестве, дочери росли, одну из них Рукайю он выдал замуж за её двоюродного брата. Жизнь текла своим чередом, Мухаммед достиг возраста сорока лет и часто отлучался в одиночестве в ущелье у горы Хира, у подножья которой находилось его любимое место - пещера. Необходимо уточнить, что будущий Пророк не умел ни читать, ни писать, не имел никого образования. Возможно, он был избран именно потому, что его сознание было не обременено, оно было, как чистый лист, это всего лишь моё предположение, но в этом есть определённый смысл. Итак, в сорокалетнем возрасте началось и продолжалось до самой смерти, 23 года снисхождение того, что сейчас мы называем Коран. О том, как это произошло, известно следующее, Мухаммед, словно одержимый, появился перед Хадиджой и рассказал: «Тогда охватило меня во сне смутное ощущение, будто некто приблизился ко мне и сказал: читай! Я ответил ему: « Нет, не могу». Затем тот же некто сдавил меня так, что я думал, что умираю и повторил снова: «Читай». И я опять отказался. И снова меня сдавило, и я услышал явственно – читай. Во имя Господа твоего, творящего – сотворившего человека из кровяного комочка – читай. Господь твой милосерден. Он даровал знания посредством пишущей тростинки – Он научил человека тому, чего он не знал. Тогда я прочёл сие… И видение исчезло. И я проснулся. И было мне, как бы слова сии были начертаны на моём сердце». Хадиджа позвала Барака, с которым Мухаммед часто беседовал. И он прознёс: «…если это так, о Хадиджа, дух святой снизошёл на него, тот самый, которому было угодно явиться Моисею; стало быть, он Пророк нашего народа».
                И с этого момента началось становление того, кто почитается среди мусульман и тот, кого истинные мусульмане должны любить больше, чем самых близких, больше, чем родителей и детей. Глубоко сомневаюсь, что большинство мусульман искренне готовы к этому, по крайней мере казахи, у нас совершенно другие ценностные ориентиры, мы не столь фанатично верующие, как арабы, во-вторых, нужно глубоко понимать и знать ислам, а значит и фигуру Пророка Мухаммеда,  то есть изучить его, что не каждому под силу, уж поверьте мне. Для меня, чтобы я к этому пришёл, прежде всего, нужно знать всю правду о Пророке, все его поступки и деяния, и при этом сохранить к нему уважение и благоговение. К этому возрасту он усыновил Али, сына его дяди Абу Талиба и дал свободу и усыновил раба, сына христианина Зеид – Ибн – Хариса, что о говорит о человеческих качествах Пророка. Но оставался ли он таковым всегда? Вот что пишет Август Миллер: «Тем более не подлежит никому сомнению, что по крайней мере в период пребывания в Мекке он поступал искренне и честно; стоит только вспомнить тот священный ужас, который предшествовал решительным видениям, ту достойную действительно глубокого удивления выдержку, с которою он, человек вовсе не храбрый, более десяти лет, несмотря на страшнейшие преследования, а наконец и угрозы, сыпавшиеся отовсюду, лишить его жизни и не предвидя ни малейшей надежды на успех в будущем, продолжал всё таки проповедовать». О том, что Мухаммед, периода пребывания в Мекке, отличается от него же самого в Медине говорит не только автор историографического труда А. Миллер, которого трудно заподозрить в предвзятости. Недавно начал читать Самира Алескерова: «Великий парадокс или два почерка Корана» и обнаружил то, что подтверждает сомнения А. Миллера. Никого ни в чём не пытаюсь убедить, каждый в состоянии разобраться сам, благо есть интернет и можно найти источники и книги через него. Почему сложно говорить о Пророке? Потому что в период распространения ислама по всему миру, после смерти его возвели в «ранг неприкасаемых»,  идеализировали, «отшлифовали образ» и на любые разговоры о тех или иных его качествах, присущих ему как человеку, а не как к святому, реагировали как на осквернение веры и унижение личности. В таких обстоятельствах говорить об объективности сложно. Далеко за примерами можно не ходить, совсем недавняя история с французским журналом «Шарли Эбдо» доказательство этого. Я категорически не согласен с карикатурами на Пророка, но за это убивать людей, это не путь истинно верующих людей, в том числе и мусульман. Думаю, и сам Мухаммед не хотел бы этого, вот что пишет А.Миллер: «Мухаммед мог спокойно сознаваться в заблуждениях, в которые иногда впадал, ибо в продолжении всей своей жизни он никогда не заявлял притязания на непогрешимость, равно как и на безошибочность, за исключением случаев, когда говорил сознательно о делах веры».
                В возрасте 49 лет Мухаммед понёс две невосполнимые потери, умерла супруга Хадиджа и надёжный заступник дядя Абу Талиб. Хадиджа дожила до 65 лет и давно была для Пророка другом, которая материнской заботой оберегала его. По прошествии двух месяцев Мухаммед женится на Сауде, вдове правоверного. Более того, почти одновременно с этим он обручается с дочерью друга и сподвижника Абу Бекра шестилетней Аишой. Думаю, необходимо пояснить, что Хадиджа была первой женщиной, принявшей ислам, а дядя Пророка был его надёжным защитником, будучи язычником, не поменявшим своих прежних, древних богов. Защита Мухаммеда была для него делом чести, делом семьи. Также как  Абу Талиб поступит его брат Абу Лахаб, который был злейшим врагом своего племянника Мухаммеда. Но после смерти Абу – Талиба, он придёт к Мухаммеду не выходящему из дома и скажет: «Поступай так, как ты привык делать до сих пор, пока над тобой бодрствовал Абу Талиб. Клянусь Латой, никто не осмелится обидеть тебя, пока я жив! (Лата (Аллат) богиня пантеона арабских богов, одна из дочерей бога луны Аллаха)». Он так поступал, исходя из кодекса чести арабов и в интересах семьи, не знаю, кому как, по мне древние кодексы арабов вызывают уважение. Но, тем не менее, противникам Мухаммеда удалось отвратить Абу Лахаба от Пророка. Они убедили его задать один вопрос Мухаммеду, ответ на который и предопределил его дальнейший путь. Дядя пришёл к Мухаммеду и спросил: «Где находится после смерти Абд-аль-Мутталиб мой отец и твой дед? Ответ Мухаммеда был краток: «В аду!». Абу - Лахаб ушёл со злобой в душе, сказав: «Теперь и я твой враг навеки!». А как поступили бы вы? Попробуйте примерить одёжку древнего араба на себя и поразмышлять. Многие наши мусульмане, не только не знают событий и фактов из жизни Пророка, но и не приемлют их, во всём усматривая происки неверных. А как же оценивать Пророка с точки зрения достоинств и человеческих качеств, когда он категорически не приемлет людей исповедующих другую религию (язычников, иудеев, христиан и т.д.) и в то же время в начале своего пути, буквально выжившего в очень агрессивной среде, благодаря защите язычников - дяди Абу-Талиба и небольшой период(самый сложный) Абу  Лахаба? Постарайтесь ответить на этот вопрос искренне…
                В 622 году состоялось бегство Мухаммеда из Меккы в Иасриб (Медину) и именно с этого времени считается Хиджра, которая отделяет эпоху ислама от Джахилийа эпохи язычества по мусульманским традициям. Именно с этого времени Пророк уже не только духовный глава гонимого и преследуемого меньшинства. Он теперь распорядитель судьбы общины,  которую за короткое время пополнят все жители Медины, но и распорядитель государственного устройства, в которое преобразится община. Коротко говоря, Мухаммед обрёл помимо духовной и государственную власть. Вспомните поговорку, хочешь проверить человека дай ему власть и деньги. Вскоре в Медину прибыла супруга Сауда с дочерями Пророка Умм-Кулсум и Фатимой  и сопровождавший их приёмный сын Зейд и дочь Рукайя с супругом Османом, а также Абу Бекр и Али. Старшая дочь Зейнаб осталась с мужем язычником в Мекке. Община росла, росли и потребности, необходимое пропитание было в ограниченном количестве. Как пишет историк: «В подобных обстоятельствах араб привык таскать у ближнего соседа, то чего не хватало у него». Тем более, что мекканские караваны в Сирию и Йемен проходили мимо Медины. Первые маленькие отряды Пророк высылал с декабря 622 года, часть из них возглавлял лично. Более того, он простил своих приверженцев за ограбление караванов в священный месяц Раджаб и в Суре 2 (аят 214), говоря простым языком благословил это. Можно сколько угодно находить оправданий словам и действиям Пророка, но грабёж караванов, есть грабёж, причём с большим количеством жертв. Есть множество тех, кто назовёт это богоугодным делом, думаю, в данном случае выбор за каждым. Почему же тогда все страны мира, светские и религиозного устройства наказывают за это? Необходимо вещи называть своими именами, таково было время, эпоха, таковы были нравы, таковы были люди, таковыми были  и их лидеры, и человек по своей сути не есть «ангел во плоти», и Пророк не был ангелом, и его миссия была не в этом, не в этом, по моему пониманию, был замысел Всевышнего. Тем не менее, сражение при Бедре, которое прославляют многие мусульмане, есть банальное ограбление большого каравана мекканцев, состоявшее из 950 человек, 700 верблюдов и 100 лошадей, стоимостью 50 000 динаров(600 000 марок). Несмотря на меньшее количество отряда Мухаммед достиг своей цели, захватив караван, уничтожив 49 арабов – курейшитов, одного с ним племени и столько же взяв в плен. Потери мусульман составили 14 человек. При возвращении с триумфом в Медину, его встретила печальная весть, умерла дочь Рукайя. Её муж Осман, был очень привязан к супруге и сильно страдал. Пророк по истечении нескольких месяцев, выдал за него другую дочь Умм Кулсум. Факты, факты - вещь упрямая, они и есть основания, на которых базируются выводы о том или ином поступке, действии, решении. Эти факты есть в истории, и есть множество их интерпретаций со стороны тех или иных историков и богословов, есть их оценки. Одни возвеличивающие, другие уничижительные, но в любом случае это интерпретации всего лишь людей. А тебе, дорогой мой читатель, осмелюсь посоветовать - делай выводы, исходя из своего разума и совести, не руководствуясь догматами веры или мнениями религиозных авторитетов  и некоторыми сурами Корана, вырывая их из общего контекста. Не зря существует поговорка, что фанатизм до добра не доводит, вот ещё один факт, который приводит А.Мюллер, исходя из информации биографа Пророка: «Между хамитами, отделом племени аус, в большинстве стоящем далеко от ислама, была одна женщина, по имени Асма. Вздумала она как-то сочинить, после сражения при Бедре, несколько строф о глупости мединцев, которые ждут добра от чужестранца, а между тем, он только что приказал умертвить старейшин собственного народа. «Неужели никого не найдётся, кто бы избавил меня от этой несносной бабы?» - воскликнул Пророк, когда ему передали о случившемся. Это слышал Умер Ибн Адий, правоверный, слепой из того же племени. Он пробрался ощупью в жилище женщины, которая спала с детьми и пронзил её мечом. Наутро пришёл он к Пророку и сказал: «О, посланник Божий, я умертвил её». Мухаммед ответил: «Ты оказал услугу, Умейр, услугу Богу и его посланнику!». Старец снова заговорил: «Не быть бы худу из-за неё». – «Не беспокойся, и двух козлов здесь не найдётся, которые вздумали бы за неё заступиться» - был ответ посланника Божия». Для меня лично это был ошеломляющий факт, в который не хотелось верить, но некоторые аяты Корана (периода Медины) в полной мере показали. Что это возможно так и было. Вот, например Сура 2, аят 186: «Сражайтесь, следуя по пути Божьему, с теми, которые сражаются с вами, но не переступайте границ (казалось бы есть границы), потому что Бог не любит несправедливых (и тут же) Убивайте их, где ни застигните, изгоняйте сих оттуда, откуда они изгнали вас. Богоотступничество губительнее убийства». В скобках моё примечание.
            Между тем Пророк «укреплял» своё ближнее окружение рядом браков. Отдал свою дочь Фатиму за двоюродного брата Али, сам же женился на дочери Омара Хафсе, за несколько месяцев до этого овдовевшей. Спустя некоторое время после сражения с мекканцами, при котором погиб «лев ислама» Хамза дядя Пророка и смерти Абу Салама, Пророк взял в жёны вдову Абу Салама – Умм Саламу. Это стало превращаться в определённую традицию. В 626 году после набега на племя Хузаа и захвата добычи 2000 верблюдов, 500 коз и овец, 200 женщин, Мухаммед вновь женился на одной из пленённых девушек по имени Джувейрия, отпустив за это часть пленённых._Апогеем всех этих поступков Мухаммеда стало то, что он заставил развестись своего приёмного сына Зейда ибн Хариса с красивой молодой женой Зейнаб, сам женился на ней и выдал замуж за приёмного сына старую рабыню Умм Аиман, бывшую ему практически второй матерью. Более того в Коране есть аят, разрешающий Пророку это сделать, это 33 Сура Ал-Азхаб (Союзники), аят 37: «…Когда же Зайд удовлетворил с ней желание своё и развёлся, женили Мы тебя на ней, чтобы дозволено было верующим жениться на разведённых жёнах приёмных сыновей своих, после того как те удовлетворят с ними желания». Как говорится не прибавить и не убавить, таковы факты и опять же их можно интерпретировать по разному, что и делали и делают историки и богословы, поборники ислама и их противники. Я же, читая историю жизни Пророка, всё больше убеждаюсь, что факты его биографии говорят об одном, что Пророк начала своего пути в Мекке и Пророк, продолжавший свою миссию в Медине, это совершенно отличающиеся личности. При этом он не перестаёт быть величайшей личностью своего времени и вообще человеческой цивилизации. Но он всего лишь человек, не ангел и не Бог, человек наделённый страстями и пороками, благородством и волей, злом и добром, человек, которого выбрал Всевышний и в том числе потому, что он в полной мере обладал всеми качествами именно человека, со  всеми его сторонами, со светом и тьмой. Всевышнему не нужен был «святой человек», Ему не нужен был ангел во плоти, Ему не нужна была полная добродетель в образе человека, Ему нужен был мечущийся, ищущий, противоречивый человек. И мы видим следы этого человека и в его истории, в истории ислама, и в Коране, и в хадисах. Путь к Богу не красная ковровая дорожка, усыпанная розами, этот путь тернист, опасен и сложен, в нём множество ловушек и ям, в нём море искушений и лабиринтов.  Это начало наше разговора о Пророке, будет и продолжение, важно научиться говорить о нём Правду, какая бы она не была нелицеприятная на первый взгляд. Знание истины не отдаляет нас от Бога, знание истины научить нас смотреть правильными глазами на вещи, научит нас мыслить и анализировать. А теперь расходимся, если что, мы читатели. Место встречи не изменить.


Рецензии